Введение. Всовременном мире, характеризующемся стремительными социальными, экономическими и технологическими изменениями, способность к эффективной и ответственной коммуникации становится одним из ключевых факторов успешности личности и общества в целом. Особое значение приобретает развитие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте, который является сензитивным периодом для формирования социальных навыков, ценностных ориентаций, самоопределения и построения межличностных отношений. От качества сформированной коммуникативной компетентности напрямую зависят не только академические достижения и успешность социализации подростков, но и их способность к конструктивному разрешению конфликтов, критическому осмыслению информации и формированию собственной гражданской позиции. А. Маслоу считал, что коммуникативная компетентность — это одна из важных качественных характеристик личности, которая позволяет реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогает успешному процессу социализации [3]. Актуальность темы обусловлена усложнением коммуникативного пространства в эпоху цифровизации, где традиционные этические ориентиры сталкиваются с новыми вызовами.
Цель данной статьи — проанализировать нравственно-этический смысл коммуникативной деятельности подростков и выявить ее потенциал для развития коммуникативной компетентности в единстве ее когнитивного, поведенческого и ценностного компонентов.
Нормативно-правовой базой исследования выступают Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, а также другие документы, закрепляющие приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательной системе [6].
Исследования в области психологии морали (И. Г. Бонк, В. В. Душко, Н. В. Светлова и др.) выделяют структуру нравственного самосознания, включающую аффективный, когнитивный и волевой компоненты, и описывают его уровневую динамику от «праморального» к «нравственному» [1]. Как отмечает Э. Р. Гизатуллина, этот процесс происходит в культурно-нравственной среде, где внутренние условия (личностные переживания, моральная активность) играют решающую роль [2].
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
В коммуникативной деятельности можно выделить несколько ключевых аспектов нравственного становления:
- Становление морального сознания. Происходит сдвиг от авторитета взрослых к авторитету группы сверстников. Подросток сталкивается с необходимостью разрешать моральные дилеммы («Должен ли я сказать правду, если она подведет друга?»?", «Можно ли обсуждать за спиной человека, если он нам не нравится?"), что способствует формированию собственной моральной позиции.
- Усвоение этических принципов на практике. Коммуникация становится полигоном для отработки фундаментальных категорий:
Справедливость — через ситуации несправедливого отношения. Подростки остро чувствуют несправедливость. Через ситуации, когда кого-то незаслуженно обидели, не приняли в игру, распространили сплетни, они формируют свое понимание справедливости и учатся за нее бороться.
Доверие и предательство — через глубокие дружеские связи. Дружба в подростковом возрасте приобретает небывалую глубину. Изменение доверия (делиться секретами, рассчитывать на помощь) — это мощнейший урок ответственности за отношения. Предательство друга переживается как катастрофа, но именно так формируется понимание ценности верности.
Эмпатия — через поддержку и сопереживание другим. Умение поставить себя на место другого, понять его чувства — краеугольный камень нравственности. Подросток учится эмпатии, когда выслушивает проблемы друга, пытается поддержать того, кого обидели.
Ответственность за слово — через осознание силы слова. Подростки учатся тому, что слово имеет огромную силу: оно может ранить, поддержать, разрушить репутацию. Они начинают понимать последствия своих слов (сплетен, обещаний, оскорблений) и нести за них ответственность.
Современные исследования смещают фокус на новые вызовы цифровой эпохи, где коммуникативная деятельность подростков неразрывно связана с онлайн-средой.
Цифровая этика и мораль в онлайн-пространстве. Изучается, как подростки применяют этические принципы в условиях анонимности. Выявлен «эффект растормаживания онлайн», ведущий к снижению эмпатии и росту кибербуллинга [4]. Нравственная задача заключается в преодолении этого эффекта и переносе этических норм в цифровую среду. Возникают специфические моральные дилеммы (ответственность за репосты, согласие на публикацию), разрешение которых формирует цифровую грамотность и этику. Ключевой концепцией становится «цифровое гражданство», воспитывающее ответственность за контур цифровой среды в целом.
Социальные сети как площадка для нравственного экспериментирования. Соцсети (VK, TikTok и проч.) становятся пространством для конструирования идентичности и управления впечатлениями. Лайки и комментарии формируют «Зеркальное Я» в цифровом отражении, что требует развития критического мышления и устойчивости к «культуре отмены».
Влияние родительских практик. Исследования показывают, что жесткий цифровой контроль часто приводит к поиску способов его обхода и тормозит формирование внутренних этических ограничителей, в отличие от стратегий, основанных на доверии и диалоге.
Заключение. Таким образом, нравственно-этический смысл коммуникативной деятельности подростков заключается в том, что она является главным практическим полем для становления морально зрелой личности. Через общение в реальной и цифровой среде подросток усваивает фундаментальные этические принципы, формирует свою идентичность и вырабатывает навыки разрешения моральных дилемм.
Современный образовательный процесс должен целенаправленно создавать условия для нравственно-этической коммуникации, интегрируя ее в урочную и внеурочную деятельность. Особое внимание следует уделять развитию цифровой этики и гражданской ответственности, помогая подросткам переносить позитивные моральные нормы из реальной жизни в виртуальное пространство и использовать его потенциал для просоциальной активности [4].
Проведенный анализ позволяет утверждать, что нравственно-этическая коммуникативная деятельность служит системообразующим фактором в развитии коммуникативной компетентности подростков. В реальном взаимодействии со сверстниками формируются и апробируются ключевые моральные принципы, такие как справедливость, эмпатия, ответственность и уважение к границам, что создает основу для становления зрелой идентичности и моральной автономии личности.
Таким образом, целенаправленная педагогическая организация нравственно-этического общения, интегрированная в образовательный процесс, является необходимым условием для воспитания морально ответственной, коммуникативно компетентной личности, способной к конструктивному взаимодействию и этичному поведению как в реальном, так и в цифровом мире.
Литература:
1. Овчарова, Р. В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 3. — С. 103–108.
2. Маслоу А. Г. Мотивация и Личность / пер. с англ. Спб: Евразия, 2001.-319 с.
3. Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях / Учебное пособие под. ред. Дворянчико-ва Н. В. и Рубцовой О. В. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022–100 с.
4. Чекина, Л. Ф. Психология развития: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Чекина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 208 с. — ISBN 978–5–8114–9344–9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. —URL: https://e.lanbook.com/book/189528 (дата обращения: 18.02.2024).
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» от 12.05. 2011 г. N 03–296
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022)

