Жизненные стратегии талантливой молодёжи на примере г. Перми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.

Дата публикации: 02.06.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Зарецкая, Д. С. Жизненные стратегии талантливой молодёжи на примере г. Перми / Д. С. Зарецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 549-551. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126064/ (дата обращения: 24.06.2025).



В работе с талантливой молодёжью г. Перми существует проблема противоречия между высоким потенциалом талантливой молодёжи Перми, и недостаточной востребованностью механизмов их интеграции, удержания, и развития в регионе. Выявлены признаки одарённости, через анализ социологических исследований. В статье приведены примеры ключевых жизненных стратегий молодёжи г. Перми.

Ключевые слова: талантливая молодёжь, талант, одарённость, жизненная стратегия

Организация работы с талантливой молодёжью и одновременно изучение её жизненных стратегий является одним из перспективных направлений государственной молодёжной политики, имеет высокую значимость, так как одарённые молодые люди могут внести большой вклад в развитие жизни общества и государства. Это можно подтвердить следующими фактами: в условиях постоянно меняющегося общества, и сильной конкуренции талантливая молодёжь становится ключевым ресурсом для социально-экономического прогресса региона. Однако, не вся молодёжь стремится оставаться в родном городе, около 35 % выпускников пермских вузов трудоустраиваются в других регионах; 48 % среди обладателей красных дипломов, возникает риск потерять представителей талантливой молодёжи. Кроме этого, анализ жизненных стратегий и приоритетов талантливой молодёжи может быть актуален для работодателей, учебных учреждений и органов власти, стремящихся создать привлекательную среду для перспективных молодых людей.

Таким образом, изучение жизненных стратегиях талантливой молодёжи отвечает запросам государства, общества, и науки, а также может поспособствовать улучшению и развитию механизмов взаимодействия с талантливыми молодыми людьми.

Целью исследования является изучение и выявление ключевых жизненных стратегий талантливой молодёжи г. Перми, изучение механизмов, способствующих поддержке и развитию одарённых молодых людей. Предоставление практических и теоретических предложений по улучшению взаимодействия с талантливой молодёжью.

В мировом опыте представлено довольно большое количество точек зрения, концепций, теорий, и вариантов, с помощью которых специалисты предлагают взаимодействовать с талантливой молодёжью. По причине множества различных точек зрения, в современном обществе специалисты разделились на две категории: первые считают, что одарённость присутствует в каждом здоровом ребёнке, и при наличии благоприятной социокультурной среды можно довести до одарённого уровня каждого молодого человека, сторонники второй точки зрения считают, что одарённость — это уникальный случай, который встречается в молодых людях крайне редко, и для этого должны быть природные задатки. Мы решили изучить несколько основных подходов и теорий. За основополагающую концепцию в дальнейшем исследовании взята «Рабочая концепция одарённости», которую разработало Министерство образования РФ.

Концепция общей одарённости делает упор на то, что одарённость может проявиться как природное качество, так и новоприобретённое. Но для успешного формирования одарённости нужны не только благоприятные условия внешней среды молодого человека, но и индивидуальное наблюдение за ним. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. Также многое зависит от активности и стараний самого ребенка. Теперь необходимо уделить внимание признакам одарённости. Признаки одаренности проявляются в ходе наблюдения за характером действий ребенка, и могут быть зафиксированы в ее высоком уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект включает в себя:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
  2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
  3. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект включает в себя:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  3. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Проанализировав признаки одарённости, обратимся к практической части данного исследования. В ходе исследования было проведено эмпирическое исследование в виде формализованного опроса среди талантливой молодёжи города Пермь в возрасте 14–25 лет. Для интерпретации результатов опроса был проведён анализ данных, который включает в себя: количественный анализ, дескриптивную статистику, контент-анализ открытых вопросов, тематическое группирование.

После вышеперечисленных процедур, мы получили следующие результаты: выделены три типа жизненных стратегий:

— «Карьеристы» (45 %): Ориентация на профессиональный успех, готовность к переезду. Например, «После магистратуры уеду в Москву — в Перми нет перспектив в биоинформатике» (студент ПГНИУ).

— «Патриоты» (30 %): Стремление реализоваться в регионе, привязанность к семье. Например: «Хочу работать на «Пермских моторах», как отец» (участник проекта «Сириус.Лето»).

— «Космополиты» (25 %): Гибкие стратегии с акцентом на образование за рубежом.

Ключевые факторы выбора стратегий:

— Доступ к ресурсам: 70 % «карьеристов» из семей с высоким доходом.

— Образовательные возможности: 80 % «космополитов» участвовали в программах международного обмена.

— Миграционные установки: 60 % респондентов связывают отъезд с низкими зарплатами в Перми.

Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что противоречие амбиций и возможностей региона всё же существует, молодёжь Перми демонстрирует высокие образовательные запросы, однако регион не всегда может предоставить условия для их реализации. Кроме этого, в Перми слабо развита структура стартапов, что усиливает миграционные настроения. Перспективными направлениями являются развитие программ, связывающих образование с локальным рынком труда, и более индивидуальный подход к различным особенностям талантливой молодёжи.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Мысль, 1991. — 299 c.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  3. Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М., 1978.
  4. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Э. Берн. — Москва: Мысль, 2005. — 192 c.
  6. Бондаренко, Е. Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект / Е. Бондаренко. — Текст: электронный // ДиссерКэт: [сайт]. — URL: https://www.dissercat.com/content/zhiznennye-strategii-molodezhi-zakrytykh-administrativno-territorialnykh-obrazovanii-sotsiol(дата обращения: 15.05.2025).
  7. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74–84.
  8. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya-kontseptsiya-odarennosti (дата обращения: 31.05.2025) (дата обращения: 15.05.2025).
  9. Савенков А. Модель человеческого потенциала // Studme.org. URL: https://studme.org/208745/psihologiya/model_chelovecheskogo_potentsiala (дата обращения: 15.05.2025).
  10. Стернберг, Р. За пределами IQ: триархическая теория интеллекта / Р. Стернберг. —Кембридж: Cambridge University Press (Кембридж), 1987. — 411 c.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

талант, одаренность, талантливая молодежь, жизненная стратегия

Похожие статьи

Задать вопрос