Внеурочная деятельность является одной из форм образовательного процесса и позволяет использовать нестандартные педагогические шаблоны, а также средства и методы обучения. По мнению Т. И. Киселевой: «Основной целью внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов посредством усвоения младшими школьниками программы обучения, а также использование несколько иных методик образовательного процесса» [2, с. 36].
Что в свою очередь, способствует успешной адаптации младших школьников, оптимизации учебной нагрузки и улучшению условий для развития детей, с учетом их индивидуальных особенностей. Тем самым, внеурочная деятельность позволяет использовать в образовательном процессе иные методы и средства образования, позволяющие заинтересовать учеников, а также учесть индивидуальные особенности каждого из них.
Н. Ю. Королева в своем исследовании отмечает: «Использование цифровых образовательных технологий во внеурочной деятельности позволяет не только упростить процесс развития познавательного интереса, но и улучшить его» [4, с. 219]. В качестве примера стоит отметить, что технологии виртуальной реальности дают учащимся инструмент для осмысления научных концепций и отработки практических процедур. Без них, изучение данных процессов является затруднительным или невозможным. Помимо этого, цифровые технологии позволяют не только дать ученикам теоретические знания, но и предоставляют возможность использования их на практике.
Примером практической реализации познавательного интереса являются онлайн-ресурсы, интерактивные видеоролики, симуляции и обучающие компьютерные игры. Так, в перечне, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации — содержится около пятисот цифровых образовательных технологий [1].
Говоря о значении внеурочной деятельности, проводимой с использованием цифровых образовательных технологий для развития познавательного процесса, следует также отметить, что цифровые технологии позволяют также персонализировать процесс обучения. А также обмена информацией с обучающимися и их родителями, посредством связи через мессенджеры. Кроме того, она может использоваться для создания персонализированных путей обучения, удовлетворяющих интересы и потребности каждого из учеников, а ввиду того, что ранее мы пришли к выводу о том, что познавательный интерес совмещает в себе как цель, так и интересы познания — данный аспект является неотъемлемым.
С. В. Попова отмечает: «В рамках внеурочной деятельности, занятия могут также проводиться вне стен учебного заведения, например, в музеях, выставках, на открытой местности. Смена обстановки или наличие неформальной обстановки, также способствует повышению интереса у младших школьников» [3, с. 29].
Помимо этого, одним из немаловажных условий образовательного процесса — является создание и расширение развивающей предметной среды, в рамках которой создаются условия для всестороннего развития личности, также посредством использования цифровых технологий обучения.
Как считает Н. И. Рыжова: «…проведение занятий по информатике во внеурочной деятельности с использованием искусственного интеллекта в условиях цифровизации, обусловлено тем, что новые технологии с быстрыми темпами приходят на смену уже существующим, а искусственный интеллект охватывает все области человеческой деятельности» [4, с. 212].
Действительно, искусственный интеллект открывает безграничные возможности, ввиду того, что на базе него создано уже большое количество сайтов и программ, для различных областей применения, открывающих безграничное число возможностей.
На основе чего, можно привести следующую классификацию цифровых технологий, применяемых во внеурочной деятельности, по их видам:
– информационно-поисковые и справочные (технологии для быстрого поиска требуемой информации среди больших массивов данных);
– демонстрационные (презентации, видеоролики);
– моделирующие (цифровые экскурсии по музеям и различным историческим местам);
– искусственно интеллектуальные (программные комплексы, основанные на базе ИИ);
– учебно-игровые.
Подводя итог, стоит отметить, что познавательный интерес младших школьников является основой для их дальнейшего обучения, поскольку закладывает в них базисные навыки и умения. Но с учетом активного развития цифровых технологий, важно понимать, что дети интересуется всем новым, тем самым использование цифровой среды в процессе обучения — способствует повышению их интереса, в том числе и сфере познания. А особенности такой формы обучения, как внеурочные занятия позволяют не только использоваться различные достижения в техническом плане и цифровой среде, но и применять различные методы для проведения занятий с их использованием.
Литература:
1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 4 октября 20023 года № 738 // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311020036 (дата обращения: 24.11.2025). — Текст: электронный.
2. Киселева Т. И. Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников / Т. И. Киселева. — Текст: непосредственный // Управление образованием: теория и практика. — 2021. — № 5. — С. 33–49.
3. Попова С. В., Ворочай Ж. Н. Педагогические условия формирования познавательного интереса у школьников / С. В. Попова, Ж. Н. Ворочай. — Текст: непосредственный // Гаудеамус. — 2023. — № 1. — С. 27–34.
4. Рыжова Н. И., Королева Н. Ю. Использование цифровых и межпредметных проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности / Н. И. Рыжова, Н. Ю. Королева. — Текст: непосредственный // Наука и школа. — 2022. — № 4. — С. 211–223.

