Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Индивидуализация обучения иностранному языку как фактор повышения успеваемости студентов неязыковых специальностей

Научный руководитель
Педагогика
Препринт статьи
12.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается индивидуализация обучения иностранному языку как ключевой фактор повышения успеваемости студентов неязыковых специальностей. На основе анализа современных методических подходов, данных научной литературы и практического опыта обосновывается значимость дифференциации заданий, цифровых технологий, индивидуальных образовательных траекторий и мотивационных стратегий. Показано, что индивидуализация обеспечивает рост академической успеваемости за счет повышения мотивации, снижения эмоционального напряжения в учебном процессе и развития самостоятельности студентов.
Библиографическое описание
Жукенова, А. Б. Индивидуализация обучения иностранному языку как фактор повышения успеваемости студентов неязыковых специальностей / А. Б. Жукенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131308.


В условиях глобализации и цифровой трансформации высшего образования владение иностранным языком становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов любых специальностей. Однако многие студенты неязыковых профилей сталкиваются со значительными трудностями в изучении иностранного языка из-за разного уровня языковой подготовки, низкой мотивации и отсутствия четкого понимания профессиональной значимости дисциплины. Эти факторы существенно снижают эффективность учебного процесса и требуют поиска новых способов и решений, способных повысить успеваемость и учебную вовлеченность студентов. Одним из таких решений выступает индивидуализация обучения. Индивидуализация-это организация учебного процесса, позволяющая учитывать особенности каждого обучающегося, его образовательные потребности и интересы.

Цель данной статьи — выявить, каким образом индивидуализация обучения иностранному языку влияет на повышение успеваемости студентов неязыковых специальностей и определить наиболее результативные методические стратегии.

Одной из главных задач современной системы образования Республики Казахстан является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижения науки и практики, что отражено в Законе «Об образовании» Республики Казахстан. Ключевым направлением реализации данных положений является индивидуализация обучения, поскольку именно она позволяет создать условия, учитывающие уникальные особенности и образовательные потребности каждого обучающегося.

Тема использования индивидуализации в процессе обучения иностранному языку рассматривалась в работах Н. Г. Кондрахиной, О. Н. Петровой, Н. П. Староверовой, Н. Н. Касаткиной и Л. А. Титовой. Однако, несмотря на значительный интерес ученых и педагогов к теме индивидуализации учебного процесса, проблема ее использования в контексте обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей в достаточной степени не решена. Основными причинами этого являются: низкий уровень мотивации обучающихся, противоречия между индивидуальными особенностями студентов и групповой формой обучения, реальная нагрузка преподавателя и большая трудоемкость в реализации индивидуализации обучения, разный уровень начальной подготовки студентов, ограниченное время на изучение языка, отсутствие либо дефицит технологической поддержки, недостаточная подготовка преподавателя для реализации индивидуального подхода в обучении, большая трудоемкость контроля и оценки.

Данные причины приводят к необходимости дальнейшего изучения возможностей индивидуализации обучения иностранному языку. Н. Г. Кондрахина, О. Н. Петрова и Н. П. Староверова считают, что стратегическая цель образования-создание условий для самореализации личности и раскрытия ее потенциала, что невозможно без индивидуализации процесса обучения [2, с. 131]. В отличие от традиционного подхода, индивидуализированное обучение обеспечивает гибкость, адаптацию учебных материалов, дифференциацию заданий и возможность самостоятельного выбора темпа и способов усвоения материала. В обучении студентов неязыковых специальностей индивидуализация особенно важна, поскольку для них иностранный язык не является профильной дисциплиной, а значит, уровень вовлеченности и базовая подготовка могут существенно различаться.

С точки зрения повышения успеваемости в обучении, индивидуализация способна повысить ее за счет нескольких механизмов:

  1. Учет стартового уровня подготовки. Разделение студентов по уровню владения языком (методом тестов, диагностик)
  2. Рост учебной мотивации. Ориентация на личные цели студента усиливает внутреннюю мотивацию. Студент видит практическую пользу дисциплины, что напрямую влияет на качество выполнения заданий и активность на занятиях.
  3. Оптимизация темпа обучения. Предоставление студентам возможности работать быстрее или медленнее в зависимости от индивидуальных особенностей улучшает качество освоения материала и снижает когнитивную нагрузку.
  4. Формирование навыков самостоятельной работы. Индивидуализация предполагает самооценку, самоанализ, постоянный выбор заданий, что повышает академическую автономию и как следствие успеваемость.
  5. Снижение языковой тревожности. При персонализированном подходе студенты чаще работают в комфортных для них форматах (индивидуальные консультации, презентации, эссе, творческие работы), что минимизирует страх ошибок.

Перечисленные механизмы являются составляющими индивидуализированного подхода и определяют его эффективность в повышении учебных результатов. Однако их реализация в образовательной практике требует использования конкретных методических стратегий и технологий, которые обеспечат перевод теоретических преимуществ индивидуализации в реальные педагогические решения. Одними из таких стратегий, доказавшими свою эффективность в работе со студентами неязыковых специальностей, являются:

  1. Диагностика и построение индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуализация начинается с определения стартового уровня владения иностранным языком, выявления учебных целей и мотивации. На основе полученных данных составляются персональные учебные траектории, включающие индивидуальные темы, лексические минимумы и проектные задания.
  2. Дифференциация заданий. Студентам предоставляются вариативные задания разного уровня сложности: грамматические упражнения уровней А1-В2, различный выбор формата выполнения, а также индивидуальные мини-проекты, ориентированные на их специальность (английский для медицины, менеджмента и др.). Это позволяет учитывать темп, интересы и учебные возможности каждого обучающегося.
  3. Смешанное обучение. Смешанное обучение является одним из наиболее эффективных примеров гибкого сочетания методов и инструментов индивидуализации, объединяя аудиторное взаимодействие с использованием дистанционных и электронных технологий. Традиционные формы обучения обеспечивают непосредственное общение с преподавателем, поддержку мотивации и развитие коммуникативных навыков, тогда как электронная среда создает условия для самостоятельной работы в индивидуальном темпе, интерактивности и персонализации образовательного процесса. Дистанционные модули позволяют студентам строить собственную траекторию освоения материала, получать мгновенную оценку результатов и при необходимости обращаться за консультацией.
  4. Использование цифровых технологий. Цифровые ресурсы обеспечивают адаптацию обучения и постоянную обратную связь. Платформы Quizlet, Kahoot, Test English.com и адаптивные учебные программы позволяют отслеживать прогресс, регулировать сложность и предоставлять персонализированные задания.
  5. Индивидуальные консультации и тьюторское сопровождение. Персональные консультации позволяют корректировать учебные цели, прорабатывать трудные темы и получать рекомендации по дальнейшему продвижению, снижая тревожность и усиливая учебную автономию.

Опыт внедрения индивидуализации в вузах показывает положительные результаты: повышается средний балл по дисциплине, увеличивается активность студентов на занятиях, растут их самостоятельность и ответственность. Кроме того, уменьшается число академических задолженностей и улучшается качество письменных и устных работ.

Таким образом, индивидуализация обучения иностранному языку является ключевым фактором повышения успеваемости студентов неязыковых специальностей. Учет стартового уровня подготовки, интересов, профессиональных потребностей, типа мышления и мотивации позволяет создавать комфортную образовательную среду, повышающую качество усвоения материала и личную вовлеченность обучающихся. Наиболее продуктивными стратегиями индивидуализации являются диагностическое тестирование, дифференциация заданий, смешанное обучение, использование цифровых технологий и индивидуальное сопровождение студентов. Эти методы обеспечивают не только повышение успеваемости, но и развитие коммуникативной и профессиональной компетентности. Несмотря на существующие трудности-ограниченность времени, высокая нагрузка на преподавателя, разный уровень подготовки студентов и нехватка технологической поддержки-индивидуализация остается одной из наиболее перспективных методических стратегий в обучении иностранному языку у студентов неязыковых специальностей.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании».
  2. Кондрахина, Н. Г., Петрова, О. Н., Староверова, Н. П. Особенности индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 130–136.
  3. Шишмолина, Е. П. Особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — С. 349–352.
  4. Есимова, Н. Е. Проблема обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXIII Междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2024. — С. 54–59.
  5. Агабаев, А., Акмаммедова, О., Моммаков, М. Методика преподавания английского языка студентам: современные подходы и практические решения // CETERIS PARIBUS. — 2025. — С. 198–200.
  6. Касаткина, Н. Н., Титова, Л. А. Индивидуализация обучения иностранному языку на основе построения языкового профиля обучающегося // Ярославский педагогический вестник. — 2022. — № 6 (129). — С. 76–82.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный