Подготовка специалистов уголовно-правового профиля традиционно рассматривается как одна из наиболее ответственных задач системы высшего юридического образования. От уровня их правового сознания зависят не только эффективность правоприменительной деятельности, но и соблюдение прав и свобод человека, доверие общества к правосудию. В связи с этим проблема развития правового сознания студентов, осваивающих дисциплины уголовно-правового цикла, приобретает особую актуальность.
В современных условиях рост информационных потоков, распространение правового нигилизма, противоречивые правовые практики создают дополнительные риски формирования искаженных представлений о праве и его функцияx. Поэтому важна системная педагогическая работа, направленная на формирование у студентов уважения к праву, ответственного отношения к уголовно-правовым нормам, осознания социальной значимости будущей профессиональной деятельности.
В работах П. М. Алексеевой, посвящённых профессиональной деятельности преподавателя высшей школы и его непрерывному развитию, подчёркивается, что именно личность педагога, его ценностные установки и профессиональное мастерство во многом определяют воспитательный потенциал образовательного процесса.
Правовое сознание обычно рассматривается как система правовых представлений, оценок, установок и чувств, отражающих отношение личности к праву, закону, правопорядку и справедливости. Для студентов юридических вузов, особенно уголовно-правового профиля, правовое сознание выполняет сразу несколько функций: мировоззренческую, регулятивную, оценочную и профессионально-ориентирующую.
Структурно правовое сознание будущего юриста включает:
— когнитивный компонент (знания о праве, источниках, принципах уголовного закона и уголовного процесса);
— ценностно-мотивационный компонент (отношение к праву как к ценности, готовность руководствоваться правовыми нормами в профессиональной и личной жизни);
— поведенческий компонент (готовность действовать в соответствии с законом, противостоять коррупции, нарушениям прав человека и злоупотреблению властью).
Особенностью студентов уголовно-правового профиля является раннее соприкосновение с проблематикой преступления, наказания, ответственности и принуждения. Без педагогически грамотного сопровождения это может приводить к формированию циничного, инструментального отношения к праву как к «техническому» инструменту воздействия на человека, а не к ценности, обеспечивающей баланс свободы и ответственности. Поэтому задача преподавателя — не только передать знания о структуре состава преступления или видах наказаний, но и формировать гуманистическое, правозащитное понимание уголовного права.
Использование проблемного, контекстного и кейс-обучения способствует формированию у студентов умения соотносить буквальное содержание нормы с её гуманистическим смыслом. Это позволяет избежать формализма и развивать ответственность за последствия правоприменительных решений.
Важную роль играет и внеучебная деятельность: участие студентов в работе юридических клиник, правопросветительских проектах, волонтёрских инициатив в сфере помощи потерпевшим или социально уязвимым группам. Такие формы деятельности позволяют студентам «примерить» на себя будущую профессиональную роль, увидеть социальную значимость права и укрепить ценностные основания правового сознания.
В исследованиях П. М. Алексеевой подчёркивается, что современный преподаватель высшей школы выполняет множество профессиональных ролей: он не только носитель предметных знаний, но и наставник, тьютор, модератор образовательного процесса, участник профессионального сообщества. Эти идеи особенно значимы для преподавателя уголовно-правовых дисциплин, который своим отношением к праву и справедливости оказывает мощное воспитательное влияние на студентов.
Преподаватель, который демонстрирует уважение к процедуре, критически анализирует спорные правоприменительные практики, обсуждает со студентами вопросы профессиональной этики и ответственности, способствует развитию у обучающихся рефлексивного и критического отношения к праву, но без разрушения доверия к нему. При этом важна готовность самого преподавателя к непрерывному профессиональному развитию.
Цифровизация образования и информационная открытость создают как новые возможности, так и риски для развития правового сознания студентов. С одной стороны, доступ к электронным базам данных, правовым актам, судебной практике и научным публикациям способствует расширению правового кругозора. С другой — в информационном пространстве активно распространяются искажения права, популистские интерпретации, криминальная субкультура.
Задача преподавателя — научить студентов критически относиться к правовой информации в сети, отличать официальные источники от непроверенных, анализировать правовые новости с позиций закона и профессиональной этики. Для этого могут использоваться цифровые образовательные платформы, онлайн-дискуссии, анализ медийных кейсов.
Идеи П. М. Алексеевой о необходимости непрерывного развития преподавателя в условиях цифровой трансформации образования здесь приобретают особую значимость: только педагог, владеющий современными технологиями и способный выстраивать содержательное общение в цифровой среде, может эффективно использовать её потенциал для формирования правового сознания студентов, не допуская его деформации.
Заключение
Развитие правового сознания студентов уголовно-правового профиля является важнейшей задачей высшего юридического образования. Оно предполагает не только передачу системы знаний об уголовном праве и процессе, но и формирование ценностных установок, готовности отвечать за правоприменительные решения, уважения к правам человека и принципам справедливости.
Цифровизация, изменение правовой среды, рост социального напряжения требуют от вузов и преподавателей осознанной, системной работы по формированию у студентов уголовно-правового профиля зрелого, гуманистически ориентированного правового сознания.
Литература:
- Алексеева П. М. Концепции непрерывного профессионального развития преподавателя современного вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. — СПб. С.99–105
- Алексеева П. М. Мастерство современного преподавателя высшей школы // Педагогика и просвещение. 2024. — СПб. С 69–77
- Алексеева П. М. Профессиональные роли преподавателя современного вуза // Вестник высшего образования. 2023. — СПб. С. 13–16
- Алексеева П. М. Роль преподавателя в формировании мотивации к учению у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. — СПб. С. 31–34
- Гречихин С. С. Изучение роли педагогического мышления в практическом образовательном процессе // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. Т. 9 № 3 (32). — С. 63–65

