В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты коррекции девиантного поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием прикладного анализа поведения (АВА). Анализируются основные функции проблемного поведения, методы функциональной оценки, а также стратегии коррекционного воздействия. Особое внимание уделяется возможностям индивидуализации программы коррекции и эффективности применения АВА-терапии в образовательной и социально-реабилитационной практике.
Ключевые слова: девиантное поведение, прикладной анализ поведения, функции поведения, коррекция, девиантные подростки.
Проблема девиантного поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние годы приобретает всё большую актуальность. Зачастую вследствие замедленного формирования навыков и часто неспособности выражения эмоций социально-приемлемым способом, отклоняющееся поведение становится для них единственным способом сообщить о собственных потребностях. Нарушения поведения у данной категории детей проявляются в различных формах: агрессии, аутоагрессии, отказе от деятельности, уходах из дома, зависимостях, избегания взаимодействия с окружающими. В современном мире существует огромное количество методик, направленных на коррекцию девиантного поведения и формирование его замещающих видов. Одной из эффективных технологий коррекции таких проявлений является прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA), который позволяет определить причины и функции нежелательного поведения для последующего целенаправленного вмешательства [6].
Подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой неоднородную группу лиц от 12 до 18 лет, в которой особенности развития и функционирования психического и физического здоровья могут быть весьма различны, требовать специальных условий для получения профессионального образования, а также социализации и труда.
Значительное число подростков с ментальными особенностями создает постоянный вызов для общества. Главная проблема заключается в их сложностях с социальной адаптацией, что ведет к отклоняющемуся поведению. В случае с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), квалификация поведения как девиантного требует особого подхода и зачастую может быть трудной задачей, прежде всего из-за сложности его диагностики. Необходимо учитывать индивидуальный уровень развития навыков, самосознания, понимания социальных норм, во избежание отнесения девиаций к проявлению симптомов того или иного заболевания подростка [1].
Ключевые критерии, позволяющие считать поведение подростка девиантным, включают определенные комплексные требования. В первую очередь, поведение ребёнка должно быть осознанным и систематически нарушать правила и нормы, принятые в образовательной, семейной или социальной среде. Девиантные формы поведения должны проявляться регулярно, устойчиво и в различных ситуациях, что позволяет говорить о сформировавшемся паттерне реагирования, а не о случайных эпизодах. Само поведение систематически причинять вред самому ребёнку, окружающим людям или объектам среды. Может существенно осложнять или делать невозможным полноценное участие ребёнка в образовательном и социальном процессе, препятствовать формированию позитивных отношений со сверстниками, взрослыми и педагогами. Поведение не будет поддаваться коррекции при помощи стандартных воспитательных и образовательных методов (наставление, поощрение, разъяснение правил), что указывает на необходимость применения специализированных коррекционных программ [2].
Прикладной анализ поведения доказал свою эффективность не только в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, но и в коррекции поведения у широкой группы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется тем, что АВА-методика фокусируется не на диагнозе, а на функции поведения — то есть на том, почему ребенок ведет себя определенным образом. Такой функциональный подход позволяет точно выявить причины девиантного или непродуктивного поведения и подобрать индивидуальные стратегии коррекции. В сфере поведенческого анализа выделяют четыре основные функции поведения, отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Функции поведения
Функция поведения |
Характеристика поведения |
Избегание |
Поведение направлено на то, чтобы избежать или прекратить нежелательные или трудные для ребенка ситуации, задания, взаимодействия |
Привлечение внимания |
Поведение возникает с целью получения реакции или вовлечения со стороны окружающих — взрослых или сверстников |
Получение желаемого предмета или занятия |
Поведение совершается для получения конкретного объекта, занятия или события, которое ребенок хочет получить |
Сенсорная стимуляция |
Поведение доставляет ребенку сенсорные ощущения (тактильные, проприоцептивные, слуховые и т. д.) и подкрепляется самостоятельно, без участия внешней среды |
Коррекция с применением прикладного анализа поведения требует системного подхода с вовлечением всех участников образовательного процесса, включая семью. Успех зависит от чёткого следования протоколам, индивидуального подбора методов и постоянной поддержки со стороны команды специалистов. Последовательность работы с подростком в этом подходе обычно строится следующим образом: констатирующий, формирующий и контрольный этап [4].
Констатирующий этап начинается с определения целей и задач поведенческой терапии. Специалист совместно с родителями определяет, какие поведенческие паттерны требуют коррекции, какие навыки необходимо сформировать у ребенка, и выявляет области, где наблюдаются недостатки. Затем осуществляется непосредственная оценка существующих у подростка функциональных способностей, анализируются функции девиантного поведения. Это является основой для разработки персонализированной программы развития. Оценка может проводиться в форме игры.
На формирующем этапе работы проводятся практические мероприятия. Занятия направлены на коррекцию поведения и формирование замещающих навыков с использованием существующих методик ABA-подхода и протоколов, разработанных по результатам диагностики. Важным элементом занятий является взаимодействие ребенка со взрослым, которое достигается благодаря доверительным отношениям и использованию мотивационных стимулов, таких как любимые игрушки, лакомства, совместные игры, щекотка, танцы — все, что вызывает у ребенка желание заниматься с удовольствием.
Контрольный этап характеризуется внедрением регулярной оценки прогресса. Как в ходе занятий, так и по истечении определенного времени (1–2 раза в год) проводится оценка динамики развития навыков. Это необходимо для отслеживания прогресса и внесения корректировок [3].
Практика показывает, что применение ABA в работе с подростками с ОВЗ способствует значительному снижению проявлений девиантного поведения. Например, при работе с подростком с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности и лёгкой умственной отсталостью, демонстрирующим агрессию в классе, функциональный анализ выявил, что поведение связано с желанием привлечь внимание. В ходе коррекции были введены альтернативные способы коммуникации и позитивное подкрепление, что позволило снизить частоту агрессивных вспышек. Аналогичные результаты получены и при других формах девиантного поведения: сенсорной самостимуляции, получение желаемого, избегание [5].
Выводы нашего исследования, будут весьма полезными для специалистов, работающих с детьми и подростками с ОВЗ, которые сталкиваются с девиантным поведением.
Применение основ прикладного анализа поведения в коррекции девиантного поведения подростков оправданно занимает лидирующие позиции благодаря своей научной обоснованности, структурированности и гибкости в подходе к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Функциональный анализ поведения позволяет точно определить причины и условия возникновения нежелательных форм поведения, а также подобрать наиболее адекватные методы коррекции, направленные не только на снижение проблемных проявлений, но и на формирование альтернативных, социально приемлемых навыков.
Программа коррекции, построенная на АВА-подходе, способствует не только улучшению поведенческих проявлений подростков, но и формирует предпосылки для успешной социализации, развития коммуникативных и учебных навыков. Вовлечение специалистов, родителей и самого подростка в коррекционный процесс обеспечивает комплексный подход и устойчивые результаты. Таким образом, прикладной анализ поведения представляет собой эффективную методологию, позволяющую решать широкий круг задач в работе с подростками с ОВЗ, нуждающимися в поддержке в преодолении девиантного поведения и развитии позитивной социальной адаптации.
Литература:
- Айрес, Э. Д.ж. Ребёнок и сенсорная интеграция / Э. Д.ж. Айрес. — М.: Теревинф, 2024. — 272 с.
- Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология/ Н. Л. Белопольская— М.: КогитоЦентр, 2000. — 351 с.
- Лебединская, К. С. Вопросы дифференциальной диагностики / К. С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2005. — № 9. — С. 16–24.
- Мелешкевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА) / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. — М.: Бахрах-М, 2021. — 256 с.
- Лиф Р. Идет работа. Стратегии работы с поведением. / Р. Лиф., Дж. Макэкен — М.: Толкачев, 2016. — 150 с.
- Стидж, М . Введение в функциональную оценку поведения в школе. Учебно-методическое пособие / Марк Стидж, Т. Стюарт Уотсон. — М.: Оперант, 2016. — 320с.