Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Музыкально-дидактическая практика как средство комплексного развития слухового внимания и коррекции речевых и двигательных функций дошкольников с ОВЗ

Педагогика
Препринт статьи
13.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается значение музыкально-дидактической практики в музыкальном дошкольном воспитании. Автор знакомит с основными методическими приемами по развитию слухового внимания у дошкольников с ОВЗ, двигательных и речевых функций, корректируемых на музыкальных занятиях в процессе игры.
Библиографическое описание
Буцкая, Ж. Н. Музыкально-дидактическая практика как средство комплексного развития слухового внимания и коррекции речевых и двигательных функций дошкольников с ОВЗ / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131346.


Музыкально-дидактическая практика занимает особое место в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Она представляет собой специально организованную систему музыкальных занятий и упражнений, направленных на развитие следующих компонентов: слухового внимания, речевых и двигательно-моторных навыков, что способствует комплексному развитию ребенка.

Слуховое внимание — это способность ребенка сосредоточиваться и воспринимать звуковую информацию в условиях помех и разнообразных раздражителей. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эта функция часто нарушена, что влияет на восприятие речи и учебную деятельность. Дети часто испытывают трудности с выделением значимых звуков, что снижает эффективность восприятия речи и усвоения материала.

Развитое слуховое внимание способствует правильному восприятию речи, что является основой для формирования правильного звукопроизношения и речевой коммуникации.

Музыка облегчает развитие речевых навыков за счет влияния на речевые зоны мозга. Пение и повторение ритмических фраз улучшает артикуляцию, помогает формировать правильное произношение и темп речи. Во время занятий ребенок учится воспринимать речь на слух и воспроизводить её с динамической устойчивостью.

Двигательная активность тесно связана с развитием речи и восприятия. Музыкально-дидактические практики включают в себя элементы ритмики и двигательных упражнений, способствующих координации, развитию мелкой и крупной моторики. Совместное выполнение движений под музыку формирует у детей чувство ритма, улучшает пространственную ориентацию и способствует нервно-мышечной координации.

Музыкально-дидактические игры — это эффективный методический инструмент, объединяющий музыку, речь и движение. Они направлены на развитие базовых музыкальных представлений, коррекцию речи и формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. Благодаря игровой форме и эмоциональной насыщенности, музыкально-дидактическая игра способствует не только обучению, но и созданию позитивной атмосферы, необходимой для успешной социализации детей.

В качестве примера приведем музыкально-дидактическую игру «В гости к Мишке», целью которой является знакомство дошкольников с ОВЗ с первичными музыкальными жанрами (марш, танец, песня) через игровую деятельность, посредством развития слухового внимания, речевого дыхания и двигательной активности.

Задачами игры являются:

I. Образовательные:

  1. закрепить знания по музыкальной терминологии;
  2. формировать умение различать жанры музыки на слух;
  3. развивать чувство ритма и темпа.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. способствовать коррекции речи через песенные и речитативные элементы;
  2. развивать слуховое внимание и речевое дыхание;
  3. укреплять двигательные навыки и координацию.

III. Воспитательные:

  1. формировать игровую мотивацию и интерес к музыкальной деятельности;
  2. содействовать социализации детей через коллективные формы работы;
  3. создавать эмоционально-положительную атмосферу взаимодействия.

Игра строится на принципах интеграции музыки и движения, что соответствует концепции логоритмики — метода, объединяющего речь, ритм и двигательную активность. Музыкальные жанры (марш, вальс, песня) выступают как ориентиры для слухового восприятия и двигательной реакции.

Игра разворачивается как сюжетное путешествие: дети отправляются «в гости к Мишке», встречая на пути персонажей леса. Каждый персонаж знакомит их с определённым музыкальным жанром, что усиливает мотивацию и делает процесс обучения эмоционально окрашенным.

С маршем дети шагают по «тропинке», выполняя ритмичные движения.

Данный жанр используется для формирования чувства ритма и темпа, а также для организации коллективного движения.

С птичкой кружатся под вальс, развивая чувство плавности и музыкальности, умение воспринимать музыкальную фразу.

С пчёлками исполняют песню, тренируя дыхание, артикуляцию и вокально-речевые навыки.

В финале дети встречают Мишку, повторяют пройденные жанры и закрепляют знания через игру «Угадай жанр музыки».

Игра «В гости к Мишке» имеет высокую коррекционно-развивающую значимость:

– способствует формированию слухового внимания и музыкальной памяти;

– развивает речевую активность и дыхание;

– укрепляет двигательные навыки и координацию;

– создаёт условия для социализации и эмоционального взаимодействия детей.

Важным аспектом является использование игровых персонажей, которые делают процесс обучения доступным и увлекательным. Сюжетная форма позволяет детям легче усваивать материал, а повторение жанров закрепляет знания и навыки.

Таким образом, музыкально-дидактическая практика является эффективным средством комплексного развития дошкольников с ОВЗ, объединяя в себе развитие слухового внимания, коррекцию речи и укрепление двигательных навыков. Данная методика способствует интеграции ребёнка в образовательную среду, улучшая качество его коммуникации и общего психофизического состояния. Регулярные музыкальные занятия, наполненные музыкально-дидактическими играми, становятся основой для успешного дальнейшего обучения и социализации детей с особыми потребностями.

Литература:

  1. Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. — Волгоград: Учитель, 2012.-204 с.
  2. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика 3» программа по ритмической̆ пластике для детей̆ 3–7 лет, Спб: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
  3. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1985. — 96с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный