Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Специфика деятельности и мотивации государственных и муниципальных служащих

Экономика и управление
19.11.2025
8
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые особенности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, определяемые публично-правовым характером их функций. Анализируется специфика трудовой мотивации данной категории работников, сочетающей материальные и нематериальные стимулы, с акцентом на преобладании морально-этических и ценностно-смысловых факторов. Выявляются основные проблемы и противоречия в системе мотивации, а также предлагаются направления ее совершенствования для повышения эффективности функционирования публичного аппарата.
Библиографическое описание
Колесникова, Е. И. Специфика деятельности и мотивации государственных и муниципальных служащих / Е. И. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130302.


Введение

Деятельность государственных и муниципальных служащих составляет основу функционирования публичной власти и управления. В условиях модернизации государственного аппарата и повышения требований к качеству предоставляемых населению услуг вопрос изучения специфики труда и мотивации сотрудников органов власти приобретает особую актуальность. Эффективность работы всего государственного механизма напрямую зависит от того, насколько профессионально, ответственно и инициативно выполняют свои обязанности чиновники. В связи с этим, исследование побудительных механизмов, лежащих в основе их служебной деятельности, является важной научной и практической задачей.

1. Специфика деятельности государственных и муниципальных служащих

Деятельность государственных и муниципальных служащих принципиально отличается от труда в коммерческом секторе, что обусловлено ее публичной природой. К ее основным специфическим чертам можно отнести:

1. Публично-правовой характер. Служащий реализует не собственную волю, а волю государства или муниципального образования, действуя в рамках делегированных ему полномочий. Его деятельность направлена на достижение общественных благ, а не на извлечение прибыли.

2. Нормативная регламентированность. Все действия служащего строго регламентированы законодательством, внутренними регламентами и должностными инструкциями. Это ограничивает свободу принятия решений, но обеспечивает единообразие и законность управленческих процессов.

3. Высокая социальная ответственность. Решения и действия служащих напрямую влияют на качество жизни граждан, социально-экономическое развитие территорий и национальную безопасность. Ошибки в данной сфере имеют высокую социальную цену.

4. Политическая нейтральность. Муниципальные и, в определенной степени, государственные служащие обязаны сохранять политическую нейтральность, обеспечивая непрерывность и стабильность управления независимо от смены политического руководства.

5. Публичность и открытость для общественного контроля. Деятельность служащих находится под пристальным вниманием общества, СМИ и институтов гражданского общества, что создает дополнительное психологическое давление и требует высокой стрессоустойчивости.

Данные особенности формируют уникальную среду, в которой функционирует служащий, и предъявляют к нему особые требования, как профессиональные, так и личностные.

2. Структура и особенности мотивации государственных и муниципальных служащих

Мотивация на государственной и муниципальной службе представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, в котором переплетаются различные типы стимулов.

1. Внешняя мотивация (стимулирование):

1) к материальным факторам относятся: официальный денежный оклад, премии, надбавки за стаж, классный чин, квалификацию, а также социальные гарантии (медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, отпуска). Несмотря на критику уровня оплаты труда, стабильность выплат является значимым фактором.

2) к карьерным факторам относятся: возможность профессионального роста, повышения в должности и классе, получения новых полномочий и статуса. Карьерный рост выступает мощным стимулом, однако его прозрачность и справедливость часто подвергаются сомнению.

2. Внутренняя мотивация (личностно-смысловая):

1) идейно-ценностные факторы: чувство долга, патриотизм, желание служить обществу и государству, приносить пользу гражданам.

2) социально-статусные факторы: общественное признание, уважение, ощущение принадлежности к власти и управленческой элите. Данный фактор может иметь как позитивную (повышение ответственности), так и негативную (снобизм, бюрократизм) окраску.

3) профессиональные факторы: интерес к самой управленческой деятельности, возможность решать сложные задачи, реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал, профессиональное самосовершенствование.

Специфика мотивации государственных служащих заключается в том, что, в идеале, внутренние мотивы должны преобладать над внешними. Именно ценностные установки и желание служить обществу позволяют сохранять эффективность в условиях бюрократических ограничений, давления и не всегда высокой оплаты труда.

3. Проблемы и противоречия в системе мотивации

На практике мотивационная система сталкивается с рядом структурных и системных проблем, которые нивелируют ее эффективность.

1. Структурный дисбаланс между внешними и внутренними «мотиваторами». Наблюдается разрыв между декларируемыми принципами справедливого вознаграждения и реальной практикой, когда система оплаты труда зачастую не отражает действительный вклад служащего, а карьерное продвижение детерминировано не только объективными профессиональными качествами, но и иными факторами. Подобное расхождение закономерно приводит к эрозии внутренней мотивации, проявляющейся в профессиональном выгорании и снижении вовлеченности.

2. Гипербюрократизация и рутинизация трудовых процессов. Чрезмерная нормативная регламентация и преобладание документооборота подавляют индивидуальную инициативу и креативное начало, что способствует трансформации служащего из активного субъекта управления в пассивный исполнительский элемент («винтик») административной машины.

3. Декларативный характер этических норм и ролевой конфликт. Ценности публичного служения, провозглашаемые на институциональном уровне, зачастую вступают в противоречие с реальными механизмами корпоративной культуры, в которой доминируют практики неформальной лояльности, патронажа и непотизма. Этот конфликт между официальной и реальной этикой подрывает доверие к институтам и порождает цинизм среди служащих.

4. Недостаточная корреляция между результативностью деятельности и системой вознаграждения. Методологическая сложность объективной оценки эффективности труда отдельного индивида в рамках публичной службы создает существенный барьер для внедрения действенных моделей оплаты, основанных на performance-based pay (принципе оплаты по результату), что минимизирует стимулирующий потенциал системы в целом.

В целях повышения эффективности функционирования института государственной и муниципальной службы представляется целесообразным реализовать комплекс мер, нацеленных на трансформацию действующей мотивационной системы. Ключевыми векторами такой трансформации выступают:

1. Модернизация механизмов материального стимулирования. Речь идет о переходе к гибкой и прозрачной системе вознаграждения, архитектура которой основана на принципах справедливости и строгой зависимости от достижения ключевых показателей эффективности (KPI), что призвано нивелировать проблему уравнительности.

2. Реформирование карьерной системы. Данное направление предполагает повышение объективности и прозрачности процедур конкурсного отбора и аттестации, а также диверсификацию карьерных путей за счет развития горизонтальной мобильности и плановой ротации кадров, что способствует минимизации субъективизма и раскрытию потенциала сотрудников.

3. Целенаправленное культивирование служебной этики и корпоративной культуры. Ключевая задача заключается в формировании организационной среды, аксиологической основой которой являются ценности публичного служения, добросовестности и взаимного уважения. Инструментарием для достижения этой цели служат программы наставничества нематериальное поощрение.

4. Рационализация распределения полномочий. Эффективным представляется курс на расширение автономии служащих путем делегирования им права принятия решений в рамках их компетенции. Эта мера направлена на усиление личной ответственности и повышение степени вовлеченности в достижение целей организации.

5. Аккумулирование человеческого капитала. Стратегическим приоритетом является построение целостной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей перманентное совершенствование компетенций служащих и их адаптацию к вызовам современности.

Заключение

Таким образом, деятельность и мотивация государственных и муниципальных служащих обладают значительной спецификой, обусловленной их публично-правовым статусом и высокой социальной ответственностью. Эффективная мотивационная модель для данной категории работников должна представлять собой сбалансированный синтез материальных и нематериальных стимулов с опорой на идейно-ценностные основания служения обществу и государству. Преодоление существующих дисбалансов и противоречий в системе мотивации является ключевым условием для формирования современного, профессионального и ответственного корпуса управленцев, способного решать сложные задачи публичного управления в XXI веке.

Литература:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.04.2025). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 28.12.2024). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Герцберг, Ф. Мотивация к работе / Ф. Герцберг, М. Майнер. — Москва: Вершина, 2007. — 240 с.

4. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность / А. Х. Маслоу. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 992 с. — (Мастера психологии).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 85-87):
Часть 2 (стр. 65-143)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 85-87стр. 143

Молодой учёный