Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Научно-исследовательские проектные практики студенческой молодежи среднего профессионального образования для пользы региона и будущей карьеры (на примере Хабаровского края)

Спецвыпуск
20.08.2025
10
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала научно-исследовательской работы студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовательских, социальных, информационных и творческих видов проектов.
Библиографическое описание
Кузнецова, Д. С. Научно-исследовательские проектные практики студенческой молодежи среднего профессионального образования для пользы региона и будущей карьеры (на примере Хабаровского края) / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 34.1 (585.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/585/128035.


В статье рассматриваются результаты реализации потенциала научно-исследовательской работы студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовательских, социальных, информационных и творческих видов проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, профессиональное образование, инициативы для развития региона.

Когда мы произносим слово наука, то у каждого из нас возникают разные ассоциации. Одним она видится сложной и пугающей, другим – увлекательной и занимательной, третьим – полной таинственности и новизны. Первое сознательное знакомство с наукой происходит в студенчестве, времени больших надежд и открытий. Для студента это шанс быть замеченным, возможность проявить свои таланты.

Хабаровский край является единственным субъектом Российской Федерации, в котором студенты совместно с педагогами-наставниками ежегодно доказывают, что в системе профессионального образования наука существует. С помощью научного инструментария можно создавать прикладные проекты, начинать стартапы, усовершенствовать сферу услуг, а также трансформировать окружающий социум.

Весной 2025 года в двенадцатый раз проводился краевой конкурс научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессионального образования Хабаровского края «Студенческая научная весна». Цель краевого конкурса – приумножить научные достижения обучающихся, повысить культурный уровень студенческой молодежи и увеличить привлекательность науки.

За двенадцать лет было подано 1252 работы, из них 1004 работы были удостоены возможности быть услышанными экспертами широкой научной общественности, а также представителями органов государственного управления и практикующими специалистами. 268 победителей вернулись в образовательные учреждения и стали путеводными звездами для других обучающихся.

Об активистах на научном поприще в профессиональном образовании Хабаровского края узнал не только наш край, но и вся Российская Федерация. На протяжении 12 лет выходит спецвыпуск международного научного журнала «Молодой ученый», где победители конкурса публикуют свои первые научные статьи. Кроме того, для знакомства с нашей студенческой молодежью и их научно-исследовательскими проектами, ежегодно мы выпускаем информационно-аналитический каталог «Наука в фокусе» для широкого круга общественности.

Победители, призеры, эксперты и наставники XII Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна» – 2025

Рис. 1. Победители, призеры, эксперты и наставники XII Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна» – 2025

Хотелось бы отметить некоторые достижения, идея о которых зародилась и оформилась благодаря Конкурсу Студенческая научная весна 2025.

В рамках технической направленности посредством трехмерного моделирования и аддитивных технологий были разработаны изделия медицинского назначения для применения в условиях тактической медицины и боевых действий.

В 2025 году в фокусе пристального внимания у студенческой молодежи профессионального образования стали возможности современного программного обеспечения. Ими были созданы интерактивный плакат «Советско-Японская война 1945», электронная книга «Достижения девушек в мире», проморолики о колледже.

Возможности современных языков программирования заняли лидерскую позицию в работах студентов. Так для своевременного информационного оповещения педагогов и студентов образовательной организации был разработан и внедрен чат-бот, а для повышения эффективности профориентационных мероприятий спроектированы игровые приложения по специальностям и профессиям колледжа.

В области наук о жизни и Земле интерес конкурсантов был сфокусирован на вопросах пользы и вреда разнообразных химических соединений в окружающей среде, биоразнообразия и разработки методов и технологий его сохранения на территории Хабаровского края. Также не остались без внимания современное состояние и биологическая продуктивность природных и природно-хозяйственных систем.

Расширяя сферу применения своих профессиональных навыков, обучающиеся изучили значимость агрохимического анализа почвы и севооборота. С помощью химического анализа, определили содержание танинов в некоторых продуктах. Проведя сравнительный анализ воды из разных источников доказали, что природная вода не всегда соответствует показателям ГОСТа. Предложили установить на урны датчики для автоматизации транспортировки мусора в черте города

Для формирования экологического поведения у студенческой молодежи, конкурсанты разработали и стали активно внедрять: дидактическую игру «Сортируем мусор», а также маршрут экологической тропы «Дерсу» и сценарии экологических дискуссий.

Изучая возможности 3D моделирования, выявили как можно повысить качество и эффективность кадастрового учета. Построили 3D модель «Сад пяти чувств» для реабилитационного центра для несовершеннолетних п. Хор. И сконструировали экструдер по изготовлению нитей для 3D печати путем переработки пластиковых корпусов от маркеров.

E:\16.05.25 награждение СНВ\Новая папка\СНВ 2025 2.JPG

E:\16.05.25 награждение СНВ\СНВ наградение 16.05 (306).JPG

Победители, призеры, педагоги-наставники из Хабаровского техникума техносферной безопасности и промышленных технологий

Победители, призеры из Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша

Неугасающий научный интерес молодежи к социологии позволил студентам профессиональных образовательных организаций: создать чат-бот «Медиацентр с нуля»; реализовать социально-педагогический проект «Слышать можем играя (СМИ)»; изготовить в рамках проекта «Целый мир на ладони» тактильные макеты для незрячих и слабовидящих детей школы-интерната №2 г. Хабаровск посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий; предложить новые возможности для людей серебряного возраста, а для широкого круга общественности – просветительский сайт о культурно-историческом наследии региона.

Заботясь о своих сверстниках для их объединения, конкурсанты сочинили гимн для всех членов кластера машиностроения и спроектировали навигатор по техникуму.

О патриотическом настрое к своему краю свидетельствовали научные изыскания студентов по истории России и Дальнего Востока России. В этом направлении на протяжении двенадцати лет была выявлена интересная тенденция: современные студенты профессионального образования изучают историю России не через сухой язык дат, названий, событий, а через изучение жизни и общественного вклада Личности в историю страны в разные временные отрезки. Демонстрацией данного феномена в этом году стали работы: «Никита Демидов – тульский самородок, «Герои среди нас».

Результатами изучения вклада представителей различных профессий в Победу в Великой Отечественной войне стали: информационный календарь «Подземный фронт» о вкладе шахтеров и интерактивный музей «Подвиги железнодорожников», информационный буклет «История полевых кухонь».

Для приобщения молодежи к культурно-историческому пространству Хабаровского края конкурсантами было спроектировано в миниатюре архитектурное наследие Душечкиных и раскрыта история средней образовательной школы № 20 имени Ф.П. Котляра в работе «Всему начало здесь у школьного порога».

Профессионально и творчески к популяризации исторического знания подходят конкурсанты. Так ими был создан просветительский телеграм канал «Амурский след в истории Второй мировой войны»; информационный буклет «Эпистолярный фронт: письма в годы Великой Отечественной войны», который раскрывает исторические аспекты функционирования полевой почты.

Не обошли вниманием студенты профессиональных образовательных организаций и проблематику охраны общественного здоровья. Отрадно, что студенческая молодежь ведет просветительскую работу, причем в интерактивной форме, отвечающей возрастным особенностям респондентов. Силами студенческой молодежи было: разработано и проведено просветительское мероприятие с включением социального ролика направленное на профилактику наркомании среди обучающихся колледжей и техникумов; создан информационный буклет и стикер-пак для привлечения внимания молодежи к диспансеризации; предложены рекомендации по нивелированию синдрома эмоционального выгорания среди подростков.

Заботясь о популяризации здорового образа жизни студенческой молодежи, конкурсанты разработали календарь полезных привычек, создали сбалансированное меню обедов с учётом энергозатрат студентов, а также спроектировали концептуальную модель умной куртки, обеспечивающей точное и комфортное измерение артериального давления и ЭКГ.

Занимаясь повышением пищевой ценности и функциональных свойств хлеба дикоросами Дальнего Востока, предложили рецептуру хлеба с черемшой, а также создали суп-пюре из сублимированных продуктов для состава пайков военнослужащих РФ.

В области прикладных экономических исследований конкурсанты рассмотрели проблемы и перспективы социально-экономического развития Хабаровского края, предложили решения для создания комфортной среды проживания в Хабаровском крае, развития сферы потребительских услуг, предоставления туристических услуг. Результатами стали готовые к внедрению и уже адаптированные рекомендации для работников сферы бизнеса по учету влияния на поведения людей звука и света; предложения по внедрению KPI для повышения эффективности работы персонала; бизнес-план создания на территории образовательного учреждения организации по производству филамента для 3D-печати из утилизированной оргтехники.

Являясь активным участником социума, остро реагируя на внешние изменения, в этом году в фокус внимания студенческой молодежи все чаще попадают актуальные проблемы. Для их решения студенческая молодежь предложила следующие разработки: проект культурно-познавательного туризма по Нанайскому району, маршрут психологического тура.

В рамках конкурса «культурология и языкознание» студенты изучали вопросы культурологии в условиях социальной среды территорий Хабаровского края, культуры, культурного наследия, культурных смыслов Дальнего Востока.

Научные изыскания студенческой молодежи системы среднего профессионального образования в сфере культурологи и языкознания позволили им: создать мультипликационный видеоролик по мотивам нанайской народной сказки «Айога» на нанайском языке; сайт об истории, культуре, быте, героях нанайского района; видеоролик о традициях, обычаях и праздниках осетинского народа; настольную игру «Путешествие по реке Амур», для сохранения национальной культуры коренных народов Амура.

Созданные и уже внедренные студенческие разработки, вызвавшие большой интерес в 2025 году, стали: декоративная роспись стены учебной аудитории колледжа для формирования художественного вкуса студенческой молодежи; интеграция национального орнамента коренных народов Приамурья в современную одежду; коллекция оберегов, подобно тем, что использовались на Руси в IX-XIV вв.; видеоролик о влиянии военных песен о Великой Отечественной войне на сохранение исторической памяти у граждан России; эскизные проекты коллекций одежды отражающие тенденцию влияния послевоенного времени на проектирование модных коллекций одежды.

Учитывая то, что студенчество является периодом подготовки к вхождению во взрослую жизнь, студенты профессиональных образовательных организаций делились своими размышлениями и рекомендациями по вопросам оценки восприятия инклюзии субъектами школьного образования, выявления причин и последствий интернет-зависимости, инструментов повышения уровня цифровой компетентности.

Не остались без внимания и работы, демонстрирующие сформированность профессиональных компетенций будущих педагогов , которыми были описаны способы активизации познавательной деятельности детей в процессе подготовки к школе; предложены пальчиковые дорожки из фетра для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста; разработана ролевая игра для формирования социально безопасного поведения младших школьников; представлен опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Фортепиано для себя»; спроектирован сайт краеведческой направленности по формированию экологического образования у младших школьников; адаптирована «Школа юного ученого» для учащихся 1 класса в рамках кружка «Экология».

E:\16.05.25 награждение СНВ\Новая папка\СНВ 2025 6.JPG

E:\16.05.25 награждение СНВ\СНВ наградение 16.05 (311).JPG

Призеры и педагог-наставник из Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева, факультет СПО

Призеры и педагог-наставник из Солнечного промышленного техникума

И это далеко не полный перечень всех научно-исследовательских разработок, которых достигли студенты профессиональных образовательных организаций, ведя исследовательскую деятельность в период своего обучения.

Делясь своими впечатлениями о значимости научно-исследовательской деятельности в студенчестве, участники конкурса отметили, что им она дает возможность приобрести так называемый «бонус», который впоследствии они могут продемонстрировать работодателю в качестве собственного преимущества перед конкурентами.

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовке студентов, ведь, начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.

Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.

Литература:

  1. Кузнецова Д.С. Молодая наука Хабаровского края: достижения, проекты, инновации / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2017. – № 50.1 (184.1). – С. 1-3.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования
Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)
Научная активность современных студентов профессионального образования Хабаровского края
Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
«МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

Молодой учёный