Формирование личности, обладающей гражданскими качествами и патриотическим сознанием, является одной из ключевых задач современной педагогики. Исторически русский народ, подобно другим народам России, черпал свою силу в духовных ценностях, что обуславливало его непобедимость, великодушие, стойкость, самоотверженность и множество других доблестей.
Сегодня перед нашей страной стоит одна из ключевых задач — формирование молодого поколения, способного взять на себя ответственность за будущее страны и ее безопасность.
Осуществление деятельности данного направления опирается на ряд нормативных документов.
Казачество играет ключевую роль в данном процессе, опираясь на свои многовековые духовно-нравственные традиции. На протяжении многих веков они формировали общественное сознание, и их отличительной чертой всегда были и остаются духовные и нравственные приоритеты, патриотизм и глубокая религиозность.
В современной России наблюдается активизация казачьего движения. За последние десятилетия казачество претерпело значительные изменения, сформировавшись в организованную социальную группу, стремящуюся внести свой вклад в развитие страны. Несмотря на то, что казачьи органы самоуправления не являются частью государственной власти, государство передает им часть своих полномочий. Это включает в себя участие в охране государственных границ и поддержании общественного порядка, защиту государственной, муниципальной и частной собственности, а также обеспечение условий для деятельности казачьих обществ. Казачество активно занимается многосторонним воспитанием молодежи. Это включает в себя формирование патриотических чувств, привитие духовно-нравственных ориентиров на основе православных ценностей, сохранение и развитие народных традиций и культуры, а также подготовку юношей к воинской службе.
На протяжении многих лет в нашем детском саду систематически ведется работа, направленная на формирование у старших дошкольников представлений о духовно-нравственных устоях, обычаях и культуре российского казачества.
Для всестороннего развития детей в группах казачьей направленности в детском саду создана специальная предметно-пространственная среда. Кроме того, функционирует музей «Русская горница», и организуется пространство для взаимодействия с ОХКО.
С 2012 года, по решению Педагогического совета, с поддержкой «Осколецкого хуторского казачьего общества» и родительской общественности, коллектив принял решение о проведении мероприятий, посвящённых казачьей культуре и сохранению культурного наследия казаков на базе музея.
Совет музея сосредоточен на ведении документации, организации познавательных детских экскурсий и поисковой работе. Параллельно ведется активная реализация программы «Музей — хранитель казачьего быта и традиций» и укрепление социального партнерства.
С 2024 года детский сад выступает в роли региональной ресурсной площадки на тему «Реализация воспитательного потенциала, формирование российской гражданской идентичности в системе дошкольного образования» по направлению «Реализация казачьего компонента в воспитательной деятельности через приобщение к истории, культуре, традициям российского казачества с учетом регионального и муниципального аспектов».
Реализация данного направления МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» поселка Троицкий обеспечивается за счет налаженного взаимодействия с социальными партнерами и семьями воспитанников.
Социальными партнерами дошкольного образовательного учреждения являются: «Осколецкое хуторское казачье общество», «Совет женщин казачек Белгородской области», детские сады — участники муниципальной ассоциации «Казачество — это не ребячество!», детские сады — участники региональной ресурсной площадки, Свято-Троицкий храм, Военно-патриотический клуб «Барс» и представители теробороны, МБУК «Центр культурного развития» п. Троицкий, МБУК «Централизованная библиотечная система № 2» поселка Троицкий, МБОУ «Троицкая СОШ». Имеются договора о сотрудничестве и планы по проведению общих мероприятий.
Казаки-наставники открывают для дошкольников двери в мир старинных ремесел, где каждый может попробовать себя в творчестве. Дети узнают о доблести казаков-воинов через их знаки отличия, а также о том, как строились уютные казачьи жилища и подворья. Потомственная казачка Малахова Т. А. с любовью рассказывает о секретах казачьей стряпки, показывая старинную утварь, учит создавать красивые вещи своими руками и устраивает завораживающие выставки казачьих костюмов.
Здесь кипит жизнь: проводятся спортивные турниры, яркие фестивали, душевные фольклорные праздники, увлекательные туры выходного дня и запоминающиеся акции. Не обходится без традиционных казачьих посиделок и вечерок, обрядовых торжеств, конкурсов, колоритных ярмарок и познавательных мастер-классов.
Для расширения доступа к информации, по инициативе музейного актива и при участии ОХКО, были созданы мобильные стенды с QR-кодами: «Символы белгородского казачества», «Памятники казакам Белгородчины», «Казаки-защитники», «Знаменитые казачьи командиры и полководцы».
В перспективе предполагается обогатить стендовый материал историческими сведениями о казаках, принимавших участие в различных военных конфликтах, включая СВО, и о прославленных казаках Белгородского края.
В настоящее время ведется активная исследовательская работа, в рамках которой педагоги и казаки собирают сведения об истории хуторского казачьего общества и
о казаках, задействованных в Специальной военной операции.
В ходе совместной встречи в штабе ОХКО возникла идея по организации онлайн-мероприятий совместно с детскими садами Белгородской области, реализующими казачий компонент. В этом вопросе планируем сотрудничество с заместителем атамана Белгородской области по взаимодействию с русской православной церковью Ивановым Д. А.
Совместно с «Советом женщин казачек Белгородской области» под руководством председателя Хатеевой Е. Е. осуществляется комплексная работа с подрастающим поколением и педагогическим сообществом. Цель — глубокое погружение в мир казачьей культуры через изучение костюма, уникальной вышивки и традиций воспитания девочек-казачек. Для детей предусмотрены интерактивные телемосты, а для педагогов — практические мастер-классы в формате видеоконференцсвязи, а также разнообразные семинары, проводимые как в очной, так и в дистанционной форме.
В рамках планов муниципальной ассоциации «Казачество — это не ребячество!» и ОХКО организуются мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию казачьих традиций. Эти мероприятия проходят в форматах казачьих шермиций, фестивалей, мастерских, патриотических встреч, акций, выставок-ярмарок и интерактивных гостиных.
Работа с детскими садами, входящими в региональную ресурсную площадку, сосредоточена на обмене педагогическим опытом. Цель — внедрение современных методик в работу с дошкольниками. Мероприятия проводятся как очно, так и дистанционно (через видеоконференцсвязь). За время существования площадки были проведены два региональных семинара на базе ДОУ, где педагоги представили свои инновационные подходы к обучению. Ключевыми формами работы выступают профессиональные диалоговые площадки, партнерские стажировки, практикумы. Воспитанники активно взаимодействуют с гостями, демонстрируя им глубокое понимание казачьих обычаев и народных игр, а также свои достижения в рукоделии и творчестве.
В будущем планируется проведение совместных онлайн-посиделок и вечерок, а также челленджей и творческих видеокроссов.
Казаки известны своей искренней верой, поэтому иеромонах Стефан уделяет особое внимание духовному воспитанию детей. Он организует беседы о вере, православии и значимых церковных праздниках. В рамках сотрудничества со Свято-Троицким храмом проводятся совместные празднования ключевых православных дат (Рождество, Крещение, Пасха, Вербное воскресенье, Масленица, Троица), семьи приглашаются на торжественные богослужения. Дети и их близкие также вовлекаются в творческие православные конкурсы («Пасхальный сувенир», «Рождество», «Белгородская сокровищница»). Для углубления духовного опыта организуются туры выходного дня по святым местам и проводятся православные часы, где иеромонах Стефан делится проповедями, проводит беседы, благословляет детей и родителей.
Важным элементом деятельности в данной сфере является православный уголок «На небе — Бог, а на земле — Россия». В каждом номере ежемесячного журнала детского сада «COSMO&SKAZKA» присутствует православная страница, информирующая о православных праздниках и содержащая рекомендации по детской православной литературе.
В сотрудничестве с патриотическим клубом «Барс» проводится ряд познавательных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма у детей. Иван Владимирович Акинин, один из лидеров клуба, выступает в роли наставника, раскрывая перед юными слушателями понятия чести и долга настоящего солдата. Его рассказы способствуют формированию у дошкольников прочных взглядов и убеждений, а также прививают глубокое уважение к богатому культурному и историческому наследию Родины. Формат занятий включает активные игры, такие как казачьи зарницы и эстафеты, делая процесс обучения интересным и запоминающимся.
В тесном сотрудничестве с сотрудниками МБУК «Центр культурного развития» п. Троицкий, а именно с Кедровской Жанной Николаевной и Логвиновой Лилией Владимировной, были запущены два творческих объединения: детский клуб «Лапушки» для возрождения народных традиций и студия декоративно-прикладного творчества «Бусинка». Эти коллективы активно проводят мероприятия, такие как обрядовые и народные праздники, посиделки и викторины, а также организуют творческие занятия по созданию народных кукол и элементов казачьего быта.
В рамках сотрудничества с МБУК «Централизованная библиотечная система № 2» поселка Троицкий были организованы разнообразные мероприятия, включая выставки православной и детской казачьей литературы, совместную подготовку выставок, казачьи квизы, фольклорные посиделки, квест-игры, акции, театральные зарисовки, литературные часы и гостиные.
Результатом совместной работы с МБОУ «Троицкая СОШ» стало проведение мини-экскурсий в школьный музей для воспитанников старших и подготовительных групп. Также были успешно реализованы совместные спортивно-патриотические мероприятия, включая казачьи эстафеты, велопробеги, казачьи зарницы и спортивные праздники.
Таким образом, благодаря целенаправленной работе по формированию гражданской идентичности и духовно-нравственных ориентиров у старших дошкольников, дети обрели глубокое чувство связи с родным краем, его прошлым и настоящим, а также с казачьими традициями. Это способствовало повышению их самооценки и развитию чувства гордости за свою страну и казачество. В свою очередь, многогранное взаимодействие с социальными партнерами воспитало в детях ответственность, умение радоваться общим достижениям, стойко переносить трудности и проявлять заботу о других.
Литература:
1. Акинина, Т.Н., Степанова, Г.В., Терентьева, Н. П. М.: Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: УЦ «Перспектива», 2019. — 248с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Алешина, Н.В. — М.: ЦГЛ, 2020. — 256 с.
3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2016–23с.

