Введение
Патентная система налогообложения, являясь одним из специальных налоговых режимов, традиционно рассматривалась как эффективный инструмент поддержки микробизнеса и индивидуального предпринимательства в России. Её уникальность заключается в фиксированном размере налога, рассчитываемом исходя из потенциально возможного, а не фактически полученного дохода, что обеспечивало предсказуемость налоговой нагрузки и существенное снижение административных издержек. На середину 2025 года ПСН применяли около 1,43 миллиона индивидуальных предпринимателей (ИП), что составляло почти половину от их общего числа.
Актуальность темы обусловлена фундаментальными изменениями, которым подвергается данный режим в рамках налоговой реформы. Целью настоящего исследования является анализ преобразований ПСН в 2025–2026 годах и оценка их влияния на дальнейшее развитие малого бизнеса. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: выявление ключевых нововведений, анализ их фискальных и экономических последствий, а также разработка возможных сценариев адаптации предпринимателей.
Патентная система налогообложения — это специальный режим, доступный исключительно для индивидуальных предпринимателей. Его сущность заключается в уплате налога в размере 6 % от потенциально возможного к получению годового дохода, величина которого устанавливается законами субъектов Российской Федерации для каждого вида деятельности. Ключевыми характеристиками ПСН, обусловившими её популярность, являлись:
- Фиксированная налоговая нагрузка: стоимость патента известна предпринимателю заранее и не зависит от реальных финансовых результатов его деятельности, что упрощает бюджетное планирование.
- Минимизация отчетности: ИП на ПСН освобождаются от сдачи налоговой декларации. Их обязанность сводится к ведению Книги учета доходов.
- Гибкость срока действия: патент можно приобрести на период от одного до двенадцати месяцев, что идеально подходит для сезонных видов бизнеса.
- Снижение налогового бремени: до недавнего времени предприниматели на ПСН были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (за исключением случаев импорта), налога на имущество физических лиц (используемого в предпринимательской деятельности) и налога на прибыль.
До 2025 года основными лимитами для применения режима являлись: средняя численность наемных работников не более 15 человек и предельный размер дохода — 60 млн рублей в год. Важно отметить, что лимит по доходам является совокупным и распространяется на все патенты, полученные предпринимателем в течение календарного года, а также суммируется с доходами по упрощенной системе налогообложения (УСН) при совмещении режимов.
Реформа началась с ужесточения контроля за соблюдением лимитов. С 2025 года право на применение ПСН утрачивается не только при превышении лимита доходов в 60 млн рублей в текущем году, но и в случае его превышения в предшествующем году. Это нововведение закрывает возможность для предпринимателя, превысившего лимит в одном году, беспрепятственно вернуться на ПСН в следующем. Теперь такая оплошность приводит к блокировке доступа к режиму на два года: год превышения и последующий календарный год.
Наиболее радикальные изменения ожидают ПСН с 2026 года. Вместо изначально предлагавшегося резкого снижения лимита доходов с 60 до 10 млн рублей, был утвержден поэтапный подход: до 20 млн рублей в 2026 году, до 15 млн рублей в 2027 году и до 10 млн рублей — начиная с 2028 года. Это смягчение, однако, не отменяет общий тренд на сужение сферы применения патента.
Таблица 1
Ключевые изменения патентной системы налогообложения в 2025–2026 годах
|
Параметр |
2024 год и ранее |
2025 год |
2026 год (планируемые изменения) |
|
Предельный годовой доход |
60 млн руб. |
60 млн руб. |
Поэтапное снижение: 20 млн руб. (2026), 15 млн руб. (2027), 10 млн руб. (с 2028) |
|
Учет доходов |
Не применялся |
Введен |
Сохранен и ужесточен |
|
Учет доходов предыдущего года |
Не применялся |
Введен |
Сохранен и ужесточен |
|
Последствия превышения лимита |
Утрата права с начала периода |
Утрата права с начала периода + запрет на применение в следующем году |
Утрата права с начала периода + переход на УСН/ОСНО с уплатой НДС |
Ужесточение условий ПСН свидетельствует о смене парадигмы государственной поддержки малого бизнеса. Режим целенаправленно сужается до инструмента для поддержки именно микропредпринимательства.
Проведя оценку нововведений, мы можем сделать следующие выводы:
— произойдет возрастание налоговой нагрузки, например, ИП в сфере торговли с оборотом 20 млн рублей и закупками на 10 млн рублей, переходя с патента на УСН «Доходы минус расходы» с учетом НДС, столкнется с увеличением налоговых платежей более чем в 50 раз — с примерно 38 тысяч рублей по патенту до 1,5 млн рублей налога на УСН и около 500 тысяч рублей НДС;
— произойдет усложнение администрирования: переход на УСН или ОСНО повлечет за собой необходимость ведения полноценного налогового учета, сдачи деклараций, оформления счетов-фактур (в случае работы с НДС) и расчета авансовых платежей;
— увеличение налогового бремени неминуемо приведет к росту цен на товары и услуги, что может вызвать краткосрочное падение потребительского спроса;
— по оценкам Минфина, перевод значительной массы предпринимателей на УСН с обязанностью уплаты НДС принесет в федеральный бюджет дополнительные 1,27 млрд рублей уже в 2026 году.
В новых условиях предпринимателям, теряющим право на ПСН, критически важно заранее выбрать альтернативный налоговый режим и подготовиться к переходу.
Таблица 2
Сравнительный анализ альтернативных режимов налогообложения для ИП, утративших право на ПСН
|
Режим |
Ключевые условия |
Налоговая нагрузка |
Административная нагрузка |
|
УСН «Доходы» |
Лимит дохода — 450 млн руб. |
6 % от всех поступлений |
Относительно простая отчетность (одна декларация в год), но необходимость платить НДС при доходе >10 млн руб. |
|
УСН «Доходы минус расходы» |
Лимит дохода — 450 млн руб. |
15 % с разницы между |
Требует тщательного документального подтверждения расходов. НДС при доходе >10 млн руб. |
|
ОСНО |
Неограниченный доход |
НДФЛ 13–22 % (прогрессивная шкала) + НДС 20/10/0 % |
Максимальная: полный бухгалтерский и налоговый учет, декларации по НДС, НДФЛ и т. д. |
|
АУСН (Автоматизированная УСН) |
Лимит дохода — 60 млн руб., ограниченный круг видов деятельности |
Определяется налоговым органом автоматически |
Минимальная: не требует подачи деклараций, учет ведется через приложение ФНС |
Предпринимателям необходимо заранее провести расчет налоговой нагрузки на всех доступных режимах, учитывая не только налоги, но и будущие расходы на бухгалтерское сопровождение. Стоит учесть, что для перехода на УСН с 1 января 2026 года уведомление в налоговый орган необходимо подать до 31 декабря 2025 года.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что развитие патентной системы налогообложения на современном этапе входит в фазу кардинальной трансформации. Из инструмента широкой поддержки малого бизнеса ПСН целенаправленно превращается в нишевой режим для микропредпринимательства с незначительными оборотами. Ужесточение лимитов является одним из ключевых элементов общей налоговой стратегии, нацеленной на борьбу с оптимизацией, расширение базы налогообложения и выравнивание конкурентных условий.
Последствия этих изменений носят двойственный характер. С одной стороны, бюджет получит дополнительные доходы, а рынок — более равные условия конкуренции. С другой стороны, сотни тысяч индивидуальных предпринимателей столкнутся с резким ростом фискальной и административной нагрузки, что создаст серьезные испытания для их финансовой устойчивости.
В этих условиях ключевыми факторами выживания бизнеса становятся заблаговременное планирование, тщательный расчет альтернативных сценариев налогообложения и, в отдельных случаях, профессионально выверенная реструктуризация деятельности. Дальнейшее развитие ПСН, вероятно, будет связано с мониторингом последствий уже принятых решений и возможной их корректировкой для сохранения баланса между фискальными интересами государства и необходимостью поддержки наименее защищенных субъектов предпринимательской деятельности.
Литература:
- Проект № 1026190–8 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая)» [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026190–8
- Как изменится ПСН с 2026 года // Е-Контур. — 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://e-kontur.ru/blog/16129/izmenitsya-psn
- Как изменится патентная система налогообложения в 2026 году // Regberry.ru. — 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/izmeneniya-psn-2026
- Право на применение ПСН потеряют ИП с годовой прибылью более 10 млн руб. // Гарант.ру. — 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1911198/

