В статье автор обращает внимание на возможность обучения детей с ОВЗ английскому языку с использованием таблиц, графических образов.
Ключевые слова : особые возможности здоровья, английский язык, чтение.
Использование специальных программ позволяет детям с ОВЗ работать в своем собственном темпе, учитывая их индивидуальные потребности и способности. Такие программы помогают развивать навыки чтения, письма, говорения и аудирования на английском языке в игровой форме, что делает обучение более увлекательным и мотивирующим для детей.
Остановимся на проблеме обучения детей чтению. Считаю это наиболее важной задачей. Основная способность, которой необходимо овладеть учащимся на начальном этапе,- соотнесение графических образов английских букв и слов с их звуковыми образами. Учащиеся знакомятся со всеми буквами английского алфавита, правилами их чтения и транскрипционными обозначениями. Вместе с учебником дети получают таблицы: Буквы, Звуки, Звуки на русском языке.
Содержание таблицы понятно не только для детей, но и их родителям. Помощь детям со стороны родителей часто бывает необходима. Также ученики знакомятся с первыми английскими буквами и их звуками, например, B,b, [b]; D, d, [d]; E, e, [e], [i:]. Используя данную таблицу, дети сами называют звуки и уже могут читать слова.
|
Ben |
Nell |
Ed |
Deb |
|
[ben] |
[nel] |
[ed] |
[deb] |
Далее используем серию упражнений на знание алфавита.
Упражнения на звуки:
— Произнеси звуки, которые могут передавать эти звуки.
Bb — Pp
Dd — Tt
Vv — Ff
Gg — Kk
Ww — Vv
— Скажи, какой из звуков в каждой паре ты услышал,
1) [f] — [v] 5) [g] — [k]
2) [s] — [z] 6) [p] — [b]
3) [w] — [v] 7) [d] — [t]
4) [m] — [n] 8) [e] — [i]
— Найди лишнее слово в каждом ряду.
- kid pig dog doll
- cup frog mug jug
- bed box lorry belt
- hill sun egg doll bell
- six box fox bus
— Прочитай эти слова.
[i] [e] [i:] [g] [ks] [dg]
pig pen tree mug box jug
milk bed street egg fox Jim
Сначала отвечают дети, которым язык дается легче, потом все остальные.
Выполняют задание по образцу. Такие задания могут быть особенно полезными, так как улучшают восприятие детьми звуков и помогают обучаться на слух.
И позднее усложняем задание, например, выберете в ряду то слово, которое прозвучало. Данное упражнение также способствует развитию навыков аудирования.
Это примерные задания. Используются как для индивидуальной работы, так и групповой работы. Выношу задания на интерактивную доску, что позволяет детям выполнять задания прямо на поверхности доски. Это помогает усвоению языка через конкретное действие, а также стимулирует визуальное и кинестетическое восприятие информации.
На начальном этапе обучения чтению ставим следующие цели:
Научиться читать вслух небольшие тексты, построенные на знакомом материале, понимать содержание несложных текстов, извлекать из них запрашиваемую информацию.
При выполнении заданий на чтение
— создаем ситуацию общения и мотивацию к прочтению текста;
— снимаем трудности, которые могут возникнуть в процессе чтения текста;
— внимательно читаем задание и поясняем его;
— читаем текст вслух;
— проверяем понимание текста;
— читаем текст выразительно.
Таким образом, использование различных видов языковых упражнений на уроках английского языка при обучении детей с Особыми Образовательными Потребностями является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, способствует развитию основных навыков владения английским языком, создает комфортную обучающую среду, учитывающую индивидуальные особенности каждого ребенка.
Литература:
- Тесты для контроля знаний и умений к учебнику Т. Б. Климентьевой, Б. Монс «Счастливый английский-1»; составители: Е. П. Щосева, Т. В. Миронова, Т. В. Червякова, «Облиздат», Калуга, 1998 г.

