Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Адаптивная физическая культура как средство восстановления военнослужащих после тяжелых травм и ранений

Физическая культура и спорт
Препринт статьи
12.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
В данной статье представлена информация о внедрении занятий адаптивной физической культурой и физической реабилитации в процесс физического совершенствования военнослужащих, имеющих ограниченные возможности здоровья. Особое внимание уделяется юридической стороне необходимого уровня образования для реализации отдельных мероприятий АФК (занятий адаптивным спортом) и физической реабилитации.
Библиографическое описание
Яковлева, Е. О. Адаптивная физическая культура как средство восстановления военнослужащих после тяжелых травм и ранений / Е. О. Яковлева, И. Л. Мызников, А. В. Заварзин, С. А. Михайленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131351.


Введение

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема адаптации и реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые травмы и ранения в ходе выполнения служебно-боевых задач [2, 3, 9]. Эффективное восстановление физического и психологического здоровья военнослужащих является одним из приоритетных направлений не только медицинской службы, но и специалистов по физической подготовке.

Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой комплексную систему реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление физических возможностей, коррекцию нарушений здоровья и социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. В контексте физической подготовки АФК приобретает особое значение как эффективный инструмент восстановления (поддержания) боеспособности личного состава с учётом их военно-учётной специальности [4, 5].

Основные положения

Обсуждая проблемы АФК, следует помнить о том, что формирование функциональной системы в рамках специфических физических воздействий на организм происходит на иной, нежели у здорового человека, основе. При утрате отдельных способностей, возникших в результате травматических повреждений и ранений организма, человек снижает свои функциональные резервы.

В подобных случаях следует говорить не о возможности физиологической адаптации к постоянно меняющейся условиям окружающей среды, а об адаптации к повседневным, в том числе физическим нагрузкам, требующим формирования положительных, актуальных для организма приспособительных реакций, формирование которых происходит в условиях снижения функциональных резервов [1, 7]. Возникает ситуация, когда при отсутствии дополнительных нагрузок на организм он поддерживает относительно устойчивое «физиологическое» состояние, но при воздействии дополнительных нагрузок из-за неэффективной регуляции и сниженном объёме резервов нагрузка может быть воспринята организмом как фактор дестабилизации [5, 6]. Такое состояние Н. П. Бехтерева определила как устойчивого патологическое состояния (УПС), иногда его называют «патологическая адаптация». Хорошо известно, что снижение резервов начинается с нарушения регуляции, то есть системы, обеспечивающей минимизацию энергетических трат на достижение произвольно заданного результата, к чему стремится организм. Из этого следует, что в рамках АФК основное внимание должно уделяться восстановлению навыка, утраченного, повреждённого в результате травмы или ранения, на основе его эффективной регуляции. Таким образом, АФК — это прежде всего формирование оптимальной регуляции функций.

Следует также иметь в виду, что не смотря на функциональную асимметрию моторики, центральная нервная система, посредством нервных связей, объединяет представление нервных моторных центров об организме в целом. Это объясняет положительные физиотерапевтические эффекты, а также эффекты лечебной физической культура, которые возникают на больной конечности при воздействии на здоровую.

Актуальность АФК обусловлена необходимостью разработки и внедрения современных методик адаптивной физической культуры, учитывающих специфику травм и ранений военнослужащих, особенности их профессиональной деятельности и требования к физической подготовленности в процесс физического совершенствования военнослужащих.

Адаптивная физическая культура включает в себя следующие основные компоненты:

– физическое воспитание;

– лечебная физическая культура;

– спорт лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

– физическая рекреация;

– адаптивное физическое совершенствование.

На наш взгляд, необходимо ввести понятие «медицинское сопровождение занятий адаптивной физической культурой военнослужащих» — как комплекс медицинских мероприятий, реализуемых совместно со специалистами по физической подготовке (тренером, инструктором по АФК), направленных на оценку и контроль состояния здоровья военнослужащих, занимающихся адаптивной физической подготовкой.

Основными целями сопровождения являются:

– обеспечение безопасности тренировочного процесса;

– контроль за физическим состоянием занимающихся;

– оптимизация нагрузок на основе контроля восприятия нагрузки [8];

– своевременное выявление противопоказаний и ограничений;

– оценка эффективности занятий.

Специалист по физической подготовке имеет право проводить не все компоненты адаптивной физической культуры (если он не получил дополнительное профессиональное образование), а для проведения занятий по лечебной физической культуры необходимо среднее медицинское образование (за исключением специальности — инструктор-методист по ЛФК).

Исходя из вышеописанного, возникает вопрос, каким образом специалист по физической подготовке может качественного реализовывать мероприятия по физическому совершенствованию военнослужащих, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Рассмотрим несколько вариантов, начиная с юридической стороны процесса профессионального образования специалистов.

  1. Специалист по физической подготовке (на базе высшего образования по программам «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)») имеет право пройти профессиональную переподготовку на немедицинскую специальность «Специалист по физической реабилитации (кинезиоспециалист)».
  2. Специалист по физической подготовке (на базе высшего образования по программам «Физическая культура», «Служебно-прикладная физическая подготовка») имеет право пройти профессиональную переподготовку на специальность «Инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту», «Тренер-преподаватель по АФК и адаптивному спорту».

Дальнейшие мероприятия по физическому совершенствованию военнослужащих с ОВЗ должны быть спланированы и согласованы со специалистом медицинской служб, т. к. только он имеет достоверные сведения о состоянии конкретного военнослужащего. Принцип «не навреди» должен быть основой всех мероприятий с военнослужащими, имеющими ОВЗ.

Заключение

Адаптивная физическая культура является эффективным инструментом восстановления военнослужащих после тяжелых травм и ранений. Комплексный подход к реабилитации, включающий физические, психологические и социальные аспекты, позволяет достичь значительных результатов в восстановлении здоровья и возвращении военнослужащих к активной жизни.

Литература:

  1. Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н. П. Бехтерева. Москва: Издательство АСТ, 2017–383 с.
  2. Исламов, В. А. Компенсация двигательной активности военнослужащих с тяжелыми увечьями средствами адаптивной физической культуры / В. А. Исламов, М. С. Образцов, О. А. Савченко // Адаптивная физическая культура. — 2023. — Т. 93, № 1. — С. 2–3.
  3. Исламов, В. А. Концепция адаптивной физической культуры и спорта военнослужащих в системе профессионального образования и боевой подготовки войск / В. А. Исламов, Е. В. Крюков, М. С. Образцов, Д. В. Ковлен // Вестник педагогических наук. — 2024. — № 7. — С. 238–244.
  4. Макаров, А. Н. Роль применения средств адаптивной физической культуры в физической реабилитации военнослужащих / А. Н. Макаров, В. В. Попадьин, А. К. Шубин, А. Б. Данилов // Актуальные проблемы физической подготовки военнослужащих с учётом реализации опыта специальной военной операции, инновационные подходы к их реабилитации и рекреации после боевых действий: материалы IX Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Омск, 28 марта 2025 года. — Омск: Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева, 2025. — С. 75–77.
  5. Мызников, И. Л. Изменения физического состояния у подводников при выполнении задач боевой службы/ И. Л. Мызников// Актуальные проблемы физическойи специальной подготовки силовых структур– 2021. № 2. — С.217–225.
  6. Мызников, И. Л. Медико-физиологические особенности боевой подготовки экипажей атомной подводной лодки / В. В. Довгуша, И. Л. Мызников, С. А. Шалабодов, О. К. Бумай // Военно-медицинский журнал. — 2009. — Т. 330, № 10. — С. 46–53.
  7. Мызников И. Л. «Функциональное состояние» или «функциональный образ»? / И. Л. Мызников, Д. Ю. Рогованов// Морской медицинский журнал — 1999. — N2. — С.39–40.
  8. Мызников, И. Л. Экспресс-оценка функционального состояния организма военнослужащего / И. Л. Мызников // Проблемные вопросы деятельности специалистов физической культуры и спорта образовательных организаций МО РФ. Пути их решения: Сборник статей межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, Петергоф, 16 мая 2022 года. — Санкт-Петербург, Петергоф: Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений), 2022. — С. 135–141.
  9. Образцов, М. С. Педагогическая система адаптивной физической культуры в профессиональной деятельности военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Образцов // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2025. — № 2(238). — С. 85–93.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный