Судебная власть Российской Федерации является масштабной и значимой в системе государственной власти РФ. Ежегодно на долю российских судов приходится большое количество поступающих заявлений, требующих рассмотрения и вынесения соответствующих решений. Так, например, по итогам 2024 года общее количество дел, рассмотренных судами РФ различных инстанций, составило свыше 42 млн., что на 7 % больше в сравнении с показателями 2023 года [2].
Уникальность судебной власти выражается в том, что, с одной стороны, она призвана реализовывать правосудие и обеспечивать защиту прав и свобод граждан, а, с другой стороны, обеспечивать, координировать и контролировать работу иных ветвей власти, так как существование самой государственной власти построено на основе взаимоконтроля и взаимоограничения. При этом важно отметить необходимость обеспечения и организации работы самих судов в данной системе при осуществлении ими правосудия.
Основные направления обеспечения и организации деятельности судебной власти в Российской Федерации включают законодательное регулирование, организационное обеспечение, обеспечение судопроизводства и кадровое обеспечение. Эти направления направлены на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, а также на повышение эффективности судебной системы в целом.
В данном аспекте ведущая роль отведена Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент). Судебный департамент представляет собой федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности действующих судов Российской Федерации, а также формирующий единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Судебного департамента, выступает Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ [1].
Значимость Судебного департамента для российских судов выражается, в первую очередь, в том, что он выступает регулятивным звеном, призванным организовать и обеспечить как работу отдельных судебных органов, так и всей системы судов, связывая ее как единый «организм».
Рассматривая основные функции Судебного департамента, стоит отметить, что они подразделены на федеральные и региональные, что, в свою очередь, предполагает деление данного органа на федеральный Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Обозначим и проанализируем основные функции каждой структуры рассматриваемого органа.
Стоит отметить, что полный перечень функций Судебного департамента отражен в Федеральном законе от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ, однако среди них можно выделить наиболее значимые:
— Судебный департамент реализует организационное обеспечение деятельности судов РФ. Данная функция выступает основной в работе Судебного департамента и предполагает различные мероприятия по улучшению деятельности судебной власти;
— Судебный департамент разрабатывает законопроекты и нормативные правовые акты, касающиеся сферы деятельности судебных органов и судейского корпуса;
— Судебный департамент занимается разработкой и представлением предложений о финансировании судов РФ. Данные предложения направляются непосредственно Правительству РФ после согласования с Советом судей РФ;
— Судебный департамент занимается изучением и анализом организации деятельности судов, на основе которых разрабатывает пути развития и совершенствования все системы судебной власти РФ. Кроме того, на основе указанных исследования разрабатываются предложения о создании либо об упразднении судов, которые направляются на рассмотрение в Верховный Суд РФ;
— Судебный департамент занимается вопросами кадрового обеспечения судов РФ, в том числе реализует отбор и подготовку судей на соответствующие должности;
— Судебный департамент занимается организацией делопроизводства и работы архивов судов. Также немаловажное значение имеет ведение судебной статистики, позволяющей контролировать количество поступающих дел в российские суды и их рассмотрение, а также их систематизация;
— К функциям Судебного департамента также отнесены рассмотрение жалоб и заявлений граждан по определенным вопросам, попадающим под его компетенцию;
— Судебный департамент занимается материально-техническим обеспечением как входящих в него структур, так и всех судов РФ, которое реализуется посредством строительства зданий, ремонта и технического оснащения зданий и помещений для работы, а также снабжения их необходимыми материальными составляющими (техника, мебель, канцелярия и т. д.);
— Судебный департамент призван обеспечивать независимость, неприкосновенность и безопасность судей, а также безопасности членов их семей, в том числе реализуя взаимодействие с иными органами власти и т. д. [3]
Можно отметить, что функции Судебного департамента довольно обширны и разнообразны. Помимо того, что департамент занимается вопросами обеспечения деятельности судебной власти, он также уполномочен рассматривать поступающие жалобы и заявления граждан по определенным вопросам, заниматься сбором статистики и ее систематизацией, а, следовательно, реализует определенный контроль за судами РФ. Важное значение имеет и правотворческая деятельность департамента, направленная на улучшение сферы деятельности судебных органов и судейского корпуса
Функции управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации имеют определенные отличия, которые связаны, в первую очередь, с масштабом полномочий, распространяющихся лишь на конкретный субъект РФ. Так, например, к основным функциям управлений Судебного департамента можно отнести следующие:
— организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества;
— подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
— организация и обеспечение работы экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи;
— изучение организации деятельности районных судов и принятие мер по её совершенствованию;
— ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов на региональном уровне;
— финансирование районных судов, гарнизонных военных судов и органов судейского сообщества, контроль расходования бюджетных средств, проведение ревизий их финансово-хозяйственной деятельности;
— обеспечение районных судов и гарнизонных военных судов материально-техническими и транспортными средствами, организация строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов;
— рассмотрение обращений (предложений, жалоб, заявлений) и запросов граждан и организаций в пределах своей компетенции и т. д. [4]
Анализируя вышеприведенный перечень функций, можно выделить ряд отличительных особенностей в деятельности федерального Судебного департамента и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации:
- Масштаб: Федеральный департамент охватывает всю страну, тогда как региональные подразделения работают локально в каждом субъекте РФ.
- Полномочия: Федеральный департамент занимается разработкой законов и проектов нормативно-правовых актов, координацией всей системы, управлением ресурсами и поддержкой высшего уровня судейского состава. Региональные управления занимаются преимущественно повседневной работой на местном уровне, таким как финансовое обеспечение и инфраструктура.
- Компетенция: Федеральный департамент работает на высшем государственном уровне, тогда как региональные подразделения выполняют практические функции в регионах.
Важно отметить также то, что управление Судебного департамента в субъекте РФ подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно Совету судей субъекта РФ. Однако при всех отличиях структура Судебного департамента представляет собой единую систему, которая имеет общие цели.
Иными словами, роль и значение Судебного департамента в обеспечении деятельности судебной власти достаточно велика и имеет направленность на достижение таких целей, как:
— повышение профессионализма судей и авторитета судов;
— обеспечение принципов справедливого правосудия в РФ, а также открытости и прозрачности;
— укрепление и повышение доверия населения к судебной системе в целом;
— создание условий для развития судебной системы, повышения качества и стабилизации ее работы.
Таким образом, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации играет ключевую роль в укреплении независимости, самостоятельности судебной власти, а также ее развитии и стабилизации. Также следует вывод о том, что для обеспечения эффективной работы российских судов необходимо организовать эффективную и качественную деятельность самого Судебного департамента.
Литература:
1. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 № 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17412/
2. Итоги работы судов и задачи в будущем году // Российское агентство правовой и судебной информации. правовой портал [Электронный ресурс] // URL: https://rapsinews.ru/judicial_analyst/20250224/310655717.html
3. Мурадасилова З. С. Судебный департамент как «кровеносная система» судебной ветви власти [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/422/93818
4. Сюкияйнен Э. Л. Место Судебного департамента при Верховном Суде РФ в системе органов государственной власти [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-sudebnogo-departamenta-pri-verhovnom-sude-rf-v-sisteme-organov-gosudarstvennoy-vlasti

