Современные исследования в области возрастной психологии определяют дошкольный возраст как критически важный период для становления эмоциональной сферы личности. Эмоциональное развитие понимается как сложный, многомерный процесс становления эмоциональной сферы личности, включающий формирование способности к распознаванию, пониманию, выражению и регуляции эмоций [1, с. 45]. Согласно лонгитюдным исследованиям Е. И. Изотовой, именно в возрасте 3–7 лет формируются базовые компоненты эмоционального интеллекта, который определяется как «способность к эффективному распознаванию, пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей», а к пяти годам у детей наблюдается качественный скачок в способности распознавать и вербализировать эмоциональные состояния — от 3–4 базовых эмоций в младшем дошкольном возрасте до 10–12 к старшему дошкольному возрасту [1, с. 48].
Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими трансформациями, цифровизацией и изменением института семьи, которые создают новые риски для эмоционального благополучия подрастающего поколения. Согласно данным мониторинга Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, за последнее десятилетие отмечается устойчивый рост эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста, что проявляется в увеличении на 25–30 % случаев тревожности, агрессивного поведения и трудностей социальной адаптации [2, с. 34].
Особую теоретическую и практическую значимость приобретает исследование потенциала семьи как ключевого агента эмоциональной социализации. Современные исследования (Карабанова О. А., 2023; Савина Е. А., 2022; Сергиенко Е. А., 2023) свидетельствуют о наличии системного кризиса в области родительской компетентности, выражающегося в недостаточном уровне психолого-педагогической грамотности родителей и низкой осведомленности о закономерностях эмоционального развития [3; 8; 4].
Развитие эмоциональной регуляции характеризуется переходом от внешней регуляции к внутренним механизмам саморегуляции. Эмоциональная саморегуляция определяется как способность управлять интенсивностью и продолжительностью эмоциональных реакций, а также выбирать социально приемлемые формы их выражения. Нейрофизиологические исследования подтверждают усиление контроля префронтальной коры над эмоциональными реакциями к концу дошкольного возраста [4, с. 89, 92].
Формирование эмпатийных способностей представляет особый интерес в контексте социального развития. Лонгитюдное исследование О. А. Карабановой показывает увеличение уровня эмпатии в 2,3 раза на протяжении дошкольного периода [3, с. 67]. При этом автор подчеркивает, что индивидуальные различия в развитии эмпатии в большей степени обусловлены социальными факторами, нежели возрастными особенностями [3, с. 70].
Современные психолого-педагогические исследования единодушно признают семью в качестве первичного и наиболее значимого института эмоционального развития ребенка-дошкольника. В контексте данного исследования под семьей понимается «малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью» [3, с. 23].
Анализ работ Л. С. Выготского и его последователей позволяет утверждать, что семья создает «зону ближайшего развития» для эмоциональной сферы ребенка, которая определяется как «расстояние между уровнем актуального эмоционального развития ребенка и уровнем потенциального развития под руководством взрослых» [5, с. 123].
Особого внимания заслуживает исследование роли отца в эмоциональном развитии ребенка. Отцовская позиция понимается как интегральная характеристика, включающая эмоциональное отношение отца к ребенку, особенности восприятия и понимания ребенка, а также характер участия в воспитании. По данным А. И. Захарова, активное участие отца в воспитании способствует формированию эмоциональной устойчивости и уверенности в себе [6, с. 91].
Исследования Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса выявили существование специфических «семейных сценариев» эмоционального реагирования, которые определяются как устойчивые, часто неосознаваемые паттерны эмоционального поведения, передающиеся из поколения в поколение [7, с. 134]. Авторы отмечают, что 72 % детей воспроизводят эмоциональные паттерны поведения, характерные для их родителей.
Современные исследования также подчеркивают значение эмоционального климата в семье, под которым понимается относительно устойчивый эмоциональный настрой семьи, проявляющийся в характере эмоциональных реакций членов семьи на повседневные события [8, с. 67].
Таким образом, возникает необходимость теоретических представлений о механизмах эмоционального развития детей дошкольного возраста и возможностях его оптимизации через организацию целенаправленной социально-психологической работы с семьями.
Организационная структура исследования включала три последовательных этапа, соответствующих основным задачам работы. Констатирующий этап, реализованный в сентябре-октябре 2024 года, был направлен на первичную диагностику уровня эмоционального развития детей и оценку психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе формирующего этапа, проведенного в октябре-ноябре 2024 года, осуществлялась апробация разработанной программы социально-психологической работы с семьями. Контрольный этап в декабре 2024 года предусматривал повторную диагностику для оценки эффективности реализованных мероприятий.
Методологическая основа исследования базировалась на комплексном подходе. Психодиагностический блок включал методику «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго для оценки способности к распознаванию и дифференциации эмоций, проективную методику «Рисунок семьи» для анализа эмоциональных взаимоотношений в семейной системе, а также авторский опросник «Эмоциональное развитие ребенка» для родителей. Наблюдательные методы были представлены структурированным наблюдением за эмоциональными проявлениями детей в естественных условиях и включенным наблюдением за особенностями детско-родительского взаимодействия. В исследовании приняли участие 30 детей дошкольного возраста 4–5 лет, 60 родителей и 15 педагогов дошкольного образовательного учреждения. Формирование выборки осуществлялось методом целенаправленного отбора с соблюдением строгих критериев включения: возраст детей 4–5 лет, отсутствие выраженных нарушений развития, полный состав семьи и постоянное проживание в г. Самара. Все участники были распределены на экспериментальную и контрольную группы методом попарного отбора с учетом возраста, пола и исходного уровня эмоционального развития детей.
Анализ данных констатирующего этапа выявил существенные различия в уровне эмоционального развития детей экспериментальной и контрольной групп. Согласно результатам методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, только 26,7 % детей в экспериментальной группе демонстрировали высокий уровень распознавания эмоций, в то время как 40,0 % показывали низкие результаты. В контрольной группе распределение было сопоставимым: 33,3 % детей с высоким уровнем и 36,7 % с низким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Проективная методика «Рисунок семьи» позволила выявить значимые корреляции между особенностями семейного взаимодействия и эмоциональным развитием детей. У 63,3 % детей из экспериментальной группы наблюдались признаки эмоционального неблагополучия, проявляющиеся в дистанции между фигурами членов семьи, отсутствии рук или их схематичном изображении. В контрольной группе аналогичные показатели составили 56,7 %.
Результаты анкетирования родителей показали, что только 23,3 % опрошенных систематически занимаются развитием эмоциональной сферы своих детей. При этом 76,7 % родителей выразили заинтересованность в получении психолого-педагогической поддержки по вопросам эмоционального воспитания.
После реализации программы социально-психологической работы с семьями в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика по всем диагностируемым параметрам. По данным контрольного этапа, количество детей с высоким уровнем эмоционального развития увеличилось до 60,0 %, в то время как в контрольной группе этот показатель составил лишь 36,7 %.
Наибольшие изменения наблюдались в способности детей к распознаванию и вербализации эмоциональных состояний — показатель вырос на 43,3 % в экспериментальной группе против 6,7 % в контрольной группе.
Качественный анализ данных выявил значительное улучшение детско-родительских отношений в экспериментальной группе. По результатам повторного применения методики «Рисунок семьи», только 20,0 % детей продолжали демонстрировать признаки эмоционального неблагополучия, что на 43,3 % меньше исходного уровня.
Результаты анкетирования родителей после реализации программы показали увеличение доли родителей, систематически занимающихся развитием эмоциональной сферы детей, до 66,7 %. Кроме того, 86,7 % родителей отметили улучшение психологического климата в семье и повышение качества взаимодействия с детьми.
Анализ динамики отдельных компонентов эмоционального интеллекта выявил неравномерность развития различных составляющих. Наиболее значительный прогресс наблюдался в развитии эмпатии (увеличение на 53,3 %) и способности к распознаванию эмоций (увеличение на 46,7 %). Менее выраженная, но статистически значимая динамика отмечалась в развитии навыков эмоциональной саморегуляции (увеличение на 33,3 %).
Сравнительный анализ эффективности различных форм работы показал наибольшую результативность совместных детско-родительских занятий. Участники этих мероприятий демонстрировали на 25–30 % более высокие показатели эмоционального развития по сравнению с теми, кто посещал только индивидуальные консультации.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной программы социально-психологической работы с семьями и подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.
Первый модуль «Мир эмоций» был направлен на развитие эмоционального интеллекта детей через систему игровых занятий. Использовались методы сказкотерапии, арт-терапевтические техники и ролевые игры. Как показали результаты, после реализации модуля способность детей к распознаванию эмоций повысилась на 46,6 %, а уровень эмпатии — на 53,4 %.
Второй модуль «Эмоциональное общение» включал совместные детско-родительские занятия, тренинги эффективного общения и семинары по развитию эмоциональной чувствительности родителей. Особое внимание уделялось формированию навыков активного слушания и адекватного реагирования на эмоциональные проявления детей. По оценкам родителей, участие в модуле способствовало улучшению психологического климата в 86,7 % семей.
Третий модуль «Семейная гармония» представлял собой систему поддержки семей через организацию консультативной работы и создание родительского клуба. Родители отмечали высокую практическую значимость получаемых рекомендаций и возможность обмена опытом.
Оценка эффективности программы осуществлялась по следующим критериям: динамика эмоционального развития детей, изменение родительской компетентности, улучшение психологического климата в семье. Результаты контрольной диагностики показали, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем эмоционального развития увеличилось с 26,7 % до 60,0 %, в то время как в контрольной группе рост составил лишь 3,4 %.
Качественный анализ полученных данных позволил выявить ключевые факторы эффективности программы. Наиболее значимыми оказались: системность воздействия, учет индивидуальных особенностей семей, сочетание групповых и индивидуальных форм работы, практическая ориентированность занятий.
Сравнительный анализ эффективности различных форм работы показал, что наибольшую результативность демонстрируют совместные детско-родительские занятия (73,3 % родителей оценили их как высокоэффективные). Индивидуальные консультации и групповые тренинги также получили высокие оценки эффективности — 56,7 % и 63,3 % соответственно. Наибольшая динамика наблюдалась в развитии эмпатийных способностей детей и улучшении качества детско-родительского взаимодействия.
Результаты реализации программы свидетельствуют о ее высокой эффективности и практической значимости. Наблюдаемые изменения носят устойчивый характер и демонстрируют комплексное влияние на эмоциональное развитие детей и оптимизацию семейных отношений. Программа может быть рекомендована для внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений и центров психолого-педагогической поддержки семьи.
Заключение
В результате исследования, посвященного изучению методов социально-психологической работы с семьями по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, сделаны следующие выводы:
Установлено, что эмоциональное развитие детей 4–5 лет характеризуется активной дифференциацией эмоциональных реакций, становлением механизмов эмоциональной регуляции и формированием эмпатийных способностей.
Семья определена как ключевой институт эмоционального развития ребенка, где стиль воспитания, качество детско-родительских отношений и эмоциональный климат непосредственно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Анализ детско-родительских отношений показал наличие признаков эмоционального неблагополучия у детей, что проявлялось в трудностях распознавания и вербализации эмоций, низком уровне эмпатии и недостаточном развитии навыков саморегуляции.
Оценка эффективности различных форм работы выявила, что наибольшую результативность демонстрируют совместные детско-родительские занятия. Отмечена положительная динамика в изменении родительской позиции: увеличилось количество родителей, систематически занимающихся развитием эмоциональной сферы детей, улучшился психологический климат в большинстве семей.
Перспективы дальнейших исследований видятся в изучении долгосрочных эффектов реализации программы, адаптации методик работы для различных категорий семей (неполных, многодетных, семей с детьми с ОВЗ), а также в разработке цифровых ресурсов для поддержки родителей в вопросах эмоционального развития детей.
Литература:
- Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. — М.: Эксмо, 2022. — 288 с.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2023. — 478 с.
- Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова. — М.: Академия, 2023. — 288 с.
- Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка / Н. Я. Семаго. — СПб.: Речь, 2023. — 372 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Смысл, 2021. — 357 с.
- Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. — М.: Просвещение, 2022. — 189 с.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика и коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Владос, 2023. — 158 с.
- Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Институт психотерапии, 2022. — 319 с.

