Трудовое воспитание — неотъемлемая часть всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Именно в этот период закладываются основы отношения к труду, формируются первые трудовые навыки и важные личностные качества: самостоятельность, ответственность, целеустремлённость.
Труд — важнейший показатель цивилизационного развития общества как в материальном, так и в духовно-нравственном выражении. Значимость труда подчеркивается в содержании образования и трудового воспитания подрастающего поколения, реализуемого на основе духовно-нравственных ценностей, традиционных для российского народа.
Ключевой особенностью дошкольного возраста является ведущая роль игры в развитии ребёнка. Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей и часто затрагивали данную тему.
Согласно исследованиям А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. Г. Нечаевой, игра становится естественным мостом между игровой деятельностью и первыми трудовыми действиями.
Особенности трудовой деятельности дошкольников
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд специфических черт:
– Связь с игрой. Дети воспринимают труд как продолжение игры, поэтому игровые приёмы — оптимальный способ вовлечения.
– Элементарность действий. Трудовые операции просты и доступны (уборка игрушек, полив растений, сервировка стола).
– Наглядность результата. Дошкольникам важно видеть итог своей работы.
– Эмоциональная вовлечённость. Труд должен приносить радость, а не восприниматься как принуждение.
Основные виды детского труда:
- Самообслуживание (одевание, умывание, уборка личных вещей).
- Хозяйственно‑бытовой труд (помощь в уборке группы, дежурство по столовой).
- Труд в природе (уход за растениями, кормление животных).
- Ручной труд (поделки из бумаги, природных материалов).
Значимым является то, что труд ребенка близок к игре. Часто в игровой деятельности дети переключаются на выполнение какой-либо трудовой задачи, или, наоборот, выполняя трудовую задачу, переключаются на игру и начинают обыгрывать трудовые действия. Дети могут взять на себя роль при выполнении трудовых заданий. Игра может стать мотивом, побуждающим к труду, может обслуживать игру, окончание игры может вызывать необходимость выполнения трудовых действий. В процессе игры дети легко могут перейти к изготовлению недостающих атрибутов (при условии владения навыками ручного труда), а затем снова вернуться в воображаемую ситуацию игры.
Игровые методы трудового воспитания
- Сюжетно‑ролевые игры с трудовыми элементами помогают детям осваивать трудовые навыки, знакомиться с профессиями и понимать ценность труда. Такие игры включают элементы бытового и производственного труда, что способствует формированию уважения к работе взрослых и развитию трудовых умений.
– «Я помогаю маме» — действия, связанные с домашним трудом.
– «Магазин»; «Больница»; «Парикмахерская» — расширить представления о труде взрослых.
– «Помощники повара» — обучение сервировке стола.
– «Маленькие садовники» — уход за комнатными растениями в группе.
– «Уборка в кукольном домике» — формирование навыков порядка.
- Игры-соревнования помогают детям развивать навыки, связанные с трудом, в увлекательной форме. Такие активности способствуют формированию трудолюбия, ответственности, целеустремленности и умения работать в команде. Например, я предлагаю детям разделится на две команды и собрать разбросанные игрушки. Побеждает та, что справилась быстрее и аккуратней. Дети группы «Дружная семейка» за короткий срок научились самостоятельно убирать на свои места игрушки, через игру «Кто быстрее и аккуратно сложит игрушки?»
Также дети через игру «Лучший дежурный» превращают рутину дежурства в увлекательный процесс, учит детей ответственности и взаимопомощи.
- Игровые проблемные ситуации стимулируют поиск решений в имитированных трудовых затруднениях, подбираются с учетом возраста детей и их опыта. Например, «Что делать если рассыпались карандаши?»; «Как помочь другу, если он не справляется?»; «Как полить цветы без лейки?». Часто перед решением игровой проблемной ситуации проводилась предварительная работа. Решая проблему как достать карандаши из-под кровати, я показала детям варианты использования ракетки в качестве предмета-заместителя. С помощью ракетки дети придвигали к себе, предметы, которые не возможно достать рукой. При решении проблемы «Как полить цветы без лейки?». Дети переливали воду из одной емкости в другую с помощью стаканчиков. Таким образом, игровые проблемные ситуации превращают трудовое воспитание в увлекательный процесс познания, где каждый ребёнок становится активным участником, а не пассивным исполнителем.
- Дидактические игры эффективный инструмент трудового воспитания дошкольников. Они совмещают обучающую (познавательную) и игровую (занимательную) составляющие, помогая детям осваивать трудовые навыки в увлекательной форме. Например:
– «Забытые профессии» — закрепление знаний о труде взрослых.
– «Кулинарные шедевры» — обучение основам кулинарии.
– «Научим куклу мыть руки»; «Правила чистоты» — игры на закрепление гигиенических навыков.
– «Что нужно для работы?»; «Кто это делает?» — подбор инструментов для разных профессий.
- Игры с предметами практические действия с реальными или игрушечными объектами, мною используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди — дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке — игрушечные — кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?
- Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Например, я предлагаю детям подобрать картинки по общему признаку. Установить связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
- Словесные игры развитие речи и мышления через описание, отгадывание, группировку. Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Например, «Угадай профессию» дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Таким образом, дидактические игры делают трудовое воспитание осмысленным, эмоционально насыщенным и доступным для дошкольников, закладывая основы трудолюбия, ответственности и уважения к труду.
Использование игровых методов в трудовом воспитании позволяет сделать процесс освоения трудовых навыков естественным, мотивированным и эмоционально привлекательным для детей.
Роль взрослого (воспитателя, родителя) в трудовом воспитании ребёнка через игру — ключевая и многогранная. Именно взрослый создаёт условия, направляет, поддерживает и обогащает игровой опыт, превращая игру в эффективный инструмент формирования трудовых навыков и ценностного отношения к труду.
– Создания мотивации — объяснение значимости труда.
– Личный пример — участие воспитателя в труде вместе с детьми.
– Совместные мероприятия — привлечение родителей к трудовым играм.
– Систематичность — постоянное, но в мягкой форме требование самостоятельного выполнения освоенных действий.
– Позитивное подкрепление — поощрение стараний, а не только результата.
Превращение повседневных трудовых операций в увлекательную игру — эффективный способ формирования у детей положительного отношения к труду, развития самостоятельности и ответственности.
Трудовое воспитание в игровой форме даёт комплексный развивающий эффект — формирует не только практические умения, но и важные личностные качества.
Литература:
1. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. -М.,1983
2. Воспитание дошкольника в труде / [В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др.; Сост. Р. С. Буре]. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Просвещение, 1983. — 207 с.
3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -М.,1998

