Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Стратегии совладания со стрессом как фактор сохранения психологического здоровья при столкновении с эмоциональными трудностями

Психология
19.11.2025
40
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается концепция совладающего поведения (копинга) — ключевого механизма, который помогает личности адаптироваться к стрессу и сложным жизненным обстоятельствам. Копинг представляет собой динамический процесс, включающий когнитивные и поведенческие усилия, нацеленные на то, чтобы справиться с внешними или внутренними вызовами, воспринимаемыми как напрягающие или превосходящие возможности человека. Автор акцентирует внимание на том, что результативность копинга определяется многообразием применяемых стратегий и их соответствием конкретной ситуации. При этом наибольшим адаптивным потенциалом обладают активные стратегии, направленные на разрешение проблемы.
Библиографическое описание
Лебеденко, Т. В. Стратегии совладания со стрессом как фактор сохранения психологического здоровья при столкновении с эмоциональными трудностями / Т. В. Лебеденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130317.


The article discusses the concept of coping, a key mechanism that helps people adapt to stress and difficult life circumstances. Coping is a dynamic process that involves cognitive and behavioral efforts to deal with external or internal challenges that are perceived as stressful or outside a person's abilities. The author emphasizes that the effectiveness of coping depends on the variety of strategies used and their relevance to the specific situation. Active strategies aimed at solving problems have the greatest potential for adaptation.

Keywords: coping strategies, stress, psychological health, psychological well-being, coping behaviors, adaptation.

В современном обществе стресс — это неизбежный фактор, который значительно влияет на здоровье, благополучие, образ жизни и поведение человека. Актуальность изучения вопросов возникновения и преодоления стресса определяется отсутствием единой теории о его природе и вредном воздействии на человека. Психологический стресс представляет собой комплексную и многоуровневую проблему, которая затрагивает области психологии, психофизиологии и физиологии. Он отличается изменчивостью, продолжительностью и степенью выраженности.

В свете Международной классификации болезней 10-го пересмотра, которая включает «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» (рубрика Z73.0), проблема толерантности к стрессу выходит на первый план. В этих условиях возрастают требования к исследованию компенсаторно-приспособительных возможностей организма и выявлению внутренних ресурсов для купирования негативных воздействий.

Понятие стресс-преодолевающего поведения, или копинг-стратегии (от английского to cope — «совладать, преодолевать»), описывает образ мышления и поведение, способствующие преодолению стресса. Стратегии преодоления стресса являются необходимым инструментом для контроля его уровня и сохранения физического и психологического здоровья.

Истоки концепции стресса связаны с работами Г. Селье, который ввел понятие «общий адаптационный синдром» (ОАС), характеризующее неспецифическую реакцию организма на любое воздействие, требующее приспособления. Концепция ОАС включает три стадии: тревогу, сопротивление и истощение.

В контексте психологических исследований важное значение имеет трансакционная теория Ричарда Лазаруса, полагавшего, что возникновение стресса обусловлено когнитивной оценкой индивидом стрессовой ситуации. Этот процесс включает первичное оценивание (оценка самой ситуации) и вторичное оценивание (оценка индивидом собственных ресурсов для совладания).

Лазарус и Фолкман выделили две основные функции копинга, а именно:

— проблемно-фокусированный копинг — действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации или ее изменение;

— эмоционально-фокусированный копинг — действия, направленные на улучшение эмоционального состояния или регулирование эмоций.

В более широких классификациях копинг-стратегии подразделяются по различным критериям.

Психологическое здоровье напрямую зависит от выбора стратегий совладания. Эффективное совладание обеспечивает наиболее успешную адаптацию человека к требованиям трудной или экстремальной ситуации.

Конструктивный копинг позволяет сохранить психологическое благополучие, способствует развитию и совершенствованию личности (посттравматическому росту), а также приводит к успеху, радости и воодушевлению. Люди, которые выбирают преобразующие (активные) стратегии, обычно имеют выраженную мотивацию на достижение и оптимистичный взгляд на будущее.

Дезадаптивный копинг (например, пассивные или асоциальные стратегии) способствует развитию профессионального стресса, низкой успешности и может привести к психосоматическим заболеваниям. Применение неконструктивных стратегий ведет к дезадаптации, тревожности и болезням.

Для всестороннего изучения копинг-стратегий и их влияния на психологическое здоровье целесообразно использовать интегративный подход, включающий как номотетические, так и идеографические методы. В рамках гипотетического исследования могли бы быть применены следующие методы: анкетирование и тестирование, интервью и анализ, проективные методики.

Результаты многочисленных исследований подчеркивают, что копинг-стратегии выступают в качестве ключевого опосредующего фактора между стрессором и психическим здоровьем. Эффективное совладание (копинг) представляет собой динамический процесс, нацеленный либо на разрешение проблемы, либо на регулирование эмоций. Когда стрессовая ситуация воспринимается как вызов, а не как неизбежная потеря или угроза, активные копинг-стратегии мобилизуют человека. Это соответствует идее, что социальная поддержка и активное противодействие могут переводить дистресс (неблагоприятные проявления стресса) в эустресс (положительный, мобилизующий стресс).

Исследования в психологии подтверждают тенденцию развития представлений о стрессе, связанную с переходом от классической (физиологической) модели к неклассической (системной), где стресс рассматривается как результат взаимодействия личности и среды, опосредованный когнитивными и личностными характеристиками. Успешность совладания не является абсолютной, а зависит от контекста и стадии процесса. Важным трендом является концентрация на смыслопорождении и поиске позитивного смысла переживания стресс-напряженности (позитивная психология).

В заключение можно сказать, чтокопинг-стратегии являются динамической характеристикой поведения, а не стабильной чертой личности, и представляют собой центральное условие адаптации и поддержания психологического здоровья в ответ на стрессовые ситуации. Наиболее эффективными являются проблемно-фокусированный копинг и стратегии, связанные с активным поиском социальной поддержки. Эти стратегии мобилизуют внутренние ресурсы, предотвращая развитие дезадаптивных состояний и невротической симптоматики.

Успешность преодоления стресса тесно связана с личностными копинг-ресурсами — эмоциональной устойчивостью, развитыми когнитивными способностями и способностью к позитивному переосмыслению травмирующего опыта.

Литература:

  1. Хван, А. А. Психологический стресс (утомление) и копинг-стратегии учителей (введение в проблему) / А. А. Хван, Т. А. Симонов. — Казань : Бук, 2021. — 130 с.
  2. Човдырова Г. С., Пяткина О. А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2021.— Т. 26, № 1 (84). — С. 41–47. — DOI : 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-41-47.
  3. Цветкова М. В., Марихин С. В. Влияние личностных характеристик на выбор успешных копинг-стратегий в условиях стресса / Международный научный журнал «Символ науки». — 2022. — № 10-1. — С. 48. — ISSN 2410-700X.
  4. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — Т. 10, № 1. — С. 82–118.
  5. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. — Санкт-Петербург : Издательство СПбГМУ, 2009. — 136 с.
  6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : учебное пособие / Ю. В. Щербатых. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 255 с.
  7. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, Перре М. — Санкт-Петербург : Речь, 2004. — 166 с.
  8. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. — Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 352 с.
  9. Джелиева З. Т., Быдтаева Э. Л., Зураева А. М. Психология стресса: учебно-методическое пособие / З. Т. Джелиева, Э. Л. Быдтаева, А. М. Зураева. — Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова» — Владикавказ : СОГУ им. К. Л. Хетагурова, ИП Цопанова А. Ю., 2024. — 60 с.
  10. Мельникова, М. Л. Психология стресса: теория и практика. Учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. Л. А. Максимова. — Екатеринбург, 2018. — 112 с.
  11. Мандель Б. Р. М23 Психология стресса: учебное пособие / Б. Р. Мандель. — [Электронный ресурс]. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 252 с.
  12. Бохан Т. Г. Б86 Психология стресса: системный подход. Учебное пособие. — Томск : Издательский дом Томского государственного университета, 2019. — 140 с.
  13. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. — Москва : Наука, 1983. — 368 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 487-489):
Часть 7 (стр. 439-513)
Расположение в файле:
стр. 439стр. 487-489стр. 513

Молодой учёный