Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы взаимодействия органов прокуратуры с гражданами

Научный руководитель
Юриспруденция
09.12.2025
7
Поделиться
Аннотация
В статье актуализируется специфика взаимодействия прокуратуры с гражданами. Выявлено, что наиболее часто нарушения прав граждан встречаются в экологической и избирательной сфере, о чем свидетельствуют и поступающие жалобы и обращения от населения. Как следствие, это является основанием для инициирования проверки субъектов на предмет соблюдения ими норм действующего законодательства. По результатам такой проверки прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц, если допущенные нарушения действительно выявлены. Вместе с тем, имеется необходимость в совершенствовании как выявления таких нарушений, так и защиты прав граждан, в том числе посредством расширения полномочий прокурора. В данной связи в рамках статьи предложены и перспективы совершенствования правового регулирования и практической деятельности органов прокуратуры в данной сфере. Результаты, полученные в рамках настоящей научной статьи, имеют теоретическую и практическую ценность.
Библиографическое описание
Колокольников, М. В. Актуальные проблемы взаимодействия органов прокуратуры с гражданами / М. В. Колокольников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131232.


Актуальный курс государственной политики направлен на повышение прозрачности деятельность органов власти, доступности обращений к ним со стороны населения, сотрудничество государственных структур с гражданами. В частности, это особенно явно можно проследить на примере взаимодействия органов прокуратуры с гражданами.

Так, прокуратура наделена рядом полномочий, связанных с защитой прав граждан (например, обращение в суд с иском в интересах неограниченного круга лиц, проведение антикоррупционной проверки после поступления жалобы гражданина и др.). В свою очередь, население имеет право обращаться в органы прокуратуры за защитой своих прав, что достаточно актуально в связи с большим количеством различных нарушений (например, избирательных прав, прав на благоприятную окружающую среду, прав в уголовном процессе и др.). Как следствие, переоценить значение корреспондирующих прав (граждан) и обязанностей, полномочий (прокурора) в данной направлении весьма сложно.

Вместе с тем, правовое регулирование нельзя признать совершенным, а именно в полной мере регламентирующим формы и порядок взаимодействия органов прокуратуры с гражданами по отдельным направлениям. В отдельных положениях нормативных правовых актов имеются правовые пробелы, которые препятствуют эффективной защите прав граждан со стороны сотрудников прокуратуры.

Сегодня данная форма защиты прав граждан считается одним из приоритетных направлений в надзорной деятельности прокуратуры. Именно в целях обеспечения ее осуществления и предоставления гражданам дополнительных гарантий защищенности их прав и законных интересов прокурор был наделен правом инициировать гражданское дело от имени неопределенного круга лиц в установленных законом случаях.

Зачастую экологическими правонарушениями нарушаются именно права неопределенного круга лиц [1, c. 45]. В данной связи особый интерес вызывает вопрос о защите таких прав прокурором [6, c. 26].

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Зачастую именно жалоба гражданина является основанием для инициирования проверки. Если в ходе такой проверки выявлены нарушения, то прокурор вступает в процесс для защиты прав гражданина (если не удалось урегулировать вопрос во внесудебном порядке). Например, гражданин обратился в прокуратуру с заявлением о защите трудовых прав. Прокурор ссылается на наличие у ответчика задолженности по заработной плате, а в суде были заявлены требования прокурором о взыскании задолженности по заработной плате и о взыскании компенсации морального вреда [5].

Прокурор может и самостоятельно инициировать проверку, в ходе которой выявляются нарушения. В одном из примеров прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о безопасности движения и защиты прав граждан, в том числе маломобильных групп населения, при обеспечении доступа к пешеходному мосту через железнодорожные пути, выявлены нарушения [3].

В другом примере прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено, что был заключен договор о предоставлении социальных услуг, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода. С лица ежемесячно удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, что не соответствует переходным положениям законодательства [4].

В еще одном примере в результате проведенной прокуратурой проверки выявлено несоответствие сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного в подвале нежилого здания, требованиям правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, что нарушает права граждан на безопасность в случае чрезвычайной ситуации [2].

Прокурор наделен и полномочиями в рамках обращения в суд, например, за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. При этом на сегодняшний день вполне оправданным представляется внесение изменений в действующее законодательство в части закрепления избирательных комиссий, как объектов прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и свобод человека и гражданина, поскольку на практике именно в данном аспекте достаточно много нарушений.

Таким образом, граждане имеют право обращаться в прокуратуру с жалобами, заявлениями и просьбами о защите своих прав и законных интересов. Для этого предусмотрены различные формы обращения, включая личный прием, письменные обращения и электронные заявления через официальные сайты прокуратуры.

Обращение граждан с определенной жалобой ложится в основу при инициировании прокурорского надзора, что можно продемонстрировать на примере прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Взаимодействие органов прокуратуры с гражданами реализуется на сегодняшний день в различных формах. Однако анализ практики правоприменения свидетельствует о том, что такое взаимодействие нельзя признать в полной мере эффективным, что связано с недостатками (пробелами) в правовом регулировании). Так, например, на сегодняшний день избирательные комиссии на законодательном уровне не указаны прямо в качестве объекта прокурорского надзора, что препятствует более эффективной защите прав граждан. Как следствие, предлагаем дополнить абз. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [7] указанием на то, что избирательные комиссии выступают в качестве объекта прокурорского надзора.

Литература:

  1. Дмитрикова Д. А. Особенности защиты прокурором экологических прав неопределенного круга лиц в гражданском процессе / Д. А. Дмитрикова, А. Д. Никитина // Альманах молодого исследователя. — 2023. — № 14. — С. 44–47.
  2. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 № 88–24072/2023 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 № 88–8563/2024 (УИД 77RS0002–02–2023–000803–86) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 № 88–4768/2023, 2–5133/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2023 № 88–2972/2023 по делу № 2–740/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Сытник А. Н. Понятие неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов которого обращается прокурор в сфере экологии в гражданском судопроизводстве / А. Н. Сытник // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник статей. Уфа, 2019. — С. 25–30.
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 03.02.2025) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 352-354):
Часть 5 (стр. 295-361)
Расположение в файле:
стр. 295стр. 352-354стр. 361

Молодой учёный