Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Креативность как фактор стратегий самореализации молодежи

Социология
16.06.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Шилина, Э. А. Креативность как фактор стратегий самореализации молодежи / Э. А. Шилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 569-570. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126637/.


Введение

Современные условия социально-экономической и культурной трансформации общества предъявляют к личности всё более сложные требования. Быстро меняющиеся реалии профессиональной среды, нестабильность рынков труда, а также интенсивное развитие информационных технологий формируют особые вызовы для молодёжи. В этих условиях процесс самореализации становится не только ключевым элементом взросления, но и экзистенциальной задачей. В связи с этим возрастает интерес к изучению внутренних ресурсов личности, обеспечивающих успешный выбор жизненной стратегии. Одним из таких ресурсов, по мнению многих исследователей, выступает креативность — способность индивида к созданию нового, оригинального, социально значимого продукта, а также к нестандартному решению проблем и адаптации в неопределённой среде.

Цель настоящей статьи — рассмотреть креативность как системный фактор, влияющий на стратегии самореализации личности в молодёжной среде. Для этого проанализированы основные теоретические подходы к пониманию креативности, её структурные модели и связь с экзистенциальным выбором субъекта.

Теоретическое осмысление креативности

Проблема соотношения понятий «творчество» и «креативность» остаётся дискуссионной в современной науке. В рамках отечественной и зарубежной психологии представлены три основных подхода к трактовке их взаимосвязи: тождественный, дифференцирующий и структурно-интегративный [1].

Согласно первому, креативность и творчество рассматриваются как синонимы, обозначающие способность к созданию нового. Эта позиция, характерная, например, для трудов Р. Стернберга и Е. Григоренко, подчёркивает универсальность креативности как психического ресурса [1].

Второй подход, напротив, утверждает их функциональную и онтологическую автономность. Так, И. А. Дубина видит в творчестве продукт культурного взаимодействия субъекта с социумом, тогда как креативность — это внутреннее качество, потенциальная готовность к творческой деятельности [2].

Наиболее продуктивной представляется синтетическая точка зрения, трактующая креативность как психофизиологическую и личностную основу творческого акта. В рамках этой модели творчество — это процесс и результат, а креативность — источник и движущая сила.

Системная модель креативности

В контексте данной работы заслуживает особого внимания системная модель креативности, предложенная Т. А. Барышевой. В ней креативность представлена как сложное иерархически организованное образование, включающее в себя восемь симптомокомплексов, охватывающих когнитивные, аффективные, мотивационные, экзистенциальные и коммуникативные характеристики личности [3].

Каждый симптомокомплекс включает в себя ряд специфических черт:

— Мотивационный: стремление к саморазвитию, интерес к новому, активность;

— Аффективный: эмпатия, эмоциональная отзывчивость, чувствительность;

— Интеллектуальный: когнитивная гибкость, способность к прогностике, интуиция;

— Эстетический: развитое чувство формы, символическое мышление, оригинальность;

— Экзистенциальный: сформированная картина мира, «Я»-концепция, склонность к самотворчеству;

— Коммуникативный: умение взаимодействовать, делиться идеями, вдохновлять других.

Согласно Барышевой, именно взаимодействие между этими компонентами определяет уровень и характер креативного потенциала субъекта [3]. Эта модель особенно ценна в прикладном ключе, так как позволяет операционализировать креативность при изучении жизненных стратегий.

«Креативность — это не сумма способностей, а динамическая система, мобилизующая личность на решение значимых задач в условиях неопределённости» [3].

Креативность и стратегии самореализации

Переход от абстрактной модели к практическому поведению личности требует анализа связи креативности с выбором жизненных стратегий. Под стратегией самореализации здесь понимается целенаправленное и осознанное поведение, направленное на раскрытие личностного потенциала в профессиональной, культурной и социальной сферах.

Исследования показывают, что молодые люди с высоким уровнем когнитивной гибкости, толерантности к неопределённости и внутренней мотивации к новизне склонны к выбору нетрадиционных, рискоориентированных стратегий. Они чаще включаются в творческие профессии, предпочитают предпринимательскую или проектную деятельность, ориентируются на самозанятость и индивидуальные формы профессионального развития [4].

С другой стороны, низкий уровень креативности ассоциирован с ригидными стратегиями — выбором стабильных, но менее гибких форм занятости (например, госслужба, крупные корпорации), ориентацией на внешнюю поддержку, страхом неопределённости. Таким образом, креативность выполняет функцию внутреннего регулятора, определяя тип поведенческой траектории и уровень готовности личности к принятию сложных решений.

«Самореализация — это не просто достижение цели, а процесс творческого самоосуществления, в котором креативность играет роль первичного импульса» [2].

Дополнительно можно выделить два ключевых кластера креативности, определяющих выбор стратегии: когнитивный (интеллектуальные и эстетические компоненты) и мотивационно-личностный (мотивы новизны, эмоциональная вовлечённость, социальная проактивность). Их сочетание задаёт стиль саморазвития: от рационального анализа возможностей до интуитивного следования уникальному пути.

Заключение

Креативность в современном социокультурном контексте представляет собой не только психическую способность, но и значимый фактор стратегического поведения личности. Её наличие или дефицит во многом предопределяет характер выбора жизненного пути, способность к принятию нестандартных решений и успешность в условиях неопределённости. Стратегии самореализации, основанные на высоком уровне креативности, характеризуются гибкостью, инициативностью, готовностью к риску и внутренней свободой.

Понимание креативности как системного образования, включающего мотивационные, когнитивные, эмоциональные и коммуникативные компоненты, позволяет точнее прогнозировать поведение молодёжи и разрабатывать программы по развитию её потенциала. В условиях образовательной среды задача педагогов и наставников заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий для формирования креативной личности — личности, способной не только адаптироваться, но и преобразовывать действительность.

Литература:

  1. Эксакусто, Т. В. Психология креативности, одарённости и гениальности: учебное пособие / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко. — М.: ЛитРес, 2022. — 239 с. — ISBN 978–5–6047540–7–2.
  2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости: учебное пособие / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2013. — 448 с. — (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 978–5–459–01318–0.
  3. Хрящева, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: учебное пособие / Н. Ю. Хрящева. — СПб.: Речь, 2014. — 272 с. — ISBN 978–5–9268–1677–5.
  4. Барышева, Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: дис.... канд. психол. наук / Т. А. Барышева. — СПб., 2005. — 182 с. — Деп. в СПбГУ.
  5. Психология одарённости и творчества: монография / под ред. В. Н. Дружинина; [авт.: Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков и др.]. — М.: Нестор‑История, 2017. — 408 с. — ISBN 978–5–4469–1103–7.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 569-570):
Часть 8 (стр. 515-583)
Расположение в файле:
стр. 515стр. 569-570стр. 583

Молодой учёный