Спортивный менеджмент — это ключевая задача, которая включает в себя управление различными сферами деятельности футбольного клуба: от стратегического планирования и анализа рынка до финансового менеджмента и развития молодых талантов. Хороший спортивный менеджер отвечает за координацию усилий различных отделов футбольного клуба, чтобы обеспечить успех команды на поле и на рынке.
Соревнуясь за внимание СМИ, отдельные клубы в полной мере осознают, что теперь они напрямую борются за ограниченное внимание людей, стремясь не отставать от ведущих заведений и медиаплатформ, таких как Netflix, Amazon и Disney.
Кроме того, конкуренция усиливается со стороны YouTube, TikTok, Max и многих других платформ, которые в будущем, возможно, также смогут привлечь заинтересованных зрителей по всему миру.
Обсуждая потенциальную прибыль и интерес к игре в преддверии чемпионата мира по футболу 2022 года в Катаре, мировое футбольное сообщество отметило рост числа маркетинговых кампаний, связанных с благотворительностью или более высокими целями. Широкое распространение и глобальный охват создают потребность в том, чтобы футбольные клубы и команды становились активистами бренда и с осторожностью относились к маркетингу и спонсорству.
Растущая популярность женского футбола — ещё одна потенциальная область для спонсорских партнёрств. Новым направлением в сфере спортивного спонсорства является киберспорт. Это, безусловно, растущий рынок для рекламодателей и спонсоров в сфере футбола, поскольку, по прогнозам, доход от киберспорта к 2024 году превысит 1,62 миллиарда долларов. Более того, доход от спонсорства киберспорта и прав на трансляцию в 2020 году достиг 822 миллионов долларов и, по прогнозам, вырастет ещё на 50 % к 2025 году [8].
Важно отметить, что заинтересованные стороны в футболе обязаны:
1. Способствовать устойчивому развитию;
2. Поощрять терпимость, уважение, примирение и миротворчество;
3. Расширять возможности женщин, молодёжи и малообеспеченных групп;
4. Реализовывать цели в области здравоохранения, образования, честности и справедливой игры.
Что такое спортивный менеджмент?
— Изучение всех видов деятельности, предприятий или организаций, участвующих в производстве, продвижении или организации любого бизнеса или продукта, связанного со спортом.
— Междисциплинарная область, объединяющая спортивную индустрию и менеджмент.
— Специализированная область менеджмента, созданная для поддержки организаций, занимающихся спортом и физической культурой.
Игра, какой мы её знаем, — это нечто большее, чем просто спорт. Это «joga bonito» (прекрасная игра), которая вдохновляет миллиарды людей по всему миру, но при этом несёт ответственность за то, чтобы служить глобальным послом солидарности, единства и коллективизма.
Запоминающиеся противостояния между футбольными клубами, такие как «Барселона» против «Реал Мадрида» и «Селтик» против «Рейнджерс», отражают социально-политические и религиозные аспекты, связанные с игрой.
В своей автобиографической книге Златан Ибрагимович (шведский футболист, нападающий итальянского клуба «Милан». Бывший капитан сборной Швеции. Считается одним из самых непредсказуемых и мастеровитых нападающих своего поколения. По версии газеты The Guardian, Ибрагимович занял третью строчку лучших футболистов мира за 2013 год. По версии шведского журнала Dagens Nyheter, Ибрагимович занял второе место в списке лучших спортсменов государства всех времён. Забил более 570 голов за карьеру, включая более 500 голов за клуб) пишет: «Политика разделяет мир, спорт объединяет его. Футбол объединяет спортсменов по всему миру, мы делаем то, что делаем, чтобы объединиться: это было моим посланием. Спортсмены должны быть спортсменами, а политики — заниматься политикой» [10].
В заключение можем сделать вывод, что в настоящее время футбол — это высококонкурентная и глобализированная отрасль, в которой клубам необходимо быть в курсе рыночных тенденций и новых технологий, чтобы оставаться на передовой и быть конкурентоспособными. В этом смысле спортивный менеджмент играет ключевую роль в успехе футбольной команды, поскольку он отвечает за стратегическое планирование и принятие решений, которые позволяют клубам оставаться в курсе событий в меняющихся условиях.
Литература:
- Айзенберг К. Футбол как глобальный феномен. Исторические перспективы // Логос. 2006. № 3. С. 95–106.
- Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/CnopT (дата обращения: 18.10.2025).
- Мэтт и Том Олдфилд. Футбольные герои: Златан Ибрагимович. — Бомбора, 2023. — 163 с.
- Мяконьков, В. Б. Спортивный маркетинг: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2023. 284 с.
- Паначев В. Д. Спорт и личность: проблемы социального управления. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-l 1/panachev.pdf. (дата обращения: 12.10.2025).
- Скворцова Ю. С., Швецов М. Д. Основы спортивного менеджмента и перспективы спортивного маркетинга в футболе // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 3. С. 76–85.
- Филиппов С. С. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для вузов. Изд. 4, испр. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 234 с. Текст: непосредственный.
- Футбол в цифрах. Сайт. URL: http://www.klisf.info/numeric/ (дата обращения 19.10.2025).
- Фуренко А. А. Современные инструменты продвижения спортивных услуг в социальных медиа // Российские регионы: взгляд в будущее. 2021. № 3. С. 90–101. Текст: непосредственный.
- Я — Златан / Ибрагимович 3., Лагеркранц Д. — M.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. — 288 с.: ил. — (VIP-персоны). Сайт. URL: http://www. labirint.ru› Жизнь знаменитых людей› Спортсмен./ (дата обращения 19.10.2025).

