Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сравнительный анализ государственного управления охраной труда в России и за рубежом

Научный руководитель
Юриспруденция
29.11.2025
Поделиться
Аннотация
В настоящей статье проводится сравнительно-правовой анализ правового регулирования института охраны труда в России, Германии, США, Японии и Швеции. Автором анализируются правовые основания охраны труда и особенности, присущие каждой правовой системе. В качестве метода исследования использован анализ законодательных норм иностранных государств с целью выявления правовых норм, которые могут быть заимствованы для повышения эффективности правового регулирования рассматриваемой сферы в России. Исследование проводится с акцентом на охрану труда в коммунальной сфере (водоснабжение и водоотведение).
Библиографическое описание
Бируля, Д. А. Сравнительный анализ государственного управления охраной труда в России и за рубежом / Д. А. Бируля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130614.


Актуальность темы исследования обусловлена растущими темпами технологического и экономического развития, которые обуславливают более пристальное внимание к жизни и здоровью работающих граждан. Международная организация охраны труда (далее — МОТ) отмечает, что потери рабочего времени, вызванные травматизмом на рабочем месте, составляют около 4 % мирового ВВП [5, с. 214]. Указанное свидетельствует о необходимости разработки новейших методов эффективного управления охраной труда.

Правовое регулирование института охраны труда в России осуществляется на основании Конституции Российской Федерации [1], Трудового кодекса Российской Федерации [2] (далее — ТК РФ). Государственное управление в сфере охраны труда в соответствии с законом осуществляется Правительством Российской Федерации через Министерство труда Российской Федерации (далее — Минтруд). Минтруд разрабатывает различные нормативные акты и контролирует их исполнение, а региональные и муниципальные органы власти осуществляют реализацию политики охраны труда на местах.

На работодателей накладываются особенные обязанности, связанные с необходимостью обеспечения безопасных условий труда. Так, они обязаны проводить обучение и аттестацию персонала, проводить оценку условий труда, обеспечивать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда. Таким образом, именно на работодателя ложатся основные обязанности, связанные с обеспечением безопасности труда.

Анализ показывает, что в России создана централизованная система охраны труда с учётом региональных специфик. Данная система основывается на требованиях нормативных правовых актов.

Особое внимание необходимо уделить предприятиям водоснабжения и водоотведения, которые относятся к коммунальной отрасли. Их деятельность регулируется как общими требованиями к охране труда, так и специальные отраслевыми правилами, учитывающими специфику их деятельности. Особая опасность для работников указанной отрасли состоит в том, что состояние водной инфраструктуры ухудшается. Так, в период с 2017 по 2022 г. в России произошло 4 452 крупные аварии в системах тепло- и водоснабжения [9]. Устранение указанных аварий связано с высоким риском для жизни и здоровья работников Водоканала. Так, аварийные бригады сталкиваются с высоким риском несчастных случаев ввиду технических сложностей устранения аварий.

Закон устанавливает обязанность работодатель разрабатывать систему управления охраной труда (далее — СУОТ), обеспечивать ее финансирование и осуществлять контроль за ней. В Водоканале также создана СУОТ, которая включает проведение аттестацию рабочих мест, снабжение работников средствами индивидуальной защиты и организацию обучений по охране труда.

Система охраны труда разработана также и в других государств. Однако модель правового регулирования зачастую отличается. Так, система охраны труда в Германии представляет собой двухступенчатую модель: государственное регулирование и система профессионального страхования (Berufsgenossenschaften) [6, с. 319]. В основе правового регулирования охраны труда лежит Директива ЕС 89/391/EEC [2], которая регламентирует обязанности работников и работодателей в сфере охраны труда. В основе правового регулирования лежит именно профилактика несчастных случаев и травматизма на рабочем месте. В Директиве ЕС 89/391/EEC закреплены общие принципы профилактики:

  1. Избежание рисков.
  2. Оценка рисков.
  3. Искоренение причин рисков.
  4. Адаптация работы с учётом индивидуальных способностей работника.
  5. Адаптация методов профилактики к техническому прогрессу.
  6. Замена опасных работ неопасными или менее опасными.
  7. Разработка последовательной политики профилактики несчастных случаев и травматизма.
  8. Приоритет коллективных защитных мер.
  9. Разработка и предоставление инструкций для работников.

Из указанного можно сделать вывод о том, что система охраны труда в Германии нацелена на всестороннюю профилактику несчастных случаев. Применяемые меры профилактики многочисленны.

Задача Федерального министра труда разрабатывать нормативные правовые акты, а органов исполнительной власти следить за их реализацией. Следовательно, ведется совместная работа на различных уровнях. Важную роль также играют профессиональные страховые ассоциации работодателей, задача которых обеспечение страхования от несчастных случаев на рабочих местах. Кроме того, такие ассоциации осуществляют контроль за соблюдением стандартов в сфере охраны труда.

Немаловажную роль в системе охраны труда в Германии играет Конфедерация профсоюзов Германии. Одно из направлений их деятельности — разработка программ повышения безопасности на рабочих местах. Особое место в таких программах уделяется установлению ответственности работодателей в случае невыполнения обязательных правил. Важно отметить, что карательная система в Германии показала свою эффективность, большинство граждан соблюдают требования закона именно из-за введения строгих мер ответственности в случае нарушений.

Система охраны труда также разработана в Соединенных Штатах Америки. Так, действует Закон США об охране труда, принятый еще в 1970 году. Указанный закон также закрепил правовой статус OSHA, созданной в 1971 г., — национального агентства по охране труда [8, с. 28]. Задача OSHA разработка норм безопасности труда, которые являются обязательными для всех предприятий и организаций, и контроль за их соблюдением. Напрмиер, разработан стандарт OSHA 1910.141, который устанавливает обязательное наличие питьевой воды в буфете или в кулерах. OSHA подчиняется непосредственно Министерству труда США.

Работодатели обязаны не только соблюдать установленные правила, но и устранять выявленные опасности. На них также ложится обязанность информировать работников о возможных опасностях и вести учёт случаев травматизма на производстве. В случае нарушения правил работодатели привлекаются к ответственности в виде уплаты больших штрафов.

Важно отметить, что отдельные штаты могут также разрабатывать собственные планы по охране труда. Они дополняют федеральные нормы и в обязательном порядке утверждаются OSHA. Непосредственный контроль за соблюдением норм осуществляют специально созданные инспекции.

В Японии также разработаны строгие правила в сфере охраны труда. Нормативное регулирование осуществляется на основании Закона об организациях предотвращения производственного травматизма 1964 г. [7, с. 190]. Особенностью системы охраны труда выступает то, что регулирование осуществляется специально созданными организациями и компаниями, а не конкретными государственными органами. Так, в 1964 г. была создана Японская ассоциация промышленной безопасности и здоровья. Она помогает работодателям в разработке программ профилактики рисков травматизма и несчастных случаев.

С 1973 г. также функционирует общенациональная кампания Нулевой травматизм с участием всех, созданная Министерством труда. На также содействует в соблюдении установленных правил безопасности. При этом в отличие от России система охраны труда базируется именно на добровольном участии работодателей и рабочих. Государство же уделяет большое внимание информированию о методах обеспечения безопасности.

Кроме того, действует специальный Закон о безопасности труда. Основное внимание в нём уделяется разработке стратегии соблюдения правил работодателями, обучению основам охраны труда работников, обеспечению безопасным оборудованием для работы.

В Швеции правовое регулирование охраны труда осуществляется на основании Закона об условиях труда., а надзорные функции выполняет Государственный орган охраны труда (Arbetsmiljöverket) [4, с. 208]. Работники в Швеции имеют право на безопасные условия труда, которое обеспечивают работодатели посредством соблюдения правил об охране труда.

Arbetsmiljöverket издают подробные регламента, проводит инспекции и информирует общественность по вопросам обеспечения правил охраны труда. Ключевая ответственность возлагается на работодателя, который обязан выявлять случаи нарушений правил и создавать безопасные условия.

В Швеции применяется многопрофильный подход к оценке условий труда. Так, созданы следующие направления охраны:

  1. Оценка физических особенностей труда, включающая оценку двигательной активности во время осуществления трудовых функций.
  2. Оценка психологических и эмоциональных факторов, которым подвергаются работники при осуществлении трудовой функции.
  3. Оценка химического воздействия на работников.
  4. Оценка биологического воздействия.

Указанные направления позволяют сделать вывод о том, что система охраны труда в Швеции охватывает различные виды деятельности. То есть охрана труда предполагает соблюдение различных правил, которые касаются как физического, так и психического здоровья работников.

Сравнительно-правовой анализ показал, что в настоящее время разработаны различные модели охраны труда. В одних странах (США и Германия) акцент делается на создании и соблюдении единообразных стандартов. Некоторые страны делают упор на создание более свободной среды для работодателей, в которой формируется ответственной отношение к обеспечению безопасности труда.

Российская система охраны труда опирается на рамочное законодательство и регулирование специально созданными государственными органами. Анализ показал, что повышение эффективности системы охраны труда возможна посредством установления более строгих штрафных санкций в случае нарушения установленных правил. Кроме того, повышение эффективности в рассматриваемой сфере возможно посредством создания специализированных организаций, оказывающих содействие работодателям.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 2020. — № 144.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 3.
  3. Директива Совета Европейского Союза 89/391/ЕЭС от 12.06.1989 «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья работников» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/2564487/ (дата обращения: 20.11.2025).
  4. Енсебаева А. Р.., Ягмусова А. Ф, Байтерекова К. Б. Международные практики оценки условий труда и социальных гарантий при профессиональных рисках // Вестник Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. Серия: Право. — 2025. — № 2(151). — С. 198–228.
  5. Кузнецова Е. А. Сравнительный анализ моделей государственного управления охраной труда // Вопросы гос. и мун. управления. — 2020. — № 4. — С. 214–242.
  6. Радыгина Е. А., Краснова А. Р. Законодательство в области охраны труда в Федеративной Республике Германия // Вестник Ангарского Государственного Технического Университета. — 2024. — №. 18. — С. 318–322.
  7. Сактаганова И. С. Актуальные вопросы обеспечения охраны труда в Японии // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2023. № 3 (74). — С. 186–197.
  8. Соколова А. С. Международный опыт управления охраной труда как организационное воздействие на национальном уровне // Безопасность и охрана труда. — 2022. — № 2. — С. 27–31.
  9. Стасева Е. В., Пушенко С. Л., Насонова С. Ю., Теньгаева А. Н. Причины травматизма и травмоопасные факторы при производстве работ в сфере водоснабжения и водоотведения [Электронный ресурс] // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. — 2022. — № 5. — Режим доступа: URL: https://panor.ru/articles/prichiny-travmatizma-i-travmoopasnye-faktory-pri-proizvodstve-rabot-v-sfere-vodosnabzheniya-i-vodootvedeniya/83223.html# (дата обращения: 20.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 170-172):
Часть 3 (стр. 139-207)
Расположение в файле:
стр. 139стр. 170-172стр. 207

Молодой учёный