Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

31. Прочее
04.06.2020
471
Поделиться
Библиографическое описание
Герасимова, А. О. Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте / А. О. Герасимова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15911/.


В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых стран. Охрана труда должна рассматриваться не как составная часть, а как цель организации перевозок с резким повышением производительности труда. Должное внимание к этому направлению позволит обеспечить снижение затрат на самосохранение и старение организма работника, повышение работоспособности каждого человека, а также увеличит фактический фонд рабочего времени, за счет сокращения простоев подвижного состава, снижения травматизма и заболеваемости, текучести кадров. Фактически, новая система охраны труда за счет снижения потока отклонений и нарушений требований законодательных актов, правил и инструкций в этой области, позволит повысить эффективность труда.

Ключевые слова: деятельность по охране труда, концепция охраны труда, полная ориентационная основа, эффективность деятельности, поток отклонений, нормативная документация, оперативное время.

In recent years, the number of passenger and freight transport by rail has increased significantly. Unfortunately, Russia lags significantly behind the level of reduction in injuries in the field of rail transportation, from the level of developed countries. Labor protection should not be considered as an integral part, but as the goal of organizing transportation with a sharp increase in labor productivity. Due attention to this area will help to reduce the cost of self-preservation and aging of the employee’s body, increase the working capacity of each person, and also increase the actual fund of working time by reducing downtime of rolling stock, reducing injuries and morbidity, and staff turnover. In fact, the new system of labor protection by reducing the flow of deviations and violations of the requirements of legislative acts, rules and regulations in this area will improve labor efficiency.

Keywords: labor protection activity, labor protection concept, full orientation basis, activity efficiency, deviation flow, normative documentation, operational time.

На протяжении долгих лет наблюдается тенденция крайне напряженной ситуации в Российской Федерации в области охраны труда (далее ОТ). Если сравнивать данную ситуацию с зарубежными странами, непосредственно в нашей стране количество несчастных случаев со смертельным исходом на рабочем месте во много раз выше, чем в развитых странах: в США — в 1,6 раза, в Германии — в 4,1 раза, во Франции — в 5,7 раза выше. В России с различными профессиональными заболеваниями на начало 2020 года насчитывалось около 160 тысяч рабочих, и что следует отметить, с каждым годом их число увеличивается, примерно на 7–8 тысяч человек.

Причиной высоких показателей в нашей стране является то, что на многих предприятиях, в том числе и железнодорожного сообщения, не учитываются современные тенденции и практика управления системой охраны труда (далее СУОТ), которая сложилась давно уже в зарубежных странах. Необходимым условием и главной составляющей современных моделей управления безопасностью труда является совершенствование (развитие) систем управления ОТ [5].

На сегодняшний день задача заключается, в выведении СУОТ на современный уровень методов, которые будут основаны на принципиально новых концептуальных подходах, с помощью уже наработанного отечественного опыта, а также международной практики. Данные факторы непосредственно приводят к обязательствам специалистов искать новые методы и формы регулирования, с помощью которых можно было бы уменьшить показатели травматизма, профессиональных заболеваний и удерживать ОТ в устойчивом, управляемом состоянии.

Мировой опыт показывает, что снижение профессиональных заболеваний и производственного травматизма невозможно при использовании неэффективной СУОТ, поэтому существующая СУОТ на российских предприятиях железнодорожного транспорта, должна быть усовершенствована, но предварительно должны быть определены причины, которые препятствуют данному процессу.

Традиционные методы и формы работы на железнодорожном транспорте, давно устарели, а непосредственно сформированные стандарты не дают желаемого эффекта. Из вышесказанного можно сделать вывод: существует потребность в новых методах, и они существуют, но, к сожалению, на уровне железнодорожного транспорта, их реализация происходит крайне медленно.

На сегодняшний день с острой проблемой сталкиваются руководители и специалисты железнодорожного транспорта, которая направлена непосредственно на обеспечение безопасных условий труда.

Каковы же причины, сдерживающие снижение безопасности трудовых ресурсов и производительности труда? Одна из них — наличие существенного количества рабочих мест, как с опасными, так и с вредными условиями труда, которые в большом количестве присутствуют на предприятиях РЖД. Несмотря на это, руководители не всех предприятий РЖД, уделяют достаточное внимание охране труда, а именно: они не соблюдают законодательство в этой области, отсутствуют меры по улучшению условий труда на рабочем месте и системы контроля [4].

Все вышеизложенные факты приводят к травматизму и профессиональным заболеваниям работников, а также к экономическим потерям. В конечном итоге наше государство несет значительные и огромные социальные издержки.

Поэтому возникает потребность в улучшении системы охраны труда на предприятиях РЖД, с помощью принятия мер, реализация которых будет происходить по нескольким направлениям:

− разработка ряда стандартов для выявления и устранения мест с вредными условиями труда;

− разработка финансовых стимулов для соблюдения персоналом требований ОТ, а для работодателей — применение технологий, которые приведут к сокращению количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с ГОСТ 12.0.230–20, в обязанности работодателей входит распределять ответственность, задачи и полномочия должностных лиц, всё это необходимо для достижение соответствующих целей в области охраны труда в организации.

Организация обязана иметь установленные структуры и процессы [3]:

− управление службой охраны труда в форме линейной функции управления;

− определение и информирование работников организации РЖД, которые выявляют, оценивают или оптимизируют угрозы и риски в области ОТ;

− проведение эффективного и оперативного прогноза по защите и благополучию работников;

− соблюдение принципов построения СУОТ в соответствии с действующим законодательством и обязательствами, взятыми на себя организацией;

− разработка эффективных мер по выявлению, устранению или ограничению угроз и рисков, способствующих поддержанию благополучия в процессе труда;

− разработка и реализация четкой политики ОТ и измеримых целей;

− разработка программ профилактики и лечения заболеваний для работников;

− обеспечение эффективных мер по участию всех работников и их представителей в реализации политики ОТ;

− предоставление необходимых условий и ресурсов лицам, ответственным за обеспечение ОТ, в том числе членам комитета (комиссии) по ОТ, для надлежащего выполнения ими своих функций.

На сегодняшний день важным элементом, который непосредственно затрагивает и поддерживает интересы самих работников и их руководителей является служба ОТ.

Высокий процент несчастных случаев на предприятиях РЖД случается как по личным причинам самих работников, так и по организационным. Чаще всего работники непрофессионально подготовлены в области охраны труда, часто нарушают дисциплину на рабочем месте, и, что наиболее важно, недостаточно соблюдают меры безопасности. Все это приводит к негативным последствиям. И еще раз говорит о том, что мы не должны забывать о коллективной безответственности и недооценке роли человеческого фактора в повышении производительности труда.

Поэтому для устранения вышеизложенных последствий предлагается новый механизм безопасности труда, который включает в себя следующие компоненты [2]:

− проведение регулярного анализа и мониторинга отклонений непосредственно на предприятии РЖД, в соответствии с требованиями законодательства, контроль за соблюдением стандартов и правил ОТ для обеспечения безопасности предприятия.

− разработка внутренней нормы локального документа на предприятии РЖД, в котором четко определены функции каждого работника по соблюдению требований закона, правил и инструкций по ОТ.

− мотивация работников предприятий РЖД, для того чтобы снизить случаи отклонения от требований законов, норм и правил по ОТ, а также повысить производительность и безопасность труда на рабочих местах.

Для того чтобы подвести итоги о проделанной работе, возникает необходимость в создании комиссии, их функции — это производить оценку работы деятельности предприятия по ОТ. В состав созданной комиссии, как правило, включают специалистов трудового коллектива, администрацию предприятия, а также обязательным участником должен быть специалист по ОТ. Окончательным результатом работы данной комиссии должен стать контроль за изменением результатов в сфере охраны труда, которые могут проявляться как положительно, так и отрицательно. После проведённого контроля комиссия должна огласить своё решение, и эта информация должна быть донесена до всех подразделений.

Предложенная система управления ОТ была опробована во время обучения и сертификации руководителей и специалистов в учебном центре охраны труда РЖД (более 6500 человек) и была одобрена руководителями и специалистами предприятий РЖД.

Рассмотрим следующие положения, в которых изложена новая концепция охраны труда [1]:

− эффективность работы по обеспечению безопасности определяется уровнем соблюдения требований законодательных актов, правил и инструкций по ОТ при выполнении работ;

− выявление потока отклонений от требований законодательных актов, правил и инструкций по ОТ (уменьшение потока отклонений свидетельствует о позитивной работе по обеспечению безопасности, увеличение свидетельствует о неудовлетворительной работе).

Долгосрочной целью этого механизма является улучшение и полное соблюдение требований законодательных актов, правил и инструкций по ОТ, а также получение сертификатов безопасности предприятиями.

В заключение хотелось бы отметить, что в связи с вышеизложенным было установлено, что в области охраны труда решение многих проблем сдерживается недостаточной разработкой механизмов законодательной и нормативной базы нашего государства. На сегодняшний день законодательство Российской Федерации предусматривает четыре вида ответственности, как для работодателей, так и для работников за нарушение непосредственно трудового законодательства, промышленной безопасности и охраны труда, а вот следует заметить направление за хорошую работу отсутствует в законодательстве. Поэтому в целях мотивации трудового коллектива, в соответствии с действующими стандартами в области охраны труда, возникает необходимость создания локального документа, который необходимо принять в коллективном договоре предприятий РЖД.

Литература:

  1. Баскаков, В. П. Методика оценки рисков аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве / В. П.Баскаков, В. И. Ефимов, Г. В. Сенаторов // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. — 2018. -№ 9. — С. 43–48.
  2. Горюшкина И. Н., Васюкова Г. Н. Правовое регулирование охраны труда // Охрана труда 2016. Актуальные проблемы и пути их решения: сб. материалов Всероссийской конференции научно-практической конференции. Орёл: Изд-во Орел ГАУ С. 171–175.
  3. Зернов, А. Н. Несчастный случай на производстве: причины, классификация и процедура расследования // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. — 2018. -№ 9. — С. 64–74.
  4. Крыцин, А. В. Что остается за кадром / А. В. Крыцин // Охрана труда и социальное страхование. — 2018. — № 9. — С. 28–32.
  5. Охрана труда: человеческий фактор и государственный контроль; под общей редакцией Н. П. Пашина, Н. А. Лысюка. Киев: НИИПБОТ, 2018. 116 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
деятельность по охране труда
концепция охраны труда
полная ориентационная основа
эффективность деятельности
поток отклонений
нормативная документация
оперативное время

Молодой учёный