Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности коррекции девиантного поведения подростков с ОВЗ с применением прикладного анализа поведения

Научный руководитель
Психология
12.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Белашова, А. В. Особенности коррекции девиантного поведения подростков с ОВЗ с применением прикладного анализа поведения / А. В. Белашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 516-518. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126621/.


В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты коррекции девиантного поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием прикладного анализа поведения (АВА). Анализируются основные функции проблемного поведения, методы функциональной оценки, а также стратегии коррекционного воздействия. Особое внимание уделяется возможностям индивидуализации программы коррекции и эффективности применения АВА-терапии в образовательной и социально-реабилитационной практике.

Ключевые слова: девиантное поведение, прикладной анализ поведения, функции поведения, коррекция, девиантные подростки.

Проблема девиантного поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние годы приобретает всё большую актуальность. Зачастую вследствие замедленного формирования навыков и часто неспособности выражения эмоций социально-приемлемым способом, отклоняющееся поведение становится для них единственным способом сообщить о собственных потребностях. Нарушения поведения у данной категории детей проявляются в различных формах: агрессии, аутоагрессии, отказе от деятельности, уходах из дома, зависимостях, избегания взаимодействия с окружающими. В современном мире существует огромное количество методик, направленных на коррекцию девиантного поведения и формирование его замещающих видов. Одной из эффективных технологий коррекции таких проявлений является прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA), который позволяет определить причины и функции нежелательного поведения для последующего целенаправленного вмешательства [6].

Подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой неоднородную группу лиц от 12 до 18 лет, в которой особенности развития и функционирования психического и физического здоровья могут быть весьма различны, требовать специальных условий для получения профессионального образования, а также социализации и труда.

Значительное число подростков с ментальными особенностями создает постоянный вызов для общества. Главная проблема заключается в их сложностях с социальной адаптацией, что ведет к отклоняющемуся поведению. В случае с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), квалификация поведения как девиантного требует особого подхода и зачастую может быть трудной задачей, прежде всего из-за сложности его диагностики. Необходимо учитывать индивидуальный уровень развития навыков, самосознания, понимания социальных норм, во избежание отнесения девиаций к проявлению симптомов того или иного заболевания подростка [1].

Ключевые критерии, позволяющие считать поведение подростка девиантным, включают определенные комплексные требования. В первую очередь, поведение ребёнка должно быть осознанным и систематически нарушать правила и нормы, принятые в образовательной, семейной или социальной среде. Девиантные формы поведения должны проявляться регулярно, устойчиво и в различных ситуациях, что позволяет говорить о сформировавшемся паттерне реагирования, а не о случайных эпизодах. Само поведение систематически причинять вред самому ребёнку, окружающим людям или объектам среды. Может существенно осложнять или делать невозможным полноценное участие ребёнка в образовательном и социальном процессе, препятствовать формированию позитивных отношений со сверстниками, взрослыми и педагогами. Поведение не будет поддаваться коррекции при помощи стандартных воспитательных и образовательных методов (наставление, поощрение, разъяснение правил), что указывает на необходимость применения специализированных коррекционных программ [2].

Прикладной анализ поведения доказал свою эффективность не только в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, но и в коррекции поведения у широкой группы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется тем, что АВА-методика фокусируется не на диагнозе, а на функции поведения — то есть на том, почему ребенок ведет себя определенным образом. Такой функциональный подход позволяет точно выявить причины девиантного или непродуктивного поведения и подобрать индивидуальные стратегии коррекции. В сфере поведенческого анализа выделяют четыре основные функции поведения, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Функции поведения

Функция поведения

Характеристика поведения

Избегание

Поведение направлено на то, чтобы избежать или прекратить нежелательные или трудные для ребенка ситуации, задания, взаимодействия

Привлечение внимания

Поведение возникает с целью получения реакции или вовлечения со стороны окружающих — взрослых или сверстников

Получение желаемого предмета или занятия

Поведение совершается для получения конкретного объекта, занятия или события, которое ребенок хочет получить

Сенсорная стимуляция

Поведение доставляет ребенку сенсорные ощущения (тактильные, проприоцептивные, слуховые и т. д.) и подкрепляется самостоятельно, без участия внешней среды

Коррекция с применением прикладного анализа поведения требует системного подхода с вовлечением всех участников образовательного процесса, включая семью. Успех зависит от чёткого следования протоколам, индивидуального подбора методов и постоянной поддержки со стороны команды специалистов. Последовательность работы с подростком в этом подходе обычно строится следующим образом: констатирующий, формирующий и контрольный этап [4].

Констатирующий этап начинается с определения целей и задач поведенческой терапии. Специалист совместно с родителями определяет, какие поведенческие паттерны требуют коррекции, какие навыки необходимо сформировать у ребенка, и выявляет области, где наблюдаются недостатки. Затем осуществляется непосредственная оценка существующих у подростка функциональных способностей, анализируются функции девиантного поведения. Это является основой для разработки персонализированной программы развития. Оценка может проводиться в форме игры.

На формирующем этапе работы проводятся практические мероприятия. Занятия направлены на коррекцию поведения и формирование замещающих навыков с использованием существующих методик ABA-подхода и протоколов, разработанных по результатам диагностики. Важным элементом занятий является взаимодействие ребенка со взрослым, которое достигается благодаря доверительным отношениям и использованию мотивационных стимулов, таких как любимые игрушки, лакомства, совместные игры, щекотка, танцы — все, что вызывает у ребенка желание заниматься с удовольствием.

Контрольный этап характеризуется внедрением регулярной оценки прогресса. Как в ходе занятий, так и по истечении определенного времени (1–2 раза в год) проводится оценка динамики развития навыков. Это необходимо для отслеживания прогресса и внесения корректировок [3].

Практика показывает, что применение ABA в работе с подростками с ОВЗ способствует значительному снижению проявлений девиантного поведения. Например, при работе с подростком с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности и лёгкой умственной отсталостью, демонстрирующим агрессию в классе, функциональный анализ выявил, что поведение связано с желанием привлечь внимание. В ходе коррекции были введены альтернативные способы коммуникации и позитивное подкрепление, что позволило снизить частоту агрессивных вспышек. Аналогичные результаты получены и при других формах девиантного поведения: сенсорной самостимуляции, получение желаемого, избегание [5].

Выводы нашего исследования, будут весьма полезными для специалистов, работающих с детьми и подростками с ОВЗ, которые сталкиваются с девиантным поведением.

Применение основ прикладного анализа поведения в коррекции девиантного поведения подростков оправданно занимает лидирующие позиции благодаря своей научной обоснованности, структурированности и гибкости в подходе к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Функциональный анализ поведения позволяет точно определить причины и условия возникновения нежелательных форм поведения, а также подобрать наиболее адекватные методы коррекции, направленные не только на снижение проблемных проявлений, но и на формирование альтернативных, социально приемлемых навыков.

Программа коррекции, построенная на АВА-подходе, способствует не только улучшению поведенческих проявлений подростков, но и формирует предпосылки для успешной социализации, развития коммуникативных и учебных навыков. Вовлечение специалистов, родителей и самого подростка в коррекционный процесс обеспечивает комплексный подход и устойчивые результаты. Таким образом, прикладной анализ поведения представляет собой эффективную методологию, позволяющую решать широкий круг задач в работе с подростками с ОВЗ, нуждающимися в поддержке в преодолении девиантного поведения и развитии позитивной социальной адаптации.

Литература:

  1. Айрес, Э. Д.ж. Ребёнок и сенсорная интеграция / Э. Д.ж. Айрес. — М.: Теревинф, 2024. — 272 с.
  2. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология/ Н. Л. Белопольская— М.: КогитоЦентр, 2000. — 351 с.
  3. Лебединская, К. С. Вопросы дифференциальной диагностики / К. С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2005. — № 9. — С. 16–24.
  4. Мелешкевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА) / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. — М.: Бахрах-М, 2021. — 256 с.
  5. Лиф Р. Идет работа. Стратегии работы с поведением. / Р. Лиф., Дж. Макэкен — М.: Толкачев, 2016. — 150 с.
  6. Стидж, М . Введение в функциональную оценку поведения в школе. Учебно-методическое пособие / Марк Стидж, Т. Стюарт Уотсон. — М.: Оперант, 2016. — 320с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
девиантное поведение
прикладной анализ поведения
функции поведения
коррекция
девиантные подростки
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 516-518):
Часть 8 (стр. 515-583)
Расположение в файле:
стр. 515стр. 516-518стр. 583

Молодой учёный