В работе с талантливой молодёжью г. Перми существует проблема противоречия между высоким потенциалом талантливой молодёжи Перми, и недостаточной востребованностью механизмов их интеграции, удержания, и развития в регионе. Выявлены признаки одарённости, через анализ социологических исследований. В статье приведены примеры ключевых жизненных стратегий молодёжи г. Перми.
Ключевые слова: талантливая молодёжь, талант, одарённость, жизненная стратегия
Организация работы с талантливой молодёжью и одновременно изучение её жизненных стратегий является одним из перспективных направлений государственной молодёжной политики, имеет высокую значимость, так как одарённые молодые люди могут внести большой вклад в развитие жизни общества и государства. Это можно подтвердить следующими фактами: в условиях постоянно меняющегося общества, и сильной конкуренции талантливая молодёжь становится ключевым ресурсом для социально-экономического прогресса региона. Однако, не вся молодёжь стремится оставаться в родном городе, около 35 % выпускников пермских вузов трудоустраиваются в других регионах; 48 % среди обладателей красных дипломов, возникает риск потерять представителей талантливой молодёжи. Кроме этого, анализ жизненных стратегий и приоритетов талантливой молодёжи может быть актуален для работодателей, учебных учреждений и органов власти, стремящихся создать привлекательную среду для перспективных молодых людей.
Таким образом, изучение жизненных стратегиях талантливой молодёжи отвечает запросам государства, общества, и науки, а также может поспособствовать улучшению и развитию механизмов взаимодействия с талантливыми молодыми людьми.
Целью исследования является изучение и выявление ключевых жизненных стратегий талантливой молодёжи г. Перми, изучение механизмов, способствующих поддержке и развитию одарённых молодых людей. Предоставление практических и теоретических предложений по улучшению взаимодействия с талантливой молодёжью.
В мировом опыте представлено довольно большое количество точек зрения, концепций, теорий, и вариантов, с помощью которых специалисты предлагают взаимодействовать с талантливой молодёжью. По причине множества различных точек зрения, в современном обществе специалисты разделились на две категории: первые считают, что одарённость присутствует в каждом здоровом ребёнке, и при наличии благоприятной социокультурной среды можно довести до одарённого уровня каждого молодого человека, сторонники второй точки зрения считают, что одарённость — это уникальный случай, который встречается в молодых людях крайне редко, и для этого должны быть природные задатки. Мы решили изучить несколько основных подходов и теорий. За основополагающую концепцию в дальнейшем исследовании взята «Рабочая концепция одарённости», которую разработало Министерство образования РФ.
Концепция общей одарённости делает упор на то, что одарённость может проявиться как природное качество, так и новоприобретённое. Но для успешного формирования одарённости нужны не только благоприятные условия внешней среды молодого человека, но и индивидуальное наблюдение за ним. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. Также многое зависит от активности и стараний самого ребенка. Теперь необходимо уделить внимание признакам одарённости. Признаки одаренности проявляются в ходе наблюдения за характером действий ребенка, и могут быть зафиксированы в ее высоком уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект включает в себя:
- Наличие специфических стратегий деятельности. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
- Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект включает в себя:
- Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Проанализировав признаки одарённости, обратимся к практической части данного исследования. В ходе исследования было проведено эмпирическое исследование в виде формализованного опроса среди талантливой молодёжи города Пермь в возрасте 14–25 лет. Для интерпретации результатов опроса был проведён анализ данных, который включает в себя: количественный анализ, дескриптивную статистику, контент-анализ открытых вопросов, тематическое группирование.
После вышеперечисленных процедур, мы получили следующие результаты: выделены три типа жизненных стратегий:
— «Карьеристы» (45 %): Ориентация на профессиональный успех, готовность к переезду. Например, «После магистратуры уеду в Москву — в Перми нет перспектив в биоинформатике» (студент ПГНИУ).
— «Патриоты» (30 %): Стремление реализоваться в регионе, привязанность к семье. Например: «Хочу работать на «Пермских моторах», как отец» (участник проекта «Сириус.Лето»).
— «Космополиты» (25 %): Гибкие стратегии с акцентом на образование за рубежом.
Ключевые факторы выбора стратегий:
— Доступ к ресурсам: 70 % «карьеристов» из семей с высоким доходом.
— Образовательные возможности: 80 % «космополитов» участвовали в программах международного обмена.
— Миграционные установки: 60 % респондентов связывают отъезд с низкими зарплатами в Перми.
Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что противоречие амбиций и возможностей региона всё же существует, молодёжь Перми демонстрирует высокие образовательные запросы, однако регион не всегда может предоставить условия для их реализации. Кроме этого, в Перми слабо развита структура стартапов, что усиливает миграционные настроения. Перспективными направлениями являются развитие программ, связывающих образование с локальным рынком труда, и более индивидуальный подход к различным особенностям талантливой молодёжи.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Мысль, 1991. — 299 c.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
- Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М., 1978.
- Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Э. Берн. — Москва: Мысль, 2005. — 192 c.
- Бондаренко, Е. Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект / Е. Бондаренко. — Текст: электронный // ДиссерКэт: [сайт]. — URL: https://www.dissercat.com/content/zhiznennye-strategii-molodezhi-zakrytykh-administrativno-territorialnykh-obrazovanii-sotsiol(дата обращения: 15.05.2025).
- Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74–84.
- Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya-kontseptsiya-odarennosti (дата обращения: 31.05.2025) (дата обращения: 15.05.2025).
- Савенков А. Модель человеческого потенциала // Studme.org. URL: https://studme.org/208745/psihologiya/model_chelovecheskogo_potentsiala (дата обращения: 15.05.2025).
- Стернберг, Р. За пределами IQ: триархическая теория интеллекта / Р. Стернберг. —Кембридж: Cambridge University Press (Кембридж), 1987. — 411 c.