В статье дано понятие слова «сага», особенности, структура, сюжетные мотивы, архетипы, типология германо-скандинавских саг.
Ключевые слова : сага, викинги, Скандинавия, эпос, германо-скандинавская мифология, средневековая литература.
Сага — (от др.-сканд. saga, далее из прагерм. *sagǭ «сказание», далее из праиндоевр. *sekw- «говорить») — это прозоречное литературное произведение, возникшее на территории Скандинавии в период с XIII по XIV века на основе устного народного творчества [1, с. 6].
Обычно саги повествуют о доблести героев прошлых и нынешних поколений, событиях из жизни обычных людей и исторических личностей, культурных обычаев и социальных взаимодействий. Они пронизаны духом региональной идентичности и отражают культурные особенности германских народов [1, с. 6].
Особенности саги:
- Устная традиция: Как и описано, саги восходят к устной народной традиции, что отразилось на их структуре и стиле. Они часто содержат диалоги и динамичные описания, которые создают ощущение непосредственного участия читателя в событиях.
- Историчность и мифологичность: Многие саги основаны на реальных исторических событиях и личностях, но также включают мифологические элементы, такие как боги, чудовища и фантастические приключения. Это соединение фактов и вымысла создает сложный нарративный пласт [3].
- Социальные и культурные темы: Саги часто исследуют темы чести, мести, дружбы и предательства. Они отражают важные культурные нормы и ценности своего времени.
Саги выделяются тем, что они не только служат развлечением, но и являются важными источниками для понимания исторического контекста, культуры и менталитета скандинавского общества. Они фиксируют и передают традиции, обычаи и ценности, что делает их безусловно значительными не только для литературы, но и для исследования истории и социологии.
Структура саг не имеет в своей основе что-то сложное или необычное из-за устного вида первоисточника предания [2, с. 30]. Естественным последствием для данного жанра при переходе в письменную форму, остается простое повествование из трех базовых элементов:
— Пролог — краткое введение: Рассказ о персонажах, с детальным описанием их родословной (главный элемент без которого сюжет не будет строится, ибо начинается он, в основном, по причине старой обиды одного рода на другой).
— Основной сюжет — линейное повествование, иногда с вставными эпизодами: Описание быта героев, а также вытекающих из этого последствий, вроде того, что простой пир на свадьбе может перерасти в ссору, после во вражду.
— Развязка — гибель героя или подведение не менее печальных итогов: концовки произведений северогерманской культуры отличаются помимо прочего выше изложенного, также и отражением суровой правды, заложенной в мировоззрение народов-сказителей. Сама германо-скандинавская мифология, берет своё начало и завершение в сплошной трагедии, где всё сущее заранее обречено на гибель [3].
Основные сюжетные мотивы рассматривают соответствующие понятия:
— Месть — двигатель сюжета, философская призма, через которую рассматривается понимание человеком ценности жизни, наследства и любви, хотя с очень грубыми выводами («Сага о Греттире»).
— Проклятия и предзнаменования — чтобы герой не пытался сделать, его судьба заранее определена.
— Путешествия –общий мотив, отражающий события раннего средневековья, с массовыми миграциями скандинавов к новым, более благоприятным для жизни, землям. Часто подобное рассматривается, как изгнание («Сага об Эрике Рыжем»).
Соответствующие архетипы:
— Мудрый старец, соответственно предвестник великих и печальных событий (Один в «Саге о Вёльсунгах»).
— Воин, смирившийся с судьбой (Сигурд Убийца Фафнира).
— Хитрый скальд, воин и поэт, одновременно, часто, персонаж с негативными моральными качествами (ЭгильСкаллагримссон).
— Мать рода (Гудрун в Саге о людях из Лаксдаля).
Типология германо-скандинавских саг:
1. Королевские саги (Konungasögur)
Королевские саги — это произведения, повествующие о жизни скандинавских правителей, их деяниях, войнах и политических интригах. Эти саги часто акцентируют внимание на характеристиках власти и ее легитимности, а также на судьбах отдельных династий, детально расписывая взаимоотношения между всеми членами огромных семейств, зачастую акцентируя внимание на их противостоянии друг другу, обидами и предательствами. В качестве примера можно рассмотреть Сагу об Инглингах (InglingsSaga): Эта сага рассказывает о мифологической династии Инглингов, предполагаемых предках шведских королей. Читатель знакомится с историями богов, их потомков и их проблемами в правлении.
2. Родовые саги (Íslendingasögur).
Родовые саги — это произведения, сосредоточенные на истории исландских семей, их династиях, конфликтах, обрядах и обычаях. Они предоставляют ценную информацию о социальной структуре и культуре Исландии. Допустимы параллели с королевскими сагами, но строго запрещается их путать. В качестве примера можно рассмотреть Сагу о Ньяле (NjálsSaga): Эта сага считается одной из величайших, она излагает историю дружбы Ньяла и Гуннара, их секретов и конфликтов, плавно переходящих в масштабные кровные мести, что подчеркивает юридические и моральные аспекты исландского общества.
3. Саги о древних временах (Fornaldarsögur)
Саги о древних временах представляют собой мифологические и исторические нарративы, часто сфокусированные на действиях героев, напоминающих о древнескандинавских мифах. В качестве примера можно рассмотреть Сагу о Вёльсунгах (VölsungaSaga): Этот текст основан на древних германских мифах и предложении о первоначальном мифологическом герое Сигурде. В саге описываются встречи с чудовищами, драконами и темами предательства и мести.
4. Лживые саги (Lygisögur).
Лживые саги — это фантастические произведения, басни, которые трактуют крайне вольные формы сюжета и не всегда основываются на исторических фактах. Они часто содержат элементы комедии. В качестве примера можно рассмотреть Сагу о Хрольве Жердинке (Hrólfs saga kraka): Эта сага полна фантастики, включая магию и мифические существа. Она рассказывает о Хрольве и его борьбе против злых чар и соперников, подчеркивая темы доблести и преданности.
5. Саги о епископах (Biskupasögur)
Саги о епископах — это христианские тексты, рассказывающие о жизни и деяниях епископов и святых, обычно с акцентом на их добродетели и добрые дела. Эти саги отражают переход от язычества к христианству в Скандинавии. В качестве примера можно рассмотреть Сагу о епископе Гудмунде (Biskupasaga Guðmundar): Эта сага описывает жизнь Гудмунда, его чудеса и добрые дела, акцентируя внимание на христианских ценностях и этике.
Германо-скандинавские саги представляют собой значимое наследие, которое продолжает оказывать влияние на современную массовую культуру, не только европейскую, но и Мировую. Их основные темы, образы и архетипы не только сохраняются, но и развиваются в новых медиаформатах, таких как кино, литература, видеоигры и даже музыкальные произведения. Это свидетельствует о том, что саги остаются актуальными и резонируют с современными зрителями и читателями.
Таким образом, германо-скандинавские саги продолжают оказывать значительное влияние на современную массовую культуру. Их универсальные темы о человеческом опыте, борьбе за честь и личной судьбе находят отзыв в произведениях искусства, литературы и медиа своего времени. Этот бесконечный цикл переосмысления старых текстов в новых контекстах подчеркивает вечную привлекательность для новых поколений. Саги продолжат жить, переосмысляться и вдохновлять на протяжении многих поколений, сохраняя свое уникальное место в мире культуры и наследия.
Литература:
- Гуревич, А. Я. Избранные труды. История и сага: 4-е изд. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. — 368 с.. — ISBN: 978–5–98712–927–2
- Стеблин-Каменский, Михаил Иванович (1903–1981). Мир саги [Текст]; Становление литературы / М. И. Стеблин-Каменский; отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Изд. 2-е. — Москва: URSS, 2013. — 244, с.; 22 см. — ISBN 978–5–397–03293–3.
- Мелетинский, Елеазар Моисеевич (1918–2006.). Скандинавская мифология как система — Москва: Наука, 1973–16 с. — (Доклад советской делегации/ IX Междунар. конгресс антропол. и этногр. наук. (Чикаго, сент., 1973)).