В современных реалиях знание одного или даже нескольких иностранных языков стало необходимостью. Однако, многие ученые задаются вопросом: как увеличить уровень знания иностранного языка в условиях общеобразовательной школы. Одним из решений данной проблемы может считаться метод предметно-языкового интегрированного обучения.
Основоположник данного метода Дэвид Марш приводит следующее определение: Предметно-языковое интегрированное обучение это двунаправленный образовательный подход, при котором язык используется для изучения и преподавания, как языка, так и предмета одновременно [6, с. 16].
Изучение предмета и языка встречается не только в методе предметно-языкового обучения. Кроме данного метода существуют также иностранный язык для специальных целей, а также преподавание профессиональных дисциплин на иностранном языке. Данные методы нередко встречаются в программах российских вузов. Однако, в отличие от метода-предметно-языкового интегрированного обучения, данные методы применяются только в высшей школе, в то время как метод предметно-языкового интегрированного обучения может применяться в начальной, средней и старшей школе.
Существует достаточное количество публикаций по применению данного метода на этапе среднего и основного общего образования, но на этапе начального общего образования данный метод почти не применяется. Однако, по мнению С. А. Гудковой и Н. В. Яшиной, интеграция иностранного языка и предметов начальной школы не только возможна, но и весьма успешна [2, с. 31]. Рассмотрим особенности применения метода предметно-языкового интегрированного обучения в начальной школе.
Основными особенностями обучения иностранному языку в начальной школе являются использование игр, наглядности, коммуникативная направленность, учет возрастных особенностей обучающихся (кратковременное внимание, неусидчивость, быстрая утомляемость) [5, с. 33].
Применение предметно-языкового интегрированного обучения позволяет избежать механического запоминания слов, повышает мотивацию, а также способствует установлению межпредметных связей у обучающихся. При применении данного метода урок должен содержать 4 компонента: communication, content, culture, cognition. Данная модель называется 4с и была разработана Д. Маршем. «Content» означает, что у урока имеется предметный компонент (с чем интегрируем урок иностранного языка), например, литература, музыка, биология и т. д. Компонент «communication» отвечает за коммуникацию обучающихся на уроке, то есть обучающиеся обсуждают тему урока, используя рабочий (в наших реалиях — английский) язык. «Culture» расшифровывается как культура общения, в которой обучающиеся во время работы приходят к общему мнению [4, с. 5]. Культурой данный компонент был назван из-за того, что изначально метод CLIL был разработан для полиязыковых и поликультурных сообществ, а значит, культурные нормы каждого обучающегося были разными. Условием реализации данного компонента будет являться достижение общего результата путем прихода к общему мнению представителей разных культур. «Cognition» представляет мыслительную деятельность, что означает, что на интегрированном уроке обучающимся не будет дана готовая информация, переведенная на их рабочий язык, а они придут к этой информации путем мыслительных действий. Таким образом, при применении данного метода педагогу нужно разработать особый обучающий текст, который будет состоять не из фактов, а содержать в себе схемы, диаграммы и иллюстрации.
Таким образом, урок с применением элементов предметно-языкового интегрированного обучения обеспечивает применение наглядности посредством специального текста, смену видов деятельности для реализации компонентов cognition и communication, а значит обучающиеся не будут утомляться и из внимание будет сконцентрировано на разных задачах, ведущих к одной цели. Кроме того, данная модель тесно перекликается с коммуникативным подходом в образовании, где на первое место ставится общение.
На основе анализа УМК «Английский в фокусе» для 3 класса Н. И. Быковой, Д. Дули, М. Д. Поспеловой, В. Эванс можно выделить темы и интегрировать их со следующими предметами:
— School again (1b) + математика;
— Fun with numbers (2b) + математика;
— The toy soldier (все части) + литературное чтение;
— Paint it Blue (4b) + изобразительное искусство;
— Tell me a story + литературное чтение;
— Clever animal (10b) + математика;
— What kind of animals? + окружающий мир;
— Animals down under + окружающий мир;
— Family crest + изобразительное искусство;
— The Twelve Months + литературное чтение [1].
Рассмотрим разработку одного из серии уроков с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения для 3 класса, апробированной в МАОУ СШ № 143 г. Красноярска. Данный урок был разработан на основе темы «Fun with numbers» из Модуля 1 «School days!» и интегрирован с уроком математики. Целью данного урока являлись актуализация изученного лексического материала, повторение темы периметр по математике, а также изучение лексического материала по теме геометрические фигуры.
На мотивационно-вступительном этапе урока после приветствия и речевой разминки обучающиеся познакомились с новыми лексическими единицами «triangle», «circle» и «square». Далее, в парах, они поучили карточки с названиями геометрических фигур и изображениями, которые по форме напоминали эти фигуры. Задачей обучающихся являлось разделить данные изображения на группы по фигурам, а также составить предложения по образцу.
На оперативно-познавательном этапе урока обучающимся было предложено вспомнить, как правильно читать примеры. На доске было написано несколько примеров, который нужно было прочитать. После прочтения при меров несколькими обучающимися, обучающиеся снова работают в парах. Обучающимся раздаются парные карточки, где у одного из обучающихся написан ответ, а у другого — только пример. Они решают примеры и читают их друг другу. Тот, у кого ответ проверяет товарища.
После повторения арифметики, обучающиеся знакомятся с понятием периметра на английском языке. Тут необходимо отметить, что на русском языке они уже знакомы с понятием периметра и умеют его вычислять. Обучающиеся делятся на группы по 3 человека, каждой группе дается фигура, линейка и бланк решения. Задачи обучающиеся распределяют между собой. Одному обучающемуся необходимо измерить фигуру, второму — составит пример и решить его, а третьему — составить предложения на английском и записать их в бланке ответов. Таким образом, каждый из обучающихся вносит свой вклад в групповую работу и ощущает собственную ценность.
На рефлексивно-оценочном этапе была проведена рефлексия, были подведены итоги и дано домашнее задание.
Таким образом, использование элементов предметно-языкового интегрированного обучения в начальной школе не только возможно, но и актуально, интересно, развивает у обучающихся межпредметные связи, что заявлено требованиями ФГОС [3], и готовит их к использованию данного метода в средней и старшей школе.
Литература:
- Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д., Эванс В. Английский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 частях / — 13-е изд., перераб. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2023.
- Гудкова С. А., Яшина Н. В. Методические возможности использования CLIL-технологии при преподавании английского языка в начальной школе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2017. — №. 2. — С. 31–35.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 27. 11. 2025).
- Сысоев П. В., Твердохлебова И. П. Предметно-языковое интегрированное обучение в России: история вопроса и современные исследования //Иностранные языки в школе. — 2021. — №. 5. — С. 2–9.
- Хлыбова Татьяна Борисовна Особенности формирования лексического навыка на начальном этапе обучения иностранному языку // Вестник Череповецкого государственного университета. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-leksicheskogo-navyka-na-nachalnom-etape-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 31.10.2025).
- Marsh D., Bilingual education and content and language integrated learning. Paris: University of Sorbonne, 1994.

