Музыка всегда играла значимую роль в эстетическом и художественном воспитании. Каждый педагог знает, что слушание музыки на музыкальных занятиях является очень важным и необходимым для воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста.
«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в неё», — говорил, размышляя о сложности постижения удивительного в своём воздействии на окружающий мир музыкального искусства, известный композитор и педагог Д. Б. Кабалевский.
Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального воспитания в детском саду. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он её слушает часто, целенаправленно, вдумчиво и имеет возможность поговорить о ней с заинтересованным человеком. Поскольку современные родители уделяют недостаточное количество времени общению со своими детьми, первыми проводниками в прекрасный мир гармонии звуков становятся музыкальные занятия в детском саду.
Образы музыки невозможно увидеть, их нельзя потрогать, их можно только услышать и представить в своём воображении. Процесс слушания и понимания музыки превращается в интересное занятие, здесь дети получают знания и сами участвуют в творческом процессе восприятия музыки в различных видах музыкально-художественной, танцевальной, игровой и театрализованной деятельности.
На сегодняшний день используются новые подходы к организации слушания музыки. Они требуют наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности ребенка.
Для составления описательных рассказов детьми, я использую метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, стимулирует развитию исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к основным характеристикам музыкального произведения, помогает определять последовательность связного рассказа. Такое применение наглядного моделирования знакомит с графическим способом предоставления информации, обеспечивает эффективное запоминание и повышает интерес к занятиям музыкой.
В своей работе применяю современные компьютерные технологии , позволяющие сделать музыкальную деятельность дошкольников увлекательной, разнообразной и интересной. Отечественные и зарубежные исследования применения современных ИКТ в дошкольном образовании убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль ИКТ в развитии личности ребёнка, его интеллекта. К одним из наиболее развивающихся направлений относится технология мультимедиа.
Мультимедиа — это средство, которое позволяет расширять возможности закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребёнка, позволяет моделировать различные ситуации, развивая при этом познавательные и творческие способности детей.
Презентации способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей, проводить проверку знания произведений композиторов, расширить рамки работы с детьми, просматривать разнообразное видео.
Презентация с участием интерактивного персонажа вызывает огромный интерес у детей на протяжении всего занятия, любимые герои совместно с музыкальным сопровождением концертируют внимание ребёнка на занятии, погружая и полноценно раскрывая его тему.
Использование современных музыкальных компьютерных технологий позволяет ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности, развивать музыкальные способности в рамках различных видов деятельности и лучше усвоить музыкальный материал.
Слушание музыки с помощью цифровых технологий осуществляется на качественно новом уровне.
Дети могут виртуально попасть в концертный зал, познакомиться более тесно с музыкой выдающихся русских композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева. Созданию ярких, запоминающихся образов этих композиторов способствуют рассказы об их детстве, творческом и жизненном пути. Занятия сопровождаются видеорядом: портретами композиторов, картинами и иллюстрациями, изображениями музыкальных инструментов, фрагментами музыкальных фильмов. Такой прием увеличит эмоциональный отклик на музыку, способствует развитию кругозора дошкольников.
Огромную пользу на музыкальных занятиях приносят мультимедийные музыкально-дидактические игры. Дети увлекаются игрой, ее красочностью, звуком, анимацией и интерактивностью. Рассмотрим виды мультимедийных музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактическая игра «Два брата Мажор и Минор» знакомит детей с понятиями мажор и минор, развивает ладовое чувство, способствует развитию эмоциональной сферы, умению анализировать, сравнивать, обобщать.
В музыкально-дидактической игре «Три кита в музыке» дети учатся различать жанры музыки, передавать эмоциональное состояние с помощью интонаций и жестов, развивать музыкально-творческое воображение, желание и способность высказываться о музыке.
В своей практике я использую компьютерные музыкальные игры «Щелкунчик», «Волшебная флейта Моцарта» и «Алиса и Времена года Вивальди». Каждая игра состоит из серии музыкальных пазлов, в которых разгадать загадку ребенку можно только путём прослушивания музыки. Эти программы помогают не только знакомить детей с шедеврами мировой музыки, но и развивать музыкальные способности.
Дошкольники очень любят сказки-шумелки.
Сказки-шумелки с выразительными детскими голосами, красивой музыкой и забавным шумовым оформлением обеспечивают эффективные развивающие занятия с детьми. Это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Такой материал, позволяет педагогу побуждать детей к импровизации на шумовых инструментах, имитировать различные звуки, издаваемые в природе и жизни человека. Использование презентаций к сказкам-шумелкам делает их более привлекательными для детей, активизирует внимание и творческую активность дошкольников.
Применение инновационных технологий в музыкальной деятельности с детьми помогают ярче представить образ музыкального произведения, глубже его воспринять, стимулирует активный интерес к познанию нового, активизирует все психические процессы, внимание, мышление, воображение, память, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал. Поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.
Литература:
- Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. — М., 1958.
- Радынова О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры // Музыкальный руководитель, 2005. — № 1.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Просвещение, 2011.