В статье рассматриваются результаты реализации потенциала научно-исследовательской работы студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовательских, социальных, информационных и творческих видов проектов.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, профессиональное образование, инициативы для развития региона.
Когда мы произносим слово наука, то у каждого из нас возникают разные ассоциации. Одним она видится сложной и пугающей, другим – увлекательной и занимательной, третьим – полной таинственности и новизны. Первое сознательное знакомство с наукой происходит в студенчестве, времени больших надежд и открытий. Для студента это шанс быть замеченным, возможность проявить свои таланты.
Хабаровский край является единственным субъектом Российской Федерации, в котором студенты совместно с педагогами-наставниками ежегодно доказывают, что в системе профессионального образования наука существует. С помощью научного инструментария можно создавать прикладные проекты, начинать стартапы, усовершенствовать сферу услуг, а также трансформировать окружающий социум.
Весной 2025 года в двенадцатый раз проводился краевой конкурс научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессионального образования Хабаровского края «Студенческая научная весна». Цель краевого конкурса – приумножить научные достижения обучающихся, повысить культурный уровень студенческой молодежи и увеличить привлекательность науки.
За двенадцать лет было подано 1252 работы, из них 1004 работы были удостоены возможности быть услышанными экспертами широкой научной общественности, а также представителями органов государственного управления и практикующими специалистами. 268 победителей вернулись в образовательные учреждения и стали путеводными звездами для других обучающихся.
Об активистах на научном поприще в профессиональном образовании Хабаровского края узнал не только наш край, но и вся Российская Федерация. На протяжении 12 лет выходит спецвыпуск международного научного журнала «Молодой ученый», где победители конкурса публикуют свои первые научные статьи. Кроме того, для знакомства с нашей студенческой молодежью и их научно-исследовательскими проектами, ежегодно мы выпускаем информационно-аналитический каталог «Наука в фокусе» для широкого круга общественности.
Рис. 1. Победители, призеры, эксперты и наставники XII Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна» – 2025
Хотелось бы отметить некоторые достижения, идея о которых зародилась и оформилась благодаря Конкурсу Студенческая научная весна 2025.
В рамках технической направленности посредством трехмерного моделирования и аддитивных технологий были разработаны изделия медицинского назначения для применения в условиях тактической медицины и боевых действий.
В 2025 году в фокусе пристального внимания у студенческой молодежи профессионального образования стали возможности современного программного обеспечения. Ими были созданы интерактивный плакат «Советско-Японская война 1945», электронная книга «Достижения девушек в мире», проморолики о колледже.
Возможности современных языков программирования заняли лидерскую позицию в работах студентов. Так для своевременного информационного оповещения педагогов и студентов образовательной организации был разработан и внедрен чат-бот, а для повышения эффективности профориентационных мероприятий спроектированы игровые приложения по специальностям и профессиям колледжа.
В области наук о жизни и Земле интерес конкурсантов был сфокусирован на вопросах пользы и вреда разнообразных химических соединений в окружающей среде, биоразнообразия и разработки методов и технологий его сохранения на территории Хабаровского края. Также не остались без внимания современное состояние и биологическая продуктивность природных и природно-хозяйственных систем.
Расширяя сферу применения своих профессиональных навыков, обучающиеся изучили значимость агрохимического анализа почвы и севооборота. С помощью химического анализа, определили содержание танинов в некоторых продуктах. Проведя сравнительный анализ воды из разных источников доказали, что природная вода не всегда соответствует показателям ГОСТа. Предложили установить на урны датчики для автоматизации транспортировки мусора в черте города
Для формирования экологического поведения у студенческой молодежи, конкурсанты разработали и стали активно внедрять: дидактическую игру «Сортируем мусор», а также маршрут экологической тропы «Дерсу» и сценарии экологических дискуссий.
Изучая возможности 3D моделирования, выявили как можно повысить качество и эффективность кадастрового учета. Построили 3D модель «Сад пяти чувств» для реабилитационного центра для несовершеннолетних п. Хор. И сконструировали экструдер по изготовлению нитей для 3D печати путем переработки пластиковых корпусов от маркеров.
|
|
|
|
Победители, призеры, педагоги-наставники из Хабаровского техникума техносферной безопасности и промышленных технологий |
Победители, призеры из Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша |
Неугасающий научный интерес молодежи к социологии позволил студентам профессиональных образовательных организаций: создать чат-бот «Медиацентр с нуля»; реализовать социально-педагогический проект «Слышать можем играя (СМИ)»; изготовить в рамках проекта «Целый мир на ладони» тактильные макеты для незрячих и слабовидящих детей школы-интерната №2 г. Хабаровск посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий; предложить новые возможности для людей серебряного возраста, а для широкого круга общественности – просветительский сайт о культурно-историческом наследии региона.
Заботясь о своих сверстниках для их объединения, конкурсанты сочинили гимн для всех членов кластера машиностроения и спроектировали навигатор по техникуму.
О патриотическом настрое к своему краю свидетельствовали научные изыскания студентов по истории России и Дальнего Востока России. В этом направлении на протяжении двенадцати лет была выявлена интересная тенденция: современные студенты профессионального образования изучают историю России не через сухой язык дат, названий, событий, а через изучение жизни и общественного вклада Личности в историю страны в разные временные отрезки. Демонстрацией данного феномена в этом году стали работы: «Никита Демидов – тульский самородок, «Герои среди нас».
Результатами изучения вклада представителей различных профессий в Победу в Великой Отечественной войне стали: информационный календарь «Подземный фронт» о вкладе шахтеров и интерактивный музей «Подвиги железнодорожников», информационный буклет «История полевых кухонь».
Для приобщения молодежи к культурно-историческому пространству Хабаровского края конкурсантами было спроектировано в миниатюре архитектурное наследие Душечкиных и раскрыта история средней образовательной школы № 20 имени Ф.П. Котляра в работе «Всему начало здесь у школьного порога».
Профессионально и творчески к популяризации исторического знания подходят конкурсанты. Так ими был создан просветительский телеграм канал «Амурский след в истории Второй мировой войны»; информационный буклет «Эпистолярный фронт: письма в годы Великой Отечественной войны», который раскрывает исторические аспекты функционирования полевой почты.
Не обошли вниманием студенты профессиональных образовательных организаций и проблематику охраны общественного здоровья. Отрадно, что студенческая молодежь ведет просветительскую работу, причем в интерактивной форме, отвечающей возрастным особенностям респондентов. Силами студенческой молодежи было: разработано и проведено просветительское мероприятие с включением социального ролика направленное на профилактику наркомании среди обучающихся колледжей и техникумов; создан информационный буклет и стикер-пак для привлечения внимания молодежи к диспансеризации; предложены рекомендации по нивелированию синдрома эмоционального выгорания среди подростков.
Заботясь о популяризации здорового образа жизни студенческой молодежи, конкурсанты разработали календарь полезных привычек, создали сбалансированное меню обедов с учётом энергозатрат студентов, а также спроектировали концептуальную модель умной куртки, обеспечивающей точное и комфортное измерение артериального давления и ЭКГ.
Занимаясь повышением пищевой ценности и функциональных свойств хлеба дикоросами Дальнего Востока, предложили рецептуру хлеба с черемшой, а также создали суп-пюре из сублимированных продуктов для состава пайков военнослужащих РФ.
В области прикладных экономических исследований конкурсанты рассмотрели проблемы и перспективы социально-экономического развития Хабаровского края, предложили решения для создания комфортной среды проживания в Хабаровском крае, развития сферы потребительских услуг, предоставления туристических услуг. Результатами стали готовые к внедрению и уже адаптированные рекомендации для работников сферы бизнеса по учету влияния на поведения людей звука и света; предложения по внедрению KPI для повышения эффективности работы персонала; бизнес-план создания на территории образовательного учреждения организации по производству филамента для 3D-печати из утилизированной оргтехники.
Являясь активным участником социума, остро реагируя на внешние изменения, в этом году в фокус внимания студенческой молодежи все чаще попадают актуальные проблемы. Для их решения студенческая молодежь предложила следующие разработки: проект культурно-познавательного туризма по Нанайскому району, маршрут психологического тура.
В рамках конкурса «культурология и языкознание» студенты изучали вопросы культурологии в условиях социальной среды территорий Хабаровского края, культуры, культурного наследия, культурных смыслов Дальнего Востока.
Научные изыскания студенческой молодежи системы среднего профессионального образования в сфере культурологи и языкознания позволили им: создать мультипликационный видеоролик по мотивам нанайской народной сказки «Айога» на нанайском языке; сайт об истории, культуре, быте, героях нанайского района; видеоролик о традициях, обычаях и праздниках осетинского народа; настольную игру «Путешествие по реке Амур», для сохранения национальной культуры коренных народов Амура.
Созданные и уже внедренные студенческие разработки, вызвавшие большой интерес в 2025 году, стали: декоративная роспись стены учебной аудитории колледжа для формирования художественного вкуса студенческой молодежи; интеграция национального орнамента коренных народов Приамурья в современную одежду; коллекция оберегов, подобно тем, что использовались на Руси в IX-XIV вв.; видеоролик о влиянии военных песен о Великой Отечественной войне на сохранение исторической памяти у граждан России; эскизные проекты коллекций одежды отражающие тенденцию влияния послевоенного времени на проектирование модных коллекций одежды.
Учитывая то, что студенчество является периодом подготовки к вхождению во взрослую жизнь, студенты профессиональных образовательных организаций делились своими размышлениями и рекомендациями по вопросам оценки восприятия инклюзии субъектами школьного образования, выявления причин и последствий интернет-зависимости, инструментов повышения уровня цифровой компетентности.
Не остались без внимания и работы, демонстрирующие сформированность профессиональных компетенций будущих педагогов , которыми были описаны способы активизации познавательной деятельности детей в процессе подготовки к школе; предложены пальчиковые дорожки из фетра для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста; разработана ролевая игра для формирования социально безопасного поведения младших школьников; представлен опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Фортепиано для себя»; спроектирован сайт краеведческой направленности по формированию экологического образования у младших школьников; адаптирована «Школа юного ученого» для учащихся 1 класса в рамках кружка «Экология».
|
|
|
|
Призеры и педагог-наставник из Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева, факультет СПО |
Призеры и педагог-наставник из Солнечного промышленного техникума |
И это далеко не полный перечень всех научно-исследовательских разработок, которых достигли студенты профессиональных образовательных организаций, ведя исследовательскую деятельность в период своего обучения.
Делясь своими впечатлениями о значимости научно-исследовательской деятельности в студенчестве, участники конкурса отметили, что им она дает возможность приобрести так называемый «бонус», который впоследствии они могут продемонстрировать работодателю в качестве собственного преимущества перед конкурентами.
На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовке студентов, ведь, начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.
Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.
Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.
Литература:
- Кузнецова Д.С. Молодая наука Хабаровского края: достижения, проекты, инновации / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2017. – № 50.1 (184.1). – С. 1-3.

