Введение
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема адаптации и реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые травмы и ранения в ходе выполнения служебно-боевых задач [2, 3, 9]. Эффективное восстановление физического и психологического здоровья военнослужащих является одним из приоритетных направлений не только медицинской службы, но и специалистов по физической подготовке.
Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой комплексную систему реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление физических возможностей, коррекцию нарушений здоровья и социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. В контексте физической подготовки АФК приобретает особое значение как эффективный инструмент восстановления (поддержания) боеспособности личного состава с учётом их военно-учётной специальности [4, 5].
Основные положения
Обсуждая проблемы АФК, следует помнить о том, что формирование функциональной системы в рамках специфических физических воздействий на организм происходит на иной, нежели у здорового человека, основе. При утрате отдельных способностей, возникших в результате травматических повреждений и ранений организма, человек снижает свои функциональные резервы.
В подобных случаях следует говорить не о возможности физиологической адаптации к постоянно меняющейся условиям окружающей среды, а об адаптации к повседневным, в том числе физическим нагрузкам, требующим формирования положительных, актуальных для организма приспособительных реакций, формирование которых происходит в условиях снижения функциональных резервов [1, 7]. Возникает ситуация, когда при отсутствии дополнительных нагрузок на организм он поддерживает относительно устойчивое «физиологическое» состояние, но при воздействии дополнительных нагрузок из-за неэффективной регуляции и сниженном объёме резервов нагрузка может быть воспринята организмом как фактор дестабилизации [5, 6]. Такое состояние Н. П. Бехтерева определила как устойчивого патологическое состояния (УПС), иногда его называют «патологическая адаптация». Хорошо известно, что снижение резервов начинается с нарушения регуляции, то есть системы, обеспечивающей минимизацию энергетических трат на достижение произвольно заданного результата, к чему стремится организм. Из этого следует, что в рамках АФК основное внимание должно уделяться восстановлению навыка, утраченного, повреждённого в результате травмы или ранения, на основе его эффективной регуляции. Таким образом, АФК — это прежде всего формирование оптимальной регуляции функций.
Следует также иметь в виду, что не смотря на функциональную асимметрию моторики, центральная нервная система, посредством нервных связей, объединяет представление нервных моторных центров об организме в целом. Это объясняет положительные физиотерапевтические эффекты, а также эффекты лечебной физической культура, которые возникают на больной конечности при воздействии на здоровую.
Актуальность АФК обусловлена необходимостью разработки и внедрения современных методик адаптивной физической культуры, учитывающих специфику травм и ранений военнослужащих, особенности их профессиональной деятельности и требования к физической подготовленности в процесс физического совершенствования военнослужащих.
Адаптивная физическая культура включает в себя следующие основные компоненты:
– физическое воспитание;
– лечебная физическая культура;
– спорт лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
– физическая рекреация;
– адаптивное физическое совершенствование.
На наш взгляд, необходимо ввести понятие «медицинское сопровождение занятий адаптивной физической культурой военнослужащих» — как комплекс медицинских мероприятий, реализуемых совместно со специалистами по физической подготовке (тренером, инструктором по АФК), направленных на оценку и контроль состояния здоровья военнослужащих, занимающихся адаптивной физической подготовкой.
Основными целями сопровождения являются:
– обеспечение безопасности тренировочного процесса;
– контроль за физическим состоянием занимающихся;
– оптимизация нагрузок на основе контроля восприятия нагрузки [8];
– своевременное выявление противопоказаний и ограничений;
– оценка эффективности занятий.
Специалист по физической подготовке имеет право проводить не все компоненты адаптивной физической культуры (если он не получил дополнительное профессиональное образование), а для проведения занятий по лечебной физической культуры необходимо среднее медицинское образование (за исключением специальности — инструктор-методист по ЛФК).
Исходя из вышеописанного, возникает вопрос, каким образом специалист по физической подготовке может качественного реализовывать мероприятия по физическому совершенствованию военнослужащих, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Рассмотрим несколько вариантов, начиная с юридической стороны процесса профессионального образования специалистов.
- Специалист по физической подготовке (на базе высшего образования по программам «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)») имеет право пройти профессиональную переподготовку на немедицинскую специальность «Специалист по физической реабилитации (кинезиоспециалист)».
- Специалист по физической подготовке (на базе высшего образования по программам «Физическая культура», «Служебно-прикладная физическая подготовка») имеет право пройти профессиональную переподготовку на специальность «Инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту», «Тренер-преподаватель по АФК и адаптивному спорту».
Дальнейшие мероприятия по физическому совершенствованию военнослужащих с ОВЗ должны быть спланированы и согласованы со специалистом медицинской служб, т. к. только он имеет достоверные сведения о состоянии конкретного военнослужащего. Принцип «не навреди» должен быть основой всех мероприятий с военнослужащими, имеющими ОВЗ.
Заключение
Адаптивная физическая культура является эффективным инструментом восстановления военнослужащих после тяжелых травм и ранений. Комплексный подход к реабилитации, включающий физические, психологические и социальные аспекты, позволяет достичь значительных результатов в восстановлении здоровья и возвращении военнослужащих к активной жизни.
Литература:
- Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н. П. Бехтерева. Москва: Издательство АСТ, 2017–383 с.
- Исламов, В. А. Компенсация двигательной активности военнослужащих с тяжелыми увечьями средствами адаптивной физической культуры / В. А. Исламов, М. С. Образцов, О. А. Савченко // Адаптивная физическая культура. — 2023. — Т. 93, № 1. — С. 2–3.
- Исламов, В. А. Концепция адаптивной физической культуры и спорта военнослужащих в системе профессионального образования и боевой подготовки войск / В. А. Исламов, Е. В. Крюков, М. С. Образцов, Д. В. Ковлен // Вестник педагогических наук. — 2024. — № 7. — С. 238–244.
- Макаров, А. Н. Роль применения средств адаптивной физической культуры в физической реабилитации военнослужащих / А. Н. Макаров, В. В. Попадьин, А. К. Шубин, А. Б. Данилов // Актуальные проблемы физической подготовки военнослужащих с учётом реализации опыта специальной военной операции, инновационные подходы к их реабилитации и рекреации после боевых действий: материалы IX Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Омск, 28 марта 2025 года. — Омск: Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева, 2025. — С. 75–77.
- Мызников, И. Л. Изменения физического состояния у подводников при выполнении задач боевой службы/ И. Л. Мызников// Актуальные проблемы физическойи специальной подготовки силовых структур– 2021. № 2. — С.217–225.
- Мызников, И. Л. Медико-физиологические особенности боевой подготовки экипажей атомной подводной лодки / В. В. Довгуша, И. Л. Мызников, С. А. Шалабодов, О. К. Бумай // Военно-медицинский журнал. — 2009. — Т. 330, № 10. — С. 46–53.
- Мызников И. Л. «Функциональное состояние» или «функциональный образ»? / И. Л. Мызников, Д. Ю. Рогованов// Морской медицинский журнал — 1999. — N2. — С.39–40.
- Мызников, И. Л. Экспресс-оценка функционального состояния организма военнослужащего / И. Л. Мызников // Проблемные вопросы деятельности специалистов физической культуры и спорта образовательных организаций МО РФ. Пути их решения: Сборник статей межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, Петергоф, 16 мая 2022 года. — Санкт-Петербург, Петергоф: Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений), 2022. — С. 135–141.
- Образцов, М. С. Педагогическая система адаптивной физической культуры в профессиональной деятельности военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Образцов // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2025. — № 2(238). — С. 85–93.

