В соответствии с статьями 22 и 23 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободу, свободу передвижения, выбора места пребывания. Так, статьями 126 и 127 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за похищение человека и незаконное лишение свободы соответственно. Данные составы являются смежными, в связи с чем следует необходимость установления критериев разграничения этих составов, поскольку имеется возможность возникновения проблем при их квалификации.
Для установления критериев разграничения составов преступления, предусматривающих уголовную ответственность за похищение человека и незаконное лишение свободы, рассмотрим элементы составов этих преступлений.
Объект преступления, то есть общественные отношения, которым преступлением причиняется вред. Данные деяния находятся в лаве 17 УК РФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», в связи с чем они посягают на идентичный основной непосредственный объект — общественные отношения, гарантирующие свободу передвижения конкретного человека [1]. В качестве дополнительного объекта в обоих случаях могут выступать общественные отношения, гарантирующие право на жизнь и здоровье человека. Ввиду полного совпадения объекта он не может служить критерием для разграничения данных составов.
Следующий элемент состава преступления — субъект, который является общим, а именно физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет для похищения человека (ст. 126 УК РФ) и 16 лет для незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ). Хотя возраст уголовной ответственности различен, этот признак является важным для привлечения к уголовной ответственности, а не для квалификации самого деяния и разграничения рассматриваемых составов преступлений, поэтому субъект преступления также не может служить основанием для разграничения похищения человека и незаконного лишения свободы.
Субъективная сторона в обоих случаях характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что противоправно посягает на свободу человека и желает этого. Различие лежит в содержании умысла: при похищении он изначально направлен на захват, перемещение и удержание потерпевшего, а при лишении свободы — лишь на его удержание. Мотивы в обоих случаях могут быть различными (месть, корысть, хулиганские побуждения), поскольку на квалификацию по ст. 126 или ст. 127 УК РФ не влияют, выступая в определенных случая лишь отягчающими наказание обстоятельствами.
Главным различием выступает объективная сторона рассматриваемых составов преступлений. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми»: «По смыслу уголовного закона под похищением человека следует понимать его незаконные захват, перемещение и последующее удержание в целях совершения другого преступления либо по иным мотивам, которые для квалификации содеянного значения не имеют» [2].
Так, Рарог А. И. дает следующие пояснения: «Объективная сторона преступления характеризуется действиями, заключающимися в противоправном, как правило, насильственном завладении (захвате) человеком, тайном или открытом, и перемещении его из того места, где он находился в момент завладения (квартира, учреждение, улица и т. п.) в другое место с последующим удержанием вопреки воле похищенного» [3].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективная сторона похищения человека состоит из трех последовательных действий:
- Незаконный захват, то есть установление физического контроля над потерпевшим, часто против его воли или с помощью обмана.
- Перемещение, то есть потерпевшего перемещают из места его постоянного или временного пребывания (например, дома, работы) в другое место. При этом расстояние при перемещении не имеет значения, но должно выводить человека из привычной социальной среды.
- Удержание, то есть отсутствие у потерпевшего возможности передвигаться в новом для него пространстве, на которое он не был согласен, возможно оказывал сопротивление.
«При незаконном лишении свободы, предусмотренном статьей 127 УК РФ, потерпевший остается в месте его нахождения, но ограничивается в передвижении без законных на то оснований» — разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» [2]. То есть при незаконном лишении свободы объективная сторона преступления сводится к лишению свободы, то есть удержанию человека где-либо, например, комнате, подвале, офисе.
Так, Рарог А. И. дает поясняет: «Объективная сторона преступления заключается в совершении противоправных действий, направленных на удержание потерпевшего помимо его воли в помещении или ином месте, где лицо оказалось в силу тех или иных причин: прибыло самостоятельно, по приглашению виновного или под влиянием обмана» [2]. В данном случае важным является отсутствие первоначального перемещения — виновный ограничивает свободу передвижения потерпевшего, не давая выйти, но не предваряет это захватом и перемещением. При этом в диспозиции статьи отмечается, что незаконное лишение свободы не связано с похищением, то есть с незаконным захватом, перемещением и удержанием.
Особое внимание заслуживают случаи трансформация одного деяния в другое. Сложности на практике возникают, когда незаконное лишение свободы перерастает в похищение (например, виновный, предварительно заперев жертву в ее же доме, затем насильственно перевозит ее на иной объект). Преобладающая и подтвержденная позиция Верховного Суда РФ, изложенная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми», гласит: «В случае, когда виновное лицо, первоначально незаконно лишившее человека свободы, в дальнейшем переместило потерпевшего в другое место, содеянное квалифицируется по соответствующей части статьи 126 УК РФ без дополнительной квалификации по статье 127 УК РФ» [2]. Из указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что удержание как неотъемлемая часть процесса похищения охватывается составом этого более тяжкого преступления.
Таким образом, единственным надежным основанием для разграничения составов преступлений, предусмотренных ст. 126 УК РФ (похищение человека) и ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы) является анализ объективной стороны. Наличие или отсутствие этапа перемещения жертвы в другое место является решающим фактором для квалификации деяния либо по ст. 126, либо по ст. 127 УК РФ.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 58 // СПС КонсультантПлюс.
- Рарог А. И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРАМ, 2008. — 800 с.

