Развитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведущей в детском возрасте.
В процессе игры дети учатся разно-аспектно видеть те или иные события, согласовывать свои действия с интересами других детей, следовать определенным нормам и правилам. К числу самых разнообразных игр относятся подвижные игры, которые являются достаточно эффективным средством физического воспитания. Особое значение приобретает игра в развитии детей с серьезными нарушениями здоровья, в частности аутичных детей.
Проблема детского аутизма является достаточно актуальной проблемой как в медицине, так и педагогике.
Под аути́змом понимают расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [2,с.45].
Развитие детей с таким заболеванием имеет свои особенности: у такого ребенка искажена система смыслов, позволяющая выстраивать социальные связи, нарушена ориентация в пространстве, им крайне сложно взаимодействовать с другими людьми, а также применять в реальной жизни имеющиеся знания, умения и навыки. В случае отсутствия своевременной диагностики большая часть детей с аутизмом признается необучаемой, а при отсутствии лечебно-коррекционной работы у них наступает глубокая инвалидность. В данной связи необходимым средством коррекции двигательных нарушений являются подвижные игры, адаптированные к специфике аутичных детей и ориентированные на нормализацию физического состояния, поддержание психофизического тонуса и снятие эмоционального напряжения.
Помимо этого, подвижные игры являются одним из важных факторов социализации личности ребенка. Содержание занятий должно включать разнообразные упражнения, направленные, в первую очередь, на общефизическое развитие, при этом, для каждого из упражнений должна быть возможность для его усложнения при сохранении общей привычной формы, так как для ребенка с аутизмом очень важны постоянство, стабильная последовательность действий. Серия последовательных упражнений на уроках физической культуры способствует привыканию аутичного ребенка к ним, причем упражнения, привычные по форме, но с постепенно усложняющимся содержанием являются для такого ребенка значительно меньшим стрессом, чем совершенно новые упражнения [1,с.34]. Сосредоточение внимания и повторение действия для аутичных детей является крайне проблематичным, поэтому в процессе подвижных игр важно осознанное участие детей в выполнении движений и наблюдение за ними. Помимо формирования навыков произвольной организации движений, подвижные игры ориентированы на развитие имитационных способностей и коммуникативных качеств, способности взаимодействовать с другими детьми.
Подвижные игры способствуют снижению у детей агрессивности, тревожности, повышению сосредоточенности. Сложная двигательная моторика способствует улучшению кровоснабжения и насыщению мозга кислородом. В качестве примера подвижных игр для аутичных детей, можно отметить кегли и забрасывание мяча в корзину. Эти игры развивают глазомер, точность и силу движений, а их правила просты и понятны.
Достаточно эффективен также батут, на котором можно легко и без принуждения научить ребенка прыгать. Помимо общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм. Касательно батута отметим, что здесь существует ряд определенных ограничений. Ряд педагогов рекомендуют игру «охота на тигров», целью которой является научение детей планировать свои действия во времени [3, с.69].
Игра заключается в следующем: группа участников встает в круг. Ведущий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего — найти тигра.
Также можно порекомендовать аутичным детям ходить по массажным коврикам и скамье. Такая ходьба является замечательной профилактикой плоскостопия и тренировкой нервно-мышечной системы, способствует развитию сенсорики и координации, так как на коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Ходьба по скамье доступно аутичным детям, прекрасно развивает равновесие и проприоцепцию (ощущение положения тела и конечностей в пространстве).
Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска, по которым ребенок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. Если этих предметов нет или их некуда ставить, можно использовать дорожку из массажных кочек, по которым ребенку надо шагать туда-сюда.
Таким образом, игровая деятельность с применением подвижных игр выполняет как социальную, так и коррекционную функцию в отношении детей с заболеваниями аутизма.
Литература:
- Ахмедова Л. К. Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска) // Молодой ученый. –2018.– № 23. — С. 410–412.
- Аутизм. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 18.05.2020).
- Лечебные игры для детей с аутизмом (аутичными чертами) URL: https://brovko.edumsko.ru/folders/post/1435361 (дата обращения: 18.05.2020).
- Татаренцева, Е. В. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.) / Е. В. Татаренцева. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/05/materialy-vserossiyskoy-nauchno-prakticheskoy-konferentsii-s (дата обращения: 28.11.2025).

