Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реализация мер социальной защиты населения в условиях региональной специфики: опыт Оренбургской области

Юриспруденция
09.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена анализу реализации мер социальной защиты населения в Оренбургской области. Рассматривается теоретико-методологическая база социальной защиты, нормативно-правовое регулирование на федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделяется специфике практической реализации социальной политики в условиях региона, выявлению проблем и вызовов. В работе приводятся мнения ученых о путях совершенствования системы социальной защиты и предлагаются рекомендации по повышению её эффективности.
Библиографическое описание
Коновалова, Т. А. Реализация мер социальной защиты населения в условиях региональной специфики: опыт Оренбургской области / Т. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/131066.


Введение

В современном обществе социальная поддержка граждан является одним из ключевых направлений государственной политики, отражающим приверженность принципам социального государства. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Это положение обязывает государство принимать комплекс мер по поддержке граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также по профилактике социального неблагополучия.

Региональный уровень власти имеет принципиальное значение для реализации социальной политики, поскольку именно на местах осуществляется непосредственное взаимодействие с населением и учитывается уникальная социально-экономическая, демографическая и географическая специфика субъекта. Оренбургская область, характеризующаяся значительной площадью, неоднородностью развития муниципальных образований, наличием промышленных центров и обширных сельскохозяйственных территорий, сталкивается со своими особенными вызовами в сфере обеспечения социальных гарантий.

Целью данной статьи является комплексный анализ механизмов реализации социальных основ защиты населения в Оренбургской области, выявление сильных сторон, существующих проблем и определение перспективных направлений развития региональной системы социальной защиты.

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база социальной защиты населения

Теоретические концепции социального государства и социальной защиты разрабатывались многими отечественными и зарубежными учеными. В частности, идеи Дж. Роулза о социальной справедливости, предполагающей создание равных возможностей для всех членов общества, и справедливое распределение благ, легли в основу современных подходов к социальной политике [2]. Отечественные исследователи, такие как В. И. Жуков [3], В. Н. Бобков [4], Е. И. Холостова [5] и другие, активно развивают теорию социальной политики и социальной работы в контексте российской специфики, акцентируя внимание на необходимости адресности, комплексности и инновационности в предоставлении социальных услуг.

Нормативно-правовая база основ социальной безопасности населения в Российской Федерации формируется на нескольких уровнях:

  1. Конституционный уровень: Статьи 7, 39, 40, 41, 43 Конституции РФ закрепляют права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование [1].
  2. Федеральный уровень:

— Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [6] является ключевым документом, определяющим принципы социального обслуживания, полномочия органов власти, виды социальных услуг и права получателей.

— Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [7] регулирует порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам и семьям.

— Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [8] устанавливает правовые, экономические и организационные основы обеспечения социальной защиты инвалидов.

— Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [9] определяет виды и порядок выплаты пособий семьям с детьми.

— Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [10] и другие акты, регулирующие пенсионное обеспечение.

3. Региональный уровень: субъекты Российской Федерации, включая Оренбургскую область, принимают собственные законы и нормативные правовые акты, детализирующие и дополняющие федеральное законодательство, учитывая региональные особенности и приоритеты. Например, Законы Оренбургской области о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, о социальном обслуживании, региональные программы поддержки семьи и детства.

Таким образом, система социальной защиты представляет собой сложный механизм, основанный на нормах права и теоретических разработках, направленный на обеспечение минимальных социальных стандартов и поддержку уязвимых групп населения.

2. Особенности реализации социальной защиты в практике Оренбургской области

Оренбургская область, будучи крупным аграрно-индустриальным регионом с площадью более 124 тыс. кв. км и населением около 1,8 млн человек (по данным на 2023 г.) [11], имеет свою специфику в вопросах социальной защиты. Регион характеризуется значительной долей сельского населения (более 35 %), что обуславливает необходимость развития инфраструктуры социальных услуг в отдаленных территориях. Демографическая ситуация характеризуется процессами старения населения и, в некоторых муниципалитетах, оттоком молодежи.

Центральным органом исполнительной власти, отвечающим за реализацию социальной политики в регионе, является Министерство социального развития Оренбургской области. Его деятельность включает организацию социального обслуживания, предоставление мер социальной поддержки, реализацию государственных программ.

Ключевые направления и особенности региональной практики:

1. Адресная социальная помощь:

— Реализуются программы по оказанию государственной социальной помощи на основе социального контракта, позволяющего гражданам выйти из трудной жизненной ситуации за счет собственных активных действий (открытие собственного дела, поиск работы, переобучение). Эта практика зарекомендовала себя как эффективный инструмент, способствующий не просто выдаче пособий, но и повышению социальной мобильности и самостоятельности граждан.

— Оказывается материальная помощь малоимущим семьям, одиноким гражданам, семьям с детьми-инвалидами на улучшение жилищных условий, приобретение товаров первой необходимости, оплату коммунальных услуг.

2. Поддержка семей с детьми:

— Наряду с федеральными выплатами, в Оренбургской области установлены региональные меры поддержки многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, молодых семей. Это включает единовременные пособия при рождении детей, региональный материнский капитал, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсации за присмотр и уход за детьми в детских садах.

— Активно развивается система социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.

3. Социальное обслуживание:

— Развивается сеть учреждений социального обслуживания (комплексные центры, стационарные учреждения, дома-интернаты), оказывающих широкий спектр услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, срочные социальные услуги).

— Активно внедряются инновационные формы обслуживания, такие как «мобильные бригады» для обслуживания населения в отдаленных населенных пунктах, «приёмные семьи для пожилых граждан», «школы ухода» за инвалидами и пожилыми людьми.

— Осуществляется формирование реестра поставщиков социальных услуг, включая негосударственные организации, что способствует развитию конкурентной среды и повышению качества услуг.

4. Социальная защита инвалидов:

— Регион активно работает над созданием доступной среды для инвалидов, реализуются мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры, транспорта, информации.

— Предоставляются меры поддержки по санаторно-курортному лечению, обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации расходов на проезд.

— Особое внимание уделяется трудоустройству инвалидов, взаимодействию с работодателями и профессиональному обучению.

3. Анализ проблем и вызовов, мнения ученых и экспертов

Несмотря на предпринимаемые усилия, в системе реализации социальных основ защиты населения Оренбургской области, как и в целом по стране, существуют проблемы и вызовы:

  1. Недостаточное финансирование: Как отмечают многие исследователи, например, О. В. Сироткина [12], объемы бюджетного финансирования социальной сферы часто не соответствуют реальным потребностям, что ограничивает возможности для расширения спектра и повышения качества услуг.
  2. Географическая разобщенность и транспортная доступность: Для такого крупного региона, как Оренбургская область, с большой долей сельского населения, актуальна проблема доступности социальных услуг для жителей отдаленных территорий. Использование «мобильных бригад» частично решает эту проблему, но не устраняет её полностью.
  3. Дефицит квалифицированных кадров: Существует потребность в высококвалифицированных социальных работниках, психологах, специалистах по реабилитации, особенно в сельской местности. Профессия социального работника часто недооценена, что затрудняет привлечение молодых специалистов [13].
  4. Проблема адресности и эффективности: Несмотря на совершенствование механизмов адресной помощи, сохраняется риск неэффективного использования бюджетных средств и недостаточного охвата действительно нуждающихся категорий граждан. Российские ученые, такие как Н. М. Римашевская [14], подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования критериев нуждаемости и повышения прозрачности системы.
  5. Цифровое неравенство: Внедрение цифровых технологий в социальную сферу, хотя и упрощает доступ к услугам для части населения, может создавать барьеры для пожилых людей и жителей отдаленных районов с ограниченным доступом к интернету и цифровым навыкам.

Многие отечественные ученые и эксперты в области социальной политики, такие как В. И. Звоновский, указывают на необходимость комплексного подхода к социальной защите, сочетающего меры поддержки с активными программами содействия занятости и развития человеческого капитала. Они подчеркивают важность перехода от пассивной помощи к активизирующей, стимулирующей граждан к преодолению трудной жизненной ситуации за счет собственных ресурсов и потенциала [15]. В контексте региональной специфики Оренбургской области, по мнению доктора экономических наук, профессора Оренбургского государственного университета Е. В. Зотовой, актуальна задача дальнейшей адаптации федеральных стандартов к местным условиям, усиления взаимодействия между органами власти, НКО и бизнес-сообществом для создания более гибкой и эффективной системы социальной поддержки, особенно в сельских территориях [16].

4. Пути совершенствования и рекомендации

На основе проведенного анализа и с учетом мнений экспертов, можно предложить следующие пути совершенствования системы реализации социальных основ защиты населения в Оренбургской области:

  1. Укрепление кадрового потенциала: Разработка региональных программ по привлечению и закреплению молодых специалистов в социальной сфере, повышение престижа профессии социального работника, организация курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
  2. Развитие цифровых сервисов и устранение цифрового неравенства: Продолжение внедрения дистанционных форм предоставления социальных услуг, разработка мобильных приложений. Одновременно необходимо обеспечить доступность цифровых сервисов для всех категорий граждан, в том числе путем обучения цифровой грамотности и создания центров общественного доступа в удаленных населенных пунктах.
  3. Расширение государственно-частного партнерства и вовлечение НКО: Стимулирование создания и развития негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги. Это позволит расширить спектр услуг, повысить их качество за счет конкуренции и более гибкого подхода.
  4. Усиление межведомственного взаимодействия: Координация усилий Министерства социального развития с органами здравоохранения, образования, занятости, местного самоуправления для создания единой системы поддержки семьи и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  5. Совершенствование механизмов адресности и оценки эффективности: Разработка более точных критериев нуждаемости, регулярный мониторинг и оценка результативности социальных программ и проектов с использованием современных методик.
  6. Развитие профилактической работы: Усиление работы по раннему выявлению семейного и социального неблагополучия, развитие услуг психологической помощи и консультирования, программ по формированию здорового образа жизни.

Заключение

Обеспечение социальных основ защиты населения является непрерывным процессом, требующим постоянной адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям и потребностям граждан. Опыт Оренбургской области демонстрирует значительные успехи в развитии региональной системы социальной защиты, однако также выявляет ряд проблем, требующих системного решения.

Дальнейшее совершенствование этой системы должно основываться на принципах адресности, индивидуализации, комплексности, партнерства и цифровизации. Только при таком подходе возможно построение эффективной и устойчивой системы социальной защиты, способной в полной мере реализовать конституционные права граждан и обеспечить достойную жизнь каждому жителю Оренбургской области.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Роулз Дж. Теория справедливости. — М.: ЛКИ, 2010. — 536 с.
  3. Жуков В. И. Российская социальная политика: реалии и перспективы // Вестник Российского государственного социального университета. — 2010. — № 1. — С. 5–13.
  4. Бобков В. Н. Неравенство доходов и потребления в России: тенденции, оценка, последствия. — М.: ВЦУЖ, 2018. — 338 с.
  5. Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К°, 2021. — 720 с.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  9. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  11. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2024).
  12. Сироткина О. В. Финансирование социальной сферы в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. — 2019. — Т. 25, № 2. — С. 364–377.
  13. Проблемы кадрового обеспечения социальной сферы: коллективная монография / Под ред. В. Н. Кузнецова. — М.: Наука, 2021. — 280 с.
  14. Римашевская Н. М. Семья и доходы населения в России: современное состояние и перспективы // Народонаселение. — 2018. — № 3. — С. 15–27.
  15. Звоновский В. И. Активизирующая социальная политика: опыт и перспективы // Социологические исследования. — 2020. — № 10. — С. 78–87.
  16. Зотова Е. В. Развитие региональной социальной политики в условиях трансформации экономики (на примере Оренбургской области): монография. — Оренбург: ОГУ, 2018. — 210 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный