Е. Л. Рутковская считает, что финансовая грамотность школьников формируется в результате погружения их в сферу финансов и финансовую деятельность, которые одновременно требуют и развивают комплекс знаний, умений, личностных установок и способов действий [1. с. 99].
Наше общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки учеников начальной школы. Для успешной адаптации в условиях рыночной экономики ребёнок должен знать финансовую и математическую грамотность.
Нужно ли говорить, что умение грамотно распоряжаться финансами один из важнейших пунктов в жизни человека. Финансовая грамотность не бывает без математической. Каждый должен уметь рассчитывать доходы и расходы. Уметь распоряжаться деньгами.
При обучении финансовой грамотности мы начинаем с простых понятий и постепенно их усложняем. Делаем упор на наглядные примеры и решение практических задач.
Благодаря играм и интерактивным занятиям дети лучше усваивают материал.
Очень важно сохранять интерес детей к предмету. Положительные эмоции и интерес поддерживают желание учится дальше и узнавать больше.
Родители также играют важную роль в формировании финансовой грамотности детей. Необходимо проводить совместные мероприятия, консультации они способствуют лучшему пониманию детьми, как важно уметь планировать и управлять деньгами.
Все эти особенности подчёркивают необходимость комплексного подхода к обучению финансовой грамотности в начальной школе.
Я хочу поделиться, как всё вышеперечисленное реализуется в моей работе. Я являюсь классным руководителем 4 класса. Провожу занятия внеурочной деятельности. В своей работе применяю пособие «Функциональная грамотность» под редакцией М. В. Буряк и С. А. Шейкина.
При изучении темы «На что тратятся семейные деньги? Виды расходов» мы говорили о ежемесячных расходах на транспорт. Из 26 человек -17 ежедневно совершали 2 поездки в день. Мы считали только будние дни. Итого 10 поездок в неделю. Из всех детей только один ребёнок пользовался школьной транспортной картой «Пальма» (оплачивал проезд со скидкой 50 %).
Рис. 1
Мы посчитали, что, используя транспортную карту, можно сэкономить чуть больше 1000 рублей в неделю. Соответственно в год более 12000 рублей. Дети донесли эту информацию до родителей, теперь большая часть класса использует для оплаты проезда школьные карты «Пальма». Параллельно отработали тему «Подсчитываем сэкономленные деньги». И ещё один немаловажный момент, касающийся финансовой безопасности, ранее после оплаты проезда очень часто терялись банковские карты. Карты продолжают теряться, но теперь теряют не банковские карты, а транспортные карты. Соответственно и другие риски.
Изучая тему «Доходы и расходы» дети попробовали вести дневник расходов. Мы составили таблицу, которая включала в себя четыре столбца: день недели, доходы (карманные деньги), расходы, остаток.
Таблица 1
|
Дни недели |
Доходы |
Расходы |
Остаток |
В течение недели, ежедневно, они заполняли таблицу, записывая все свои траты. Большая часть класса увидев наглядно какую сумму они получают от родителей (многие не обращали на это внимание), сколько и на что тратят деньги, смогли оценить свои покупки с точки зрения обязательных и необязательных трат. Несколько человек в классе увидели возможность откладывать деньги на более крупные покупки.
Ежегодно в школе проводится благотворительная ярмарка. Дети всегда с большим интересом принимают в ней участие.
На ярмарку дети приносят угощения, родители помогают с торговлей, вся оплата производится наличными. В связи с тем, что у некоторых детей банкноты были надорваны, бледными, были и потемневшие монеты, мы на практике вспомнили и отработали тему «Повреждённые деньги».
С первого по третий класс большую роль в проведении ярмарки играли родители, они решали, что приносить, участвовали в торговле, дети в основном занимались покупками и параллельно отработкой устного счёта.
В четвёртом классе ситуация изменилась. Теперь инициаторами и организаторами стали дети, они задолго до ярмарки начали её обсуждать. Я не могла не использовать их заинтересованность. Мы обсудили, какие товары будут пользоваться хорошим спросом на ярмарке, тема «Спрос и предложение» (опережающее обучение). Составили список продуктов и напитков, которые как они считали будут хорошо раскупаться. Дети выбрали, кто что сможет принести из списка. Подготовили ценники, оформление. Все увлеклись, действовали очень сплочённо.
Все вместе продумали стратегию продаж, различные акции, бонусы.
Например: купи товар и получи конфету в подарок, приведи друга и получи напиток в подарок. Решили, что как только спрос начнёт снижаться, будем снижать цены. Тема «Распродажа, скидки, бонусы».
На занятии ребята учились анализировать ситуацию, доказывать свою точку зрения.
Класс был разделен на группы продавцов и промоутеров.
В основном продавцами захотели стать девочки. Они стояли за столом и торговали, мальчики решили попробовать свои силы в торговле только в конце ярмарки. Взрослые находились рядом со столами, их помощь была минимальной. Другая часть детей, в основном мальчики, взяли на себя роль промоутеров. Они рассказывали о наших акциях знакомым, зазывали к нам покупателей. В мероприятии был задействован практически весь класс. Время от времени роли менялись.
Рис. 2
Благодаря четкому планированию и распределению обязанностей по интересам и возможностям ребят, продуманной стратегии продаж, несмотря на очень неудачное место расположения наших столов (мы не выбирали, так было распределено организаторами школьной ярмарки), мы собрали самую большую сумму во всей школе. Обсуждая мероприятие, дети поделились, что ранее не задумывались сколько нужно потрудиться, чтобы получить доход. И я, как их старший наставник, радовалась результатам развития финансовой грамотности своих учащихся.
Так знания, полученные во время занятий внеурочной деятельности, и применяемые во время внеклассных мероприятий, повышают уровень финансовой грамотности школьников, развивают уверенность в себе. Детям становится легче решать практические задачи в жизни.
Свою статью я хочу закончить словами Цицерона «Практика — лучший учитель!».
Литература:
- Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке финансовых заданий// Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1. № 4 (61). С. 98–111

