Одним из ключевых направлений развития современного образования в Казахстане является цифровизация учебного процесса и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих повышение качества подготовки студентов. Важным шагом в этом направлении стало утверждение в 2022 году государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования, где особое внимание уделено самостоятельной работе студентов и индивидуализации образовательной траектории [1]. Особую значимость данное направление приобретает в условиях кредитной системы обучения, при которой от студентов требуется высокий уровень самодисциплины и ответственности за собственные образовательные результаты. Использование цифровых платформ, таких как Quizlet, становится востребованным инструментом, позволяющим адаптировать процесс изучения иностранного языка под уровень знаний, темп работы, интересы и когнитивные особенности каждого студента [2, c. 17].
Адаптивные образовательные технологии (АОТ) представляют собой новаторский подход, направленный на улучшение качества и эффективности обучения за счет фокусировки на потребностях, способностях и интересах каждого отдельного обучающегося [3, c. 379]. В контексте обучения иностранному языку принцип индивидуализации приобретает критическую важность, поскольку овладение языком — процесс глубоко личный, требующий учета психоэмоциональных особенностей, коммуникативных способностей и индивидуального темпа усвоения материала [4, c. 191]. Quizlet как одна из популярных образовательных платформ обладает значительным потенциалом для реализации этого принципа.
Анализ научной литературы позволяет выделить несколько ключевых направлений, в которых Quizlet способствует индивидуализации образовательного процесса.
- Самостоятельная работа и гибкость. Платформа предоставляет студентам возможность самостоятельно отрабатывать лексический материал в удобное время и в удобном месте, что особенно востребовано в условиях кредитной системы с ее высокой долей самостоятельной нагрузки [5, c. 1708]. Исследования показывают, что студенты в среднем используют Quizlet для самообучения 2–3 часа в неделю, уделяя наибольшее внимание таким функциям, как «Карточки» (Flashcards) и «Учись» (Learn) [5, c. 1708]. Это позволяет им адаптировать темп обучения под свои индивидуальные возможности.
- Повышение мотивации. Интерактивные форматы и наличие встроенных игр (например, режимы «Подбор» (Match) и «Гравитация» (Gravity)) превращают рутинный процесс запоминания лексики в увлекательное занятие. Это стимулирует учебную мотивацию через механизм «микро-достижений» и поддерживает интерес к предмету [6, c. 282]. Исследование, проведенное среди российских студентов, показало, что 66 % респондентов заметили собственный прогресс в овладении иностранным языком благодаря использованию приложений, подобных Quizlet [6, c. 281].
- Развитие лексических навыков. Quizlet эффективно способствует формированию и автоматизации лексического навыка за счет многократного повторения материала в различных режимах. Это способствует переходу информации в долговременную память. Как отмечают В. Б. Черемина и В. А. Скакунова, платформа позволяет не только изучать новую лексику, но и осуществлять текущий и промежуточный контроль ее усвоения [7, c. 325].
- Мгновенная обратная связь. Режимы тестирования и интерактивных игр предоставляют студенту немедленную обратную связь, позволяя сразу увидеть ошибки и скорректировать учебную траекторию. Эта функция играет критическую роль в поддержании мотивации и вовлеченности студентов [3, c. 380].
Для эффективного использования Quizlet в условиях кредитной системы необходимо учитывать ряд критериев, определяемых его функциональностью и дидактическим потенциалом.
— Адаптивность. Возможность создавать индивидуальные наборы карточек и использовать алгоритмы платформы для интервального повторения является основой адаптивного обучения. Это позволяет системе подстраиваться под уровень подготовки каждого студента, предлагая ему материал соответствующей сложности [2, c. 18].
— Многообразие режимов обучения. Наличие различных режимов («Карточки», «Учись», «Тест», «Подбор», «Письмо») позволяет учитывать разные каналы восприятия (визуальный, аудиальный) и типы обучающихся, реализуя тем самым субъектную индивидуализацию [4, c. 192].
— Фокус на лексику. Платформа наиболее эффективна в области усвоения и отработки словарного запаса, что является фундаментом для развития речи. [7, c. 324].
— Инструмент для самостоятельной работы. Quizlet идеально встраивается в парадигму кредитной системы, предоставляя студентам инструмент для качественной и структурированной самостоятельной подготовки, а преподавателю — средство для мониторинга прогресса [6, c. 282].
Таким образом, теоретический анализ позволяет утверждать, что интеграция адаптивных образовательных технологий, в частности цифровой платформы Quizlet, в учебный процесс по иностранному языку в условиях кредитной системы является перспективным направлением для повышения уровня индивидуализации обучения, учебной мотивации и успеваемости студентов первого курса.
Персонализированный подход, реализуемый с помощью адаптивных функций платформы, позволяет студентам работать в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями, что способствует созданию ситуации успеха и снижению психологического барьера [3, c. 381]. Quizlet выступает не как замена преподавателю, а как эффективный инструмент, оптимизирующий образовательный процесс и усиливающий его персонализацию [2, c. 17].
Однако при внедрении платформы необходимо учитывать ее ограничения, такие как направленность в первую очередь на лексический компонент и необходимость методического сопровождения со стороны преподавателя для интеграции в целостный учебный процесс и формирования всех компонентов коммуникативной компетенции [7, c. 326]. Дальнейшие исследования могут быть направлены на экспериментальную проверку эффективности Quizlet и разработку конкретных методик его использования в рамках кредитной системы обучения.
Литература:
- Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования». — Астана, 2022. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200028916
- Айгумов Т. Г., Абдулмукминова Ф. М., Борлакова З. А. Адаптивные образовательные технологии в контексте персонализации обучения // Мир науки, культуры, образования. — 2025. — № 1 (102). — С. 17–19. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-kontekste-personalizatsii-obucheniya
- Шудуева З. А., Миназова З. М., Харченко С. Б. Роль адаптивных образовательных технологий в персонализации обучения // Проблемы современного педагогического образования. — 2024. — № 81–2. — С. 379–382. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-adaptivnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-personalizatsii-obucheniya
- Родин О. Ф. Индивидуализация обучения при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70–1. — С. 191–194. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka
- Perceptions of University Students on Using Quizlet in Self-Study // TEM Journal. — 2023. — Vol. 12(3). — P. 1706–1712. — URL: https://www.temjournal.com/content/123/TEMJournalAugust2023_1706_1712.pdf
- Шобонова Л. Ю., Смоловик О. В. Использование мобильных приложений при обучении иностранному языку студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65–2. — С. 280–284. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mobilnyh-prilozheniy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-vuza
- Черемина В. Б., Скакунова В. А. Интерактивные инструменты для самостоятельной отработки лексического материала при обучении иностранным языкам // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — № 10 (98). — С. 323–327. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-instrumenty-dlya-samostoyatelnoy-otrabotki-leksicheskogo-materiala-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam

