Стремительное развитие технологии блокчейн и распространение криптоактивов поставили перед государствами сложную задачу по интеграции этого нового феномена в национальные правовые системы, включая налоговые. Отсутствие единообразного подхода к правовой природе криптовалюты обусловило значительные различия в ее налогообложении в разных юрисдикциях. Российская Федерация и Федеративная Республика Германия представляют два различных, но в равной степени интересных подхода к решению этой проблемы. Сравнительный анализ этих моделей позволяет выявить их сильные и слабые стороны, а также определить тенденции развития налогового регулирования в условиях цифровизации экономики.
В России правовой статус криптовалюты был определен с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте». Согласно статье 1 данного закона, цифровая валюта признается имуществом в целях налогообложения. Данная квалификация имеет принципиальное значение, так как определяет применение к операциям с криптовалютой общих норм о налогообложении операций с имуществом.
В Германии криптовалюта не имеет специального законодательного определения в налоговом праве. Федеральное министерство финансов Германии в своем заключении от 2018 года квалифицировало криптовалюты как частные деньги или иные финансовые инструменты для целей налогообложения. Этот подход позволяет применять к ним существующие налоговые правила, разработанные для аналогичных финансовых активов, и учитывать их специфику.
Для физических лиц-налоговых резидентов РФ доходы от операций с криптовалютой подлежат обложению Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке от 13 % до 22 % (п. 7 ст. 214.10 Налогового кодекса РФ). Налогооблагаемой базой является положительная разница между доходом от продажи криптовалюты и расходами на ее приобретение. При этом действуют следующие ключевые правила:
– Обязанность по декларированию: налогоплательщик обязан самостоятельно задекларировать доход и уплатить налог, подав налоговую декларацию по форме 3-ндфл.
– Отсутствие необлагаемого минимума: в отличие от некоторых других видов имущества, для продажи криптовалюты не установлен минимальный срок владения, освобождающий от налога.
В Германии доходы от продажи криптовалюты подлежат обложению подоходным налогом, который прогрессирует и может достигать 45 % (вместе с налогом солидарности). Однако здесь действует фундаментально иное правило — льгота по срокам владения:
– Если криптовалюта находилась в собственности налогоплательщика более одного года, доход от ее продажи полностью освобождается от налогообложения.
– Если срок владения составил менее одного года, то доход подлежит налогообложению в полном объеме.
Данная льгота стимулирует долгосрочное инвестирование и значительно упрощает налоговое администрирование для рядовых инвесторов.
Для российских юридических лиц доходы от операций с криптовалютой признаются внереализационными доходами и облагаются налогом на прибыль по стандартной ставке 25 %. Расходы на приобретение криптовалюты могут быть учтены в уменьшение налоговой базы.
Немецкие компании включают доходы от операций с криптовалютой в базу по корпоративному налогу (ставка 15 %) и торговому налогу (средняя ставка около 14–17 %). Льгота по сроку владения для физических лиц на юридические лица не распространяется.
Майнинг признается экономической деятельностью. Доходы майнера, полученные в виде вновь созданной криптовалюты, оцениваются по рыночной стоимости на дату их получения и подлежат налогообложению в качестве внереализационного дохода (для юрлиц) или дохода от предпринимательской деятельности (для ИП и физлиц).
Немецкие налоговые органы также рассматривают майнинг как предпринимательскую деятельность. Однако если майнинг не носит систематического характера и не направлен на извлечение прибыли как основной цели, он может быть квалифицирован как любительский, и тогда полученная криптовалюта не облагается налогом до момента ее продажи.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ выявил два принципиально разных подхода к налогообложению криптовалюты.
– Российская модель характеризуется более формализованным, но и более обременительным подходом, при котором практически любая операция по продаже криптовалюты физическим лицом, независимо от срока владения, ведет к возникновению налогового обязательства. Это создает высокую административную нагрузку на налогоплательщиков и налоговые органы.
– Немецкая модель, напротив, демонстрирует гибкость и ориентированность на стимулирование долгосрочных инвестиций. Льгота в виде освобождения от налога после одного года владения является мощным стимулом для легализации операций и снижает объем отчетности.
Для совершенствования российского законодательства представляется целесообразным рассмотреть возможность введения налоговой льготы по сроку владения по аналогии с германской моделью. Это могло бы способствовать легализации рынка, уменьшению теневого оборота и снижению административных издержек для всех участников правоотношений. Дальнейшая гармонизация подходов на международном уровне остается одной из наиболее актуальных задач в области налогового права в эпоху цифровой трансформации.
Литература:
- Иванов А. А. Налогообложение цифровых финансовых активов: первые шаги // Финансовое право. — 2021. — № 5. — С. 45–50.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
- Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция)– Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/
- Einkommensteuergesetz (EStG) — Закон о подоходном налоге Германии. — Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/estg/BJNR010050934.html
- Körperschaftsteuergesetz (KStG) — Закон о корпоративном налоге Германии. — Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/kstg_1977/
- Müller, R. Besteuerung von Kryptowährungen in Deutschland und der EU // Deutsches Steuerrecht. — 2020. — № 18. — S. 945–952.
- Schreiben des Bundesministeriums der Finanzen (BMF) vom 19.02.2018 — Разъяснение Федерального министерства финансов Германии от 19.02.2018. — Режим доступа: https://www.vab.de/wp-content/uploads/2019/06/schr_BMF_240519.pdf

