Ценностные ориентации представляют собой ключевое личностное образование, через которое человек выражает отношение к миру, регулирует собственное поведение и оказывает влияние на окружающую социальную среду. Мотивы, поступки, отношение к другим людям напрямую определяются индивидуальной системой ценностей.
Исследованию феномена ценностных ориентаций посвятили свои труды многие отечественные ученые, среди которых В. Г. Алексеева, Ф. Е. Василюк, Е. А. Верещагина, А. Г. Здравомыслов, Л. С. Кравченко, А. В. Петровский, Н. А. Самойлик, В. П. Тугаринов, Е. Б. Фанталова и др. Значительный вклад внесли и зарубежные исследователи: А. Маслоу, Р. К. Мертон, Т. Парсонс, М. Рокич, В. Франкл, Ш. Шварц.
Отдельные аспекты ценностных установок педагогов анализировались С. И. Железняковой и Л. А. Семеновым. Л. С. Кравченко подчеркивала, что чаще всего педагогические ценностные ориентации смещены либо в сторону личной сферы (семья, гармоничная жизнь), либо в сторону профессиональной (интересная деятельность, материальная стабильность).
Ценности рассматриваются как фундамент мотивации поведения и значимая составляющая социализации личности. Численные авторы (Л. М. Архангельский, А. Г. Здравомыслов, Н. Ф. Наумов, В. А. Ядов и др.) отмечают прямое влияние ценностей на мотивационные процессы.
Современная ситуация социальной и образовательной трансформации усиливает актуальность изучения ценностных ориентаций. Быстрые изменения в экономике, образовании, обществе в целом приводят к пересмотру социальных установок и изменению ценностных приоритетов, в том числе у педагогов. Нестабильность среды становится фактором деформации личностной системы ценностей и изменений профессиональной позиции педагога.
Понятие «ценность» впервые вводится И. Кантом, однако системное его обоснование принадлежит Р. Г. Лотце, который рассматривал ценности как идеальные образования, способные определять смысл человеческой деятельности.
В американской социологии существенный вклад внесли У. Томас и Ф. Знанецкий. Последний утверждал, что человеческая жизнь структурируется вокруг вещей и ценностей, при этом именно ценности становятся ведущим регулятором поведения.
Современные исследования выделяют два основных подхода к пониманию ценностных ориентаций: нормативный — ценности как социальные нормы, регулирующие поведение; субъективный — ценности как средства удовлетворения индивидуальных потребностей.
С. И. Ожегов трактует ценность как «нечто важное и значимое», что подчеркивает ее роль в самоопределении личности.
М. Рокич, создавший одну из самых распространенных методик диагностики ценностей, выделял три принципиальных положения:
– ценности проявляются в любых проявлениях человеческой активности;
– существует универсальность основных ценностей;
– ценности образуют иерархически организованную систему.
В зарубежной и отечественной психологии представлены различные интерпретации ценностей: как значимость объектов (К. А. Абульханова-Славская, Г. Олпорт), как идеалы (С. С. Бубнова, М. Рокич), как нормы поведения (В. А. Бодров), как разновидность установок (Ф. Знанецкий), как элементы мотивации (А. Маслоу, Э. Фромм).
В социологических концепциях нередко отождествляют понятие «ценностные ориентации» с понятием «социальные ценности», предполагая, что ценности закладываются социумом в личность в процессе ее социализации и уже общество становится главным фактором, который трактует поведение человека.
Современная социология отмечает, что духовно-личностные ценности, такие как: благополучная семейная жизнь, любовь и наличие настоящих друзей, — в настоящее время набирают свою значимость. При всем при этом, большинство молодых людей важным жизненным приоритетом считают материальные ценности и карьеру. Е. А. Тетерина и А. Ю. Питерова пишут, что «идеалом становится семья, построенная не только на любви, но и имеющая достаточно хорошее материальное положение и достаток».
Являясь специфическим отражением коллективных ценностей, личные ценности, могут значительно отличаться у разных членов этой группы, так как на коллективное накладывает отпечаток личностные особенности каждого конкретного участника. Ценности отличаются расстановкой акцентов и интерпретацией. Следовательно, не найдется двух человек с абсолютно похожей системой ценностных ориентаций.
Психологи, более детально изучающие структуру и механизмы формирования ценностей, выделяют их конкретные виды. Так, психолог и психиатр В. Франкл, известный как создатель логотерапии, выделил 3 класса ценностей, с помощью которых жизнь человека приобретает определенный смысл. Это такие ценности, как: творчество, переживание и отношения. А. Маслоу выделял высшие ценности, так называемые «ценности бытия», такие как доброта, красота, саморазвитие, порядок, уникальность. И «дефиницитарные» ценности, в неё вошли низшие ценности, направленные на удовлетворение какой-либо определенной потребности.
Несмотря на разнородность подходов, большинство исследователей сходятся во мнении, что ценности являются ядром личности, определяющим направленность, активность, целостность и мировоззрение человека.
Литература:
- Арсаханова, Г. А. Формирование способности к реализации противострессовых действий. / Г. А. Арсаханова // Управление образованием: Теория и практика. — Грозный. — 2021. — с. 230–239.
- Асмолов, А. Г. Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии. Материалы обсуждения / А. Г. Асмолов, В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов, А. А. Гусейнов, А. И. Донцов, Б. С. Братусь // Человек. Т. 31. — 2020. — № 4. — с. 7–40.
- Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров// Учебное пособие для вузов. — М.: PerSe. — 2001. — 511 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов // — М.: Изд-во Московского университета. — 1990.
- Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В. А. Бодров // — Москва. — 2006. — с.528.
- Бодров, В. А. Информационный стресс. / В. А. Бодров // Учебное пособие для вузов. — Москва. — 2000.
- Бодров, В. А. Психологический стресс и адаптация человека. / В. А. Бодров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. — 2005. — № 3. — с. 19–24.
- Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — М.: МГУ, 1984. — 128 с.
- Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — М., СПб., 2005г. — 208 с.
- Леонова, А. Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом. / А. Б. Леонова // Вестник Московского Университета, Серия 14. Психология. — 2007. — № 3. — с.69–81.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — с. 108–118.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов // М., 2001. — 873 с.
- Сергеев, С. Н. Влияние стрессовых ситуаций на психоэмоциональное здоровье человека. / С. Н. Сергеев, А. А. Сергеева // Вестник Луганского Государственного Университета имени Владимира Даля. — 2022. — с. 82–86.
- Фанталова, Е. Б. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей / Е. Б. Фанталова // Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал № 2 (66). М., 2011. — 34 с.
- Фанталова, Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика / Е. Б. Фанталова // Lap Lambert Academic Publishing GmbHCo.KG, 2012. — 47 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл // М.: Прогресс, 1990.

