Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие коммуникативной компетентности подростков средствами нравственно-этической коммуникативной деятельности

Педагогика
07.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается развитие коммуникативной деятельности в формировании нравственно-этической сферы подростков. Цель данной статьи — проанализировать нравственно-этический смысл коммуникативной деятельности подростков и выявить ее потенциал для развития коммуникативной компетентности в единстве ее когнитивного, поведенческого и ценностного компонентов. Особое внимание уделяется трансформации нравственно-этического смысла коммуникации в условиях цифровой среды, анализируются новые вызовы и возможности, такие как кибербуллинг, цифровая этика. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, изучающих структуру нравственного самосознания и особенности его развития в подростковом возрасте. Делается вывод о необходимости целенаправленной педагогической организации нравственно-этической коммуникативной деятельности как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Библиографическое описание
Пашковская, Е. П. Развитие коммуникативной компетентности подростков средствами нравственно-этической коммуникативной деятельности / Е. П. Пашковская, А. В. Пашкова, А. В. Яблочкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/131051.


Введение. Всовременном мире, характеризующемся стремительными социальными, экономическими и технологическими изменениями, способность к эффективной и ответственной коммуникации становится одним из ключевых факторов успешности личности и общества в целом. Особое значение приобретает развитие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте, который является сензитивным периодом для формирования социальных навыков, ценностных ориентаций, самоопределения и построения межличностных отношений. От качества сформированной коммуникативной компетентности напрямую зависят не только академические достижения и успешность социализации подростков, но и их способность к конструктивному разрешению конфликтов, критическому осмыслению информации и формированию собственной гражданской позиции. А. Маслоу считал, что коммуникативная компетентность — это одна из важных качественных характеристик личности, которая позволяет реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогает успешному процессу социализации [3]. Актуальность темы обусловлена усложнением коммуникативного пространства в эпоху цифровизации, где традиционные этические ориентиры сталкиваются с новыми вызовами.

Цель данной статьи — проанализировать нравственно-этический смысл коммуникативной деятельности подростков и выявить ее потенциал для развития коммуникативной компетентности в единстве ее когнитивного, поведенческого и ценностного компонентов.

Нормативно-правовой базой исследования выступают Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, а также другие документы, закрепляющие приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательной системе [6].

Исследования в области психологии морали (И. Г. Бонк, В. В. Душко, Н. В. Светлова и др.) выделяют структуру нравственного самосознания, включающую аффективный, когнитивный и волевой компоненты, и описывают его уровневую динамику от «праморального» к «нравственному» [1]. Как отмечает Э. Р. Гизатуллина, этот процесс происходит в культурно-нравственной среде, где внутренние условия (личностные переживания, моральная активность) играют решающую роль [2].

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

В коммуникативной деятельности можно выделить несколько ключевых аспектов нравственного становления:

  1. Становление морального сознания. Происходит сдвиг от авторитета взрослых к авторитету группы сверстников. Подросток сталкивается с необходимостью разрешать моральные дилеммы («Должен ли я сказать правду, если она подведет друга?»?", «Можно ли обсуждать за спиной человека, если он нам не нравится?"), что способствует формированию собственной моральной позиции.
  2. Усвоение этических принципов на практике. Коммуникация становится полигоном для отработки фундаментальных категорий:

Справедливость — через ситуации несправедливого отношения. Подростки остро чувствуют несправедливость. Через ситуации, когда кого-то незаслуженно обидели, не приняли в игру, распространили сплетни, они формируют свое понимание справедливости и учатся за нее бороться.

Доверие и предательство — через глубокие дружеские связи. Дружба в подростковом возрасте приобретает небывалую глубину. Изменение доверия (делиться секретами, рассчитывать на помощь) — это мощнейший урок ответственности за отношения. Предательство друга переживается как катастрофа, но именно так формируется понимание ценности верности.

Эмпатия — через поддержку и сопереживание другим. Умение поставить себя на место другого, понять его чувства — краеугольный камень нравственности. Подросток учится эмпатии, когда выслушивает проблемы друга, пытается поддержать того, кого обидели.

Ответственность за слово — через осознание силы слова. Подростки учатся тому, что слово имеет огромную силу: оно может ранить, поддержать, разрушить репутацию. Они начинают понимать последствия своих слов (сплетен, обещаний, оскорблений) и нести за них ответственность.

Современные исследования смещают фокус на новые вызовы цифровой эпохи, где коммуникативная деятельность подростков неразрывно связана с онлайн-средой.

Цифровая этика и мораль в онлайн-пространстве. Изучается, как подростки применяют этические принципы в условиях анонимности. Выявлен «эффект растормаживания онлайн», ведущий к снижению эмпатии и росту кибербуллинга [4]. Нравственная задача заключается в преодолении этого эффекта и переносе этических норм в цифровую среду. Возникают специфические моральные дилеммы (ответственность за репосты, согласие на публикацию), разрешение которых формирует цифровую грамотность и этику. Ключевой концепцией становится «цифровое гражданство», воспитывающее ответственность за контур цифровой среды в целом.

Социальные сети как площадка для нравственного экспериментирования. Соцсети (VK, TikTok и проч.) становятся пространством для конструирования идентичности и управления впечатлениями. Лайки и комментарии формируют «Зеркальное Я» в цифровом отражении, что требует развития критического мышления и устойчивости к «культуре отмены».

Влияние родительских практик. Исследования показывают, что жесткий цифровой контроль часто приводит к поиску способов его обхода и тормозит формирование внутренних этических ограничителей, в отличие от стратегий, основанных на доверии и диалоге.

Заключение. Таким образом, нравственно-этический смысл коммуникативной деятельности подростков заключается в том, что она является главным практическим полем для становления морально зрелой личности. Через общение в реальной и цифровой среде подросток усваивает фундаментальные этические принципы, формирует свою идентичность и вырабатывает навыки разрешения моральных дилемм.

Современный образовательный процесс должен целенаправленно создавать условия для нравственно-этической коммуникации, интегрируя ее в урочную и внеурочную деятельность. Особое внимание следует уделять развитию цифровой этики и гражданской ответственности, помогая подросткам переносить позитивные моральные нормы из реальной жизни в виртуальное пространство и использовать его потенциал для просоциальной активности [4].

Проведенный анализ позволяет утверждать, что нравственно-этическая коммуникативная деятельность служит системообразующим фактором в развитии коммуникативной компетентности подростков. В реальном взаимодействии со сверстниками формируются и апробируются ключевые моральные принципы, такие как справедливость, эмпатия, ответственность и уважение к границам, что создает основу для становления зрелой идентичности и моральной автономии личности.

Таким образом, целенаправленная педагогическая организация нравственно-этического общения, интегрированная в образовательный процесс, является необходимым условием для воспитания морально ответственной, коммуникативно компетентной личности, способной к конструктивному взаимодействию и этичному поведению как в реальном, так и в цифровом мире.

Литература:

1. Овчарова, Р. В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 3. — С. 103–108.

2. Маслоу А. Г. Мотивация и Личность / пер. с англ. Спб: Евразия, 2001.-319 с.

3. Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях / Учебное пособие под. ред. Дворянчико-ва Н. В. и Рубцовой О. В. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022–100 с.

4. Чекина, Л. Ф. Психология развития: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Чекина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 208 с. — ISBN 978–5–8114–9344–9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. —URL: https://e.lanbook.com/book/189528 (дата обращения: 18.02.2024).

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» от 12.05. 2011 г. N 03–296

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный