Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 июня, печатный экземпляр отправим 18 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 5053 раза

Библиографическое описание:

Сабиров, Д. Н. Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности / Д. Н. Сабиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70989/ (дата обращения: 31.05.2025).



Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, преподавание математики.

Последние десятилетия характеризуются ростом роли денег и финансов в существовании каждого человека. С каждым годом повышается количество всевозможных подсчетов, и осмысление того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, — только небольшая часть того, что необходимо знать, чтобы стать финансово грамотным человеком.

Исследования обнаруживают, что только незначительная часть российских граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приблизительно лишь половина потребителей с небольшими доходами сопоставляет альтернативные предложения прежде, чем взять кредит или сделать покупку.

Актуальность развития финансовой грамотности школьников обусловлена последствиями социально–экономического кризиса, втягивающего в экономические отношения и подрастающее поколение. Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе компетенций и правил поведения.

Необходимость формирования финансовой грамотности современных школьников обусловлена в первую очередь тем, что в долгосрочном плане развития российской экономики особое место финансовой грамотности населения определяется возросшим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния каждого гражданина на всех этапах его жизни. Современные школьники уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений: самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Это требует от них сформированности определенного уровня финансовой грамотности.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями, а значит, все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Поэтому определенные элементы финансовой грамотности в обязательном порядке следует преподавать уже в школе.

Задача повышения финансовой грамотности школьников сегодня перешла в плоскость практической реализации.

Результаты ЕГЭ по Приморскому краю за 2019 год показывают, что многие выпускники не имеют навыков планирования своих расходов и не справляются с финансово-экономическими задачами (6,6 % выпускников справились).

Как мы видим, имеются серьезные недостатки школьного образования в экономическом воспитании школьников:

– Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам; они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

– Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются, например, заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, а также граждане, участвующие в финансовых пирамидах.

– Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.

Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой целесообразно поэтапно формировать финансовую грамотность.

Реализация программы формирования финансовой культуры посредством уроков математики должна включать работу по следующим направлениям:

  1. Выделение элементарных понятий экономики, с которыми можно познакомить учащихся на уроках математики: доход, заработная плата, премии, цены и их виды, спрос и предложение, оптовые и розничные покупки, кредитная карта, сбережения, кредит, простые и сложные проценты и т. д.
  2. Выделение финансово-расчетных задач в отдельную содержательную линию школьного курса математики. К числу таких задач можно отнести: рассчитать налоги по заработной плате, рассчитать скидку с цены, заполнить квитанцию об оплате, рассчитать семейный бюджет; высчитать сумму банковских процентов по кредиту или депозиту; выбрать самое выгодное условие мобильного оператора или интернет — провайдера и т. д.
  3. Разработка методического и дидактического обеспечения финансовой составляющей школьного курса математики.

Содержательная линия финансовой грамотности может быть представлена следующим образом:

I этап (5–6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе основными видами задач являются: нахождение процента от числа; нахождение числа по данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент.

II этап (5–7 классы). Решение практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т. д.

III этап (7–9 классы). Тема «Задачи на повышение и понижение цены».

IV этап (10–11 классы). Тема «Простые и сложные проценты».

До настоящего времени не существует концепции финансового обучения школьников, следовательно, отсутствуют учебно-методические пособия для проведения практических занятий, дидактические материалы для учителя и т. д.

Для того чтобы на уроках математики в основной и средней школах реализовывать модель формирования финансовой грамотности, учителю необходимо самостоятельно подбирать соответствующие задачи из дополнительных источников. Для достижения этих целей задачи с экономическим содержанием можно выбирать из электронных образовательных ресурсов, таких как: банк заданий ЕГЭ, ОГЭ ФИПИ, образовательный портал «Решу ЕГЭ, ОГЭ», сайт А. Ларина и т. п. Это требует от учителя дополнительных временных и материальных затрат для подбора и распечатывания подобранных дидактических материалов.

Для обеспечения финансовой составляющей школьного курса математики, предлагаю разбить задачи по видам:

задачи на потребности и расходы:

Задача 1. Лена купила два пирожка, килограмм персиков и полтора килограмма груш. Один пирожок стоит 27 рублей, один килограмм персиков — 350 рублей, а один килограмм груш — 30 рублей. Какую сдачу получит Лена с 500 рублей? (Ответ: 51 руб.).

задачи на взаимозаменяемые варианты:

Задача 2. Михаил решил посетить Парк аттракционов. Сведения о билетах на аттракционы представлены в таблице. Некоторые билеты позволяют посетить сразу два аттракциона.

Номер билета

Посещаемые аттракционы

Стоимость (руб.)

1

Американские горки

300

2

Комната страха, американские горки

400

3

Автодром, американские горки

350

4

Колесо обозрения

250

5

Колесо обозрения, автодром

300

6

Автодром

100

Пользуясь таблицей, подберите набор билетов так, чтобы Михаил посетил все четыре аттракциона: колесо обозрения, комнату страха, американские горки, автодром, а суммарная стоимость билетов не превышала 800 рублей. В ответе укажите ровно один набор номеров билетов без пробелов, запятых и других дополнительных символов. (Ответ: 246 или 25).

задачи на альтернативную стоимость:

Задача 3. В среднем гражданин А. в дневное время расходует 120 кВт/ч электроэнергии в месяц, а в ночное время — 185 кВт/ч электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,40 руб. за кВт/ч. Год назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,40 руб. за кВт/ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,60 руб. за кВт/ч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счетчик? (Ответ: 3996 руб. в год).

задачи на потребительский выбор:

Задача 4. В трёх салонах сотовой связи один и тот же телефон продаётся в кредит на разных условиях. Условия даны в таблице.

Салон

Цена телефона (руб.)

Первоначальный взнос

% от цены)

Срок кредита (мес.)

Сумма ежемесячного платежа (руб.)

Эпсилон

20000

15

12

1620

Дельта

21000

10

6

3400

Омикрон

19000

20

12

1560

Определите, в каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего (с учётом переплаты). В ответ запишите эту сумму в рублях.

(Ответ: 22440 руб.).

задачи на понижение и повышение цены:

Задача 5. Цены на крабов сначала понизились на 20 %, а затем повысились на 25 %. Сколько изначально стоили крабы, если после повышения цен они стоили 150 руб.? (Ответ: 150 руб.).

задачи на скидки:

Задача 6. Коньки без скидки стоят 1800 рублей. Со скидкой они стоят 1530 рублей. Сколько процентов составляет скидка? (Ответ: 15 %).

задачи на доходы и налоги:

Задача 7. Налог на доходы составляет 13 % от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12 500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы? (Ответ: 10875 руб.).

задачи на личный и семейный бюджет:

Задача 8. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша? (Ответ: 1300 руб.).

задачи на сбережения и инвестиции:

Задача 9. Саша положил некоторую сумму в банк на 4 года под 10 % годовых. Одновременно с ним Паша такую же сумму положил на два года в другой банк под 15 % годовых. Через два года Паша решил продлить срок вклада еще на 2 года. Однако к тому времени процентная ставка по вкладам в этом банке изменилась и составляла уже p % годовых. В итоге через четыре года на счету у Паши оказалась большая сумма, чем у Саши, причем эта разность составила менее 10 % от суммы, вложенной каждым первоначально. Найдите наибольшее возможное целое значение процентной ставки. (Ответ: 8 %).

задачи на займы:

Задача 10. Евграфий взял у приятеля взаймы 20000 руб. в декабре. Каждый месяц, начиная с января, он выплачивает 20 % от оставшейся суммы долга. Сколько денег он заплатит приятелю в феврале? (Ответ: 3200 руб.).

задачи на кредиты:

Задача 11. Клиент взял в банке кредит 12 000 рублей на год под 16 %. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? (Ответ: 1160 руб.).

задачи на расчеты с использованием карт и счетов:

Задача 12. При переводе денежных средств с банковского счёта на счёт в другом банке взимается комиссия 2,5 % от суммы перевода. Сколько рублей составит комиссия при переводе 14 000 рублей? (Ответ: 350 руб.).

задачи на страхование:

Задача 13. Семья Ивановых состоит из трех человек: папа, мама и ребенок-школьник. В прошлом году папа болел дважды, мама — три раза, а ребенок — девять раз. Каждый раз за помощью они обращались в платную поликлинику, где требовалось три раза посетить врача и два раза сдать анализы. Первое обращение к врачу по каждому случаю заболевания в этой поликлинике стоит 1100 рублей, повторное обращение — 850 рублей, взятие анализов — 500 рублей.

Если оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС), платить за каждую услугу не придется. Стоимость полисов составляет:

– для одного взрослого: 27 000 рублей;

– для одного ребенка: 32 000 рублей.

1) Кому из членов семьи было бы дешевле оформить полис, чем платить за каждую услугу?

2) На сколько? (Ответ: 1) ребенку, 2) 2200).

Таким образом, важность обучения решению математических задач с экономическим содержанием не вызывает сомнений. Решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития — воспитание самостоятельной, конкурентоспособной личности, способной решать различные жизненные задачи. Также следует отметить значимость математических задач с экономическим содержанием для мотивирования школьников на изучение экономических приложений математики, формирования у учащихся интереса к профессиям, связанных с финансово-экономической сферой деятельности.

Литература:

  1. Вендина, А. А. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики [Текст] / А. А. Вендина, В. В. Малиатаки. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. — 2014. — № 4. — С. 31–34.
  2. Лазебникова, А. Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы [Текст] / А. Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 2. — С. 22–30.
  3. Паатова, М. Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования [Текст] / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова. // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 2. — С. 173–175.
  4. Пучков, Н. П. Математика в экономике Учебное пособие [Текст] / Н. П. Пучков, А. Л. Денисова, А. В. Щербакова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. — 80 с.
  5. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Приморском крае, 2019.
  6. Сдам ГИА: Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс]. — URL: https://sdamgia.ru.
  7. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс]. — URL: https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.
  8. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ. [Электронный ресурс]. — URL: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.
  9. http://infed.ru/articles/799/
Основные термины (генерируются автоматически): задача, финансовая грамотность, рубль, Ответ, заработная плата, урок математики, колесо обозрения, финансовая культура, школьный курс математики, экономическое содержание.


Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности на уроках математики в средней школе

В статье авторы исследуют модели, используемые на уроках математики в целях формирования основ финансовой грамотности школьников.

Экономическое воспитание школьников на уроках математики

В статье авторы исследуют основы экономического воспитания школьников в средней школе.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Финансовая математика в школе

В статье отражены: важность финансовой грамотности, практические задачи для учащихся школ.

Для чего нужна финансовая грамотность

В статье автор исследует вопрос понятия финансовой грамотности, развития финансовой грамотности по средствам игр, начиная с дошкольного возраста, а также произвел опрос учащихся по данной теме.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности на уроках математики в средней школе

В статье авторы исследуют модели, используемые на уроках математики в целях формирования основ финансовой грамотности школьников.

Экономическое воспитание школьников на уроках математики

В статье авторы исследуют основы экономического воспитания школьников в средней школе.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Финансовая математика в школе

В статье отражены: важность финансовой грамотности, практические задачи для учащихся школ.

Для чего нужна финансовая грамотность

В статье автор исследует вопрос понятия финансовой грамотности, развития финансовой грамотности по средствам игр, начиная с дошкольного возраста, а также произвел опрос учащихся по данной теме.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Задать вопрос