Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы при организации контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий и возбуждении дел об административных правонарушениях при осуществлении государственного экологического контроля (надзора)

Юриспруденция
Препринт статьи
13.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Дудиловская, И. В. Актуальные проблемы при организации контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий и возбуждении дел об административных правонарушениях при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) / И. В. Дудиловская, М. А. Дудиловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131434.


В Российской Федерации осуществляются федеральный государственный экологический и региональный государственный экологический контроль (надзор) (далее — ФГЭН и РГЭН).

Организация и осуществление указанного надзора регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [1] с учётом положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] (далее — Закон № 7-ФЗ) и проводится, в том числе в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты ОНВОС).

Объекты ОНВОС в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду подразделяются на 4 категории:

– объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие;

– объекты II категории (умеренное негативное воздействие);

– объекты III категории (незначительное негативное воздействие);

– объекты IV категории (минимальное негативное воздействие).

В отношении объектов I категории осуществляется только ФГЭН.

Критерии отнесения объектов ОНВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [4].

Присвоение объекту ОНВОС соответствующей категории и уровня надзора (ФГЭН или РГЭН) осуществляется при его постановке на государственный учёт.

Для постановки на государственный учёт объекта ОНВОС юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала его эксплуатации подаёт заявку о постановке на государственный учёт (далее — заявка), то есть при постановке на учёт производится самодекларированием. При этом следует заметить, что с 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внёсший изменения в статью 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] и исключивший обязанность по постановке на учёт объектов ОНВОС IV категории. В связи с чем, в настоящее время возникают проблемы с определением уровня надзора, так как контролируемое лицо может эксплуатировать объект ОНВОС IV категории, подлежащий ФГЭН, и в силу пункта 4 статьи 65 Закона № 7-ФЗ [3] в отношении всех объектов ОНВОС такого лица и в отношении такого лица осуществляется ФГЭН. Однако в связи с отсутствием обязанности у контролируемого лица подавать заявку о постановке на учёт объекта ОНВОС IV категории, возможно неправильное отнесение объекта ОНВОС к уровню надзора.

Кроме того, проверить достоверность представленных в заявке сведений возможно только при посещении объекта ОНВОС в рамках профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия. При отсутствии достоверной информации объекту ОНВОС может быть присвоена неправильная категория, что приведёт к нарушению обязательных требований контролируемым лицом, так как обязательные требования в области охраны окружающей среды дифференцируются в зависимости от категории объекта.

Так, например:

– объекты I категории получают комплексное экологическое разрешение и представляют отчёт об организации и осуществлению производственного экологического контроля (далее — Отчет ПЭК);

– объекты II категории — предоставляют декларации о воздействии на окружающую среду и Отчеты ПЭК;

– объекты III категории — предоставляют Отчеты ПЭК.

Следует отметить, что от категории объекта ОНВОС зависит присваиваемая объекту контрольным (надзорным) органом (далее — КНО) категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая определяет периодичность плановых КНМ и обязательных профилактических визитов.

Наибольшую проблему для организации профилактических визитов и внеплановых КНМ представляют объекты ОНВОС II-III категории, которые не состоят на государственном учёте, а следовательно, не соблюдают обязательные требования в области охраны окружающей среды. КНО просто не располагают информацией о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих такие объекты.

С некоторой долей тревоги можно отметить и факты изменений действующего законодательства, направленные на смягчение административных барьеров и либерализацию административной ответственности за совершение административных правонарушений.

25.07.2022 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом, проверки (за исключением случаев применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, изъятия вещей и документов либо ареста товаров, транспортных средств и иных вещей).

Вместе с тем, указанные положения не позволяют органам, осуществляющим государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, при осуществлении отдельных видов контроля (надзора) в силу их специфики эффективно, оперативно и в полном объёме предпринять предусмотренные законодательством меры по пресечению нарушений, сбору и закреплению доказательной базы, установлению и привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушении обязательных требований.

Кроме того, изменения не позволит выявлять и пресекать нарушения, совершаемых лицами, которые неизвестны органам, осуществляющим государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, привлекать к административной ответственности, так как в подавляющем числе случаев только в рамках производства по делам об административных правонарушениях возможно установить лицо, нарушающее обязательные требования.

Таким образом, необходимость возбуждения дел об административных правонарушениях без проведения контрольных (надзорных) мероприятий обусловлено спецификой отдельных правонарушений, которые требуют незамедлительного принятия мер для фиксации и закрепления доказательств при отсутствии информации о лицах, допускающих нарушения.

Для установления и привлечения к ответственности лиц, виновных в организации несанкционированных свалок отходов, а также в загрязнении компонентов природной среды (водных объектов, атмосферного воздуха и т. д.), до 25.07.2022 проводились административные расследования. Практически всегда при осуществлении процессуальных действий, связанных с осмотрами места совершения правонарушений (осмотре несанкционированных свалок) и отборами проб требуется содействие правоохранительных органов в связи с деятельным сопротивлением правонарушителей. Следует отметить, что по материалам, полученным при проведении административных расследований по фактам организации несанкционированных свалок отходов и сбросе отходов, в том числе высоких классов опасности, возбуждаются уголовные дела.

Безусловно, в современных реалиях необходимо принятие нормативных правовых актов, которые направлены на смягчение административных барьеров и либерализацию административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Однако необходимо разрабатывать и принимать такие нормативные правовые акты с учётом всех обстоятельств объективной реальности, окружающей нас. Следует учитывать, что далеко не все субъекты предпринимательской деятельности, либо лица, которые вообще не субъекты предпринимательской деятельности, являются добросовестными лицами, которые соблюдают обязательные требования материального характера, в том числе в области окружающей среды.

Литература:

  1. Федеральный закон № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения 04.11.2025).
  2. Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 04.11.2025).
  3. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 04.11.2025).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373399/ (дата обращения 04.11.2025).
  5. Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416683/00de1c265f0e0b5dc40d335e49d0213eccac45af/ (дата обращения 04.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный