Нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус военнослужащего, закреплена в статье 4 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» (далее — ФЗ № 76-ФЗ) и включает в себя нормы Конституции Российской Федерации [1], федеральные и федерально-конституционные законы, а также иные нормативно-правовые акты, в том числе и международного характера [3].
Граждане, которые имеют статус военнослужащих, определены в статье ФЗ № 76-ФЗ — это военнослужащие, которые «проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — ФЗ № 53-ФЗ) [2].
Современное отечественное законодательство закрепляет понятие социальной защиты рассматриваемой категории граждан. Согласно ФЗ № 53-ФЗ данная защита является государственной, комплексной и состоит из определенного набора мер, как материальной поддержки, так и медицинского обеспечения.
На рисунке 1 представлены составляющие данной системы мер.
Рис. 1. Система мер социальной поддержки военнослужащих
Анализируя информацию, представленную на рисунке 1, необходимо отметить, что комплекс социальной защиты военнослужащих входит в систему мер государственной поддержки и составляет одну из государственных функций. Комплексный подход к социальной поддержке рассматриваемой категории граждан обеспечивает полноту и адресность оказываемой помощи, ее актуальность и возможность обеспечения защиты прав и интересов не только самих военнослужащих, но и членов их семей.
Но современные реалии показали то, что необходимо реформирование данной системы. Так, 21.02.2022 г. было объявлено начало Специальной военной операции (далее — СВО) и стала логичным то, что участники СВО должны быть обеспечены кардинально другими социальными гарантиями.
В сентябре 2022 г. была объявлена частичная мобилизация граждан (Указ Президента РФ № 647 от 21.09.2022 г.) [4]. Согласно п. 3 данного Указа правовой статус мобилизованного был приравнен к правовому статусу военнослужащего по контракту. При этом был установлен минимальный размер ежемесячной оплаты для мобилизованных, который составляет 195 тысяч рублей. Также были предусмотрены, единовременные выплаты, определенные льготы, возможности получения земельного участка от государства и многие другие. В 2023 г. был создан Государственный фонд «Защитники Отечества», целью которого является поддержка и сопровождение военнослужащих и их семей.
Социальная поддержка со стороны государства рассматриваемой категории граждан включает в себя не только материальные меры поддержки, но и в комплекс других мер. Необходимо отметить гарантии в сфере ипотеки, кредитные каникулы, обеспечение жильем, оплата жилья и коммунальных услуг, льготы при поступлении в ВУЗ как самого военнослужащего, так и членов его семьи, налоговые льготы, определённые трудовые гарантии для мобилизованных, пенсионное обеспечение и многое другое.
В отношении регионального законодательство со стороны руководителя государства было дано указание о рассмотрении и принятии также и региональных мер поддержки. Региональные меры поддержки также включают в себя не только материальные компенсации: внедрен Единый региональный стандарт поддержки участников СВО и членов их семей, включающий 20 наиболее востребованных мер; действуют и другие дополнительные (меры поддержки.
В случае гибели военнослужащего члены семьи погибшего военнослужащего имеют право также на определенные социальные гарантии (рис. 2).
Рис. 2. Социальные гарантии, положенные членам семьи погибшего военнослужащего
Но, несмотря на весь комплекс мер, которые в настоящее время представляют собой социальное обеспечение военнослужащим, необходимо их дополнять.
В рамках данной статьи авторами предложены несколько дополнительны мер. В первую очередь необходимо дополнить возможность родителей военнослужащего, который не состоит в браке, оформлять отпуск на время проведения отпуска военнослужащего. В настоящее время законом допускается такая возможность только для членов семьи военнослужащего, а работоспособные родителе к членам семьи военнослужащего не относятся.
Также необходимо рассмотреть возможность списания обязательств по кредиту всем военнослужащим участникам СВО. В настоящее время это возможно только при инвалидности участника (I группа) либо при его гибели. Данная мера должна действовать на все виды кредитов, которые были оформлены участниками СВО до начала операции и в том числе в отношении ипотечных кредитов.
Рассмотреть возможность предоставления льготной ипотечной ставки по ипотечному кредиту для участников СВО, которые после завершения данной операции не будут продолжать службу по контакту.
Таким образом, нормативно-правовая база. Регулирующая правовой статус военнослужащих и система мер их социальной поддержки в настоящее время является динамичной системой и постоянно развивается. Необходимо рассмотреть возможность максимального обеспечения военнослужащих участников СВО и членов их семей, как в настоящее время, так и обязательном сохранении мер социального обеспечения и после завершения СВО, в том числе и тем гражданам, которые не будут продолжать карьеру военнослужащего.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024) // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
- Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.

