Перед внесением предложений по дальнейшему административному регулированию института воинского учета, подведем краткие итоги основных нововведений законодательства в последние два года. Именно для этого временного отрезка характерны значительные изменения, причет не только в количественном (значительный рост сумм штрафов), но в качественном отношении (появление новых видов административной ответственности в этой сфере правоотношений).
Так, прежде всего, отметим изменения в главе 21 КоАП РФ, которая регулирует состав административных правонарушений в сфере воинского учета [1]. Данная глава содержит шесть статей (ст. 21.3 с ноября 2023 года не действует). Изменения коснулись каждой статьи этой главы (ст.ст. 21.1–21.7) — в разы выросли суммы штрафов, по отдельным статьям — в десять раз (например, ст. 21.5, где, согласно изменениям, сумма штрафа имеет верхнюю границу в 30 тыс. руб.). Показательно, что такое усиление ответственности коснулось всех субъектов, которые так или иначе могут быть причастны к нарушению законодательства о воинском учете. То есть это затрагивает не только граждан (изменения по правонарушениям которых произошли позже — только в июле 2025 года), но и должностных и юридических лиц (в июле 2023 года). Кстати, юридические лица ранее вообще не привлекались к ответственности в этой сфере, что свидетельствует также о качественных изменениях. Так, например, верхняя граница сумм штрафов по статьям 21.1 и 21.2 с учетом изменений составила 400 тыс. руб. (при минимальной в 350). Должностные лица теперь штрафуются на сумму от 40 до 50 тыс. руб., что также немало и составляет в ряде регионов месячную их заработную плату.
Качественные изменения связаны с тем, что по ряду правонарушений стала недопустимой ответственность в форме предупреждения — обязательно назначение штрафа (это статьи 21.6 и 21.7). Среди качественных изменений — появление новых видов ответственности для юрлиц, например, за непредоставление сведений в военный комиссариат (см. статьи 21.1 и 21.4, а также ст. 4 ФЗ № 53 [2] и положения Методических рекомендаций [9]).
Введена ответственность юрлицам за неоказание содействия военным комиссариатам в их работе при мобилизации (кстати, вопрос о том, действует ли до настоящего времени положение о частичной мобилизации от 21.09.2022, остается дискуссионным в связи с отсутствием соответствующего Указа о дате и времени ее завершения). Причем штраф за такое правонарушение по ст. 19.38 (изменения в КоАП внесены ФЗ № 404 31.07.2023 [4]) выше, чем по другим статьям: до 80 тыс. — для должностных и до 500 — для юридических лиц. Также этой статьей предусматривается ответственность в виде штрафа за невыполнение обязанности по поставке техники для воинских подразделений в период мобилизации. Существенно выросли штрафы за неисполнение военно-транспортных обязанностей для всех субъектов (граждан, юридических и должностных лиц). Перечень этих обязанностей подробно раскрыт в ст. 13 ФЗ № 31 от 26.02.1997 [3] и в Положении от 02.10.1998 [5]. Показательно в рамках дискуссии о продолжающейся частичной мобилизации и введение с 2024 года круглогодичной работы медицинских и призывных комиссий.
С учетом выделенных выше изменений в законодательстве за последние два года считаем целесообразным внесение дополнительных к ним поправок в КоАП, условно разбитых нами на 4 раздела.
1. Дифференциация и ужесточение ответственности по отдельным субъектам
В рамках данного направления целесообразно введение разделения ответственности для граждан и должностных лиц. Например, ввести разграничение ответственности и усиление санкций для ответственных должностных лиц в организациях (HR-менеджеров, бухгалтеров, руководителей), за неисполнение обязанностей по воинскому учету. Такая позиция обусловлена системностью и массовостью воздействия их нарушений.
Введение прогрессивных штрафов также позволит во многом снизить количество правонарушений в этой сфере. Например, установление максимально высоких штрафов, предусмотренных статьей, за повторное нарушение, а также введение двойного размера штрафа за аналогичное нарушение по одной статьей.
В качестве продолжение новеллы о введении ответственности для юрлиц можно предложить введение прямой ответственности руководителя за системные нарушения в организации воинского учета (например, отсутствие ответственного лица, непредоставление возможности явки сотрудников по повестке — при ненормированном режиме или ежедневной дневной смене). Например, можно ввести новую статью или часть в имеющуюся статью в главу 21 КоАП, где за отсутствие ответственного лица предусмотреть штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб.
2. Уточнение и формализация процедурных моментов
В рамках данного направления целесообразно введение четких критериев «своевременности» (например, в ст. 21.5 и других указывать конкретные сроки, в течение которых необходимо выполнить предписание закона (например, явиться в военный комиссариат по месту жительства в течение 7 дней с даты повестки).
Необходима также унификация форм документов: установление единых, обязательных к применению форм уведомлений, предписаний и протоколов, связанных с воинским учетом, что позволит повысить прозрачность и упростит доказывание нарушений.
Отдельно отметим и необходимость четкой регламентации взаимодействия (автоматизация, доступ в электронные базы) между различными субъектами, имеющими отношение к воинскому учету: военкомата с органами МВД, регистрирующими органами (ЗАГС, МФЦ, налоговой службы и др.), руководством компаний. Соответственно следует предусмотреть ответственность ответственных в данных организациях лиц, игнорирующих или халатно исполняющих данные обязанности по своевременному и полному информированию военных комиссариатов.
3. Совершенствование механизма привлечения к ответственности
Необходимо расширение круга уполномоченных лиц, ответственных за первичный воинский учет.
Так, на данный момент составлять протоколы по ст. 21.5–21.7 могут только должностные лица военных комиссариатов, чьи ресурсы ограничены (за исключением органов, осуществляющих первичный воинский учет в тех поселениях, где военных комиссариатов нет, — то есть местной администрации).
В качестве предложения: дополнить ст. 21.1 КоАП, описав, какие конкретно органы могут составлять протоколы по ст. 21.5. Например, помимо военных комиссариатов можно делегировать часть полномочий по воинскому учета также и сотрудникам ОВД (полиции), участковым уполномоченным полиции, которые обладают более широкими возможностями по установлению личности и адреса проживания гражданина.
Согласно ФЗ № 127 от 14.04.2023 года в ФЗ № 53 от 28.03.1998 были внесены изменения, касающиеся возможности вручения повесток через портал Госуслуг, причем врученной она считается с момента ее размещения там вне зависимости от того, была ли она просмотрена (прочитана) владельцев личного кабинета Госуслуг или нет. Однако данное положение предполагает лишь внесение некоторых ограничений (например, в первые 20 дней неявки по такой повестке — запрет на выезд за территорию своего государства, далее — вводятся временные меры на открытие ИП, регистрацию себя как самозанятого и т. п. Очевидно, что подобного рода ограничения не способны серьезно напугать или ограничить гражданина, решившего сознательно нарушить правила воинского учета, то есть отказывающегося явиться по такой электронной повестке. Они имеют превентивный и косвенный характер и не воспринимаются сознательным уклонистом как серьезное наказание, лишь создавая большей частью малозначимые неудобства, не обладая карательной функцией.
В связи с этим предлагается введение дополнительной к этому прямой и прогрессивной административной ответственности.
Например, введение отдельной нормы в КоАП РФ, прямо карающей за неявку по электронной повестке, с прогрессирующей шкалой наказаний.
Предлагаемая формулировка ст. 21.5: «Неявка гражданина по повестке военного комиссариата, направленной в установленном порядке в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в срок, указанный в такой повестке, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния — <...>»
Здесь возможно предусмотреть три варианта прогрессивных штрафов: при первичной, при повторной и при систематической:
– Первичная неявка (в течение установленного срока, например, 20 дней): Штраф в размере 50 000–100 000 рублей. Наложение штрафа автоматически (через ГИС ГМУ) запускает механизм ограничительных мер (запрет на выезд и т. д.).
– Повторная неявка (в течение года после первой): Штраф в размере 200 000–300 000 рублей + обязательные работы сроком до 100 часов. Ограничительные меры сохраняются.
– Систематическая неявка (три и более раза в течение года): Штраф в размере 500 000 рублей + административный арест на срок от 10 до 15 суток. Привод в военкомат силами органов правопорядка для выполнения процедур учета.
Этот вариант административной ответственности можно сочетать с другими. Например, дополнить ст. 21.5 нормой, регламентирующий дополнительно к вышеуказанной ответственности применять приостановление выплат из бюджета (кроме пенсий по инвалидности и потере кормильца) на срок до исполнения обязанности по явке.
Это можно считать мощным финансовым механизмом, заставляющим граждан соблюдать требования электронной повестки, не прибегая к крайней мере в виде уголовной статьи.
4. Стимулирование добросовестного исполнения обязанностей
В рамках этого направления предлагается внести в ст. 3.2 КоАП РФ (виды административных наказаний) или напрямую в гл. 21 норму, что за первое нарушение, выявленное в течение года, при отсутствии умысла и значительных последствий, обязательно выносится предупреждение (по тем статьям, где это возможно). Это снимет вопрос о чрезмерном штрафовании за малозначительные проступки.
Также интересной практикой было бы введение специальных «рейтингов» для организаций, на основании которых для добросовестных работодателей предусматривать не только определенные преференции (например, менее частые плановые проверки), но и минимальные наказания.
Таким образом, предложенные в данной статье изменения направлены на усиление ответственности (новые составы, повышенные штрафы), уточнение процедур (сроки, статус электронных уведомлений) и расширение правоприменительной практики (подключение полиции). Это системный подход, который повысит эффективность воинского учета, а не просто ужесточит наказания. Также были предложены: дифференциации наказания (ответственные в организации), формализации процедур (для повышения понятности и четкости работы) и усиления стимулирования (снижение ответственности для добросовестных организаций). Это повысит эффективность системы воинского учета в целом, так как увеличение сумм штрафов предполагает искать субъектов новые пути в обход закона.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 04.11.2025) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025) // СЗ РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» //СЗ РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1014.
- Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 07.08.2023, № 32 (Часть I), ст. 6136.
- Указ Президента РФ от 02.10.1998 № 1175 (ред. от 22.10.2015) «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» // СЗ РФ, 05.10.1998, № 40, ст. 4941.
- Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (ред. от 13.12.2024) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.11.2006, № 47 ст. 4894.
- Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 № 151 (ред. от 10.06.2021) «Об утверждении Перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2014 № 33255) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 23.09.2021.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы» // «Российская газета», № 120, 02.06.2023.
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 // Официальные документы в образовании, № 3, январь, 2018.

