Становление и развитие системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.

Дата публикации: 30.05.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Новиков, Н. О. Становление и развитие системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма / Н. О. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 453-456. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126044/ (дата обращения: 27.06.2025).



В статье рассматривается становление и развитие международной и национальной систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Автор анализирует исторические предпосылки возникновения термина «отмывание доходов», эволюцию правового регулирования, ключевые международные и национальные законодательные акты, а также деятельность международных организаций, таких как ФАТФ. Выделены два этапа становления системы ПОД/ФТ, охватывающие переход от латентной фазы к активному международному взаимодействию и усилению контроля в финансовой сфере.

Ключевые слова: отмывание доходов, финансирование терроризма, ФАТФ, легализация преступных доходов, международное право, финансовый контроль, ПОД/ФТ, организованная преступность.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, подразумевает совершение операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом [1].

Термин «отмывание доходов» появился в начале XX века. Существует несколько версий его возникновения. Самая распространенная из них — предположение, что впервые данный термин был использован в связи с делом Аль Капоне, который считается первопроходцем в деле отмывания преступных доходов. Существуют и другие версии. Так, по одной из них, Лаки Лучано предлагал услуги по выводу денег в Европу и их инвестированию в европейский бизнес. Другая версия связывает появление термина с деятельностью Мейера Лански, который организовал схему вывода денег через казино на Кубе, после чего, проведя их через ряд зарубежных юрисдикций, возвращал средства на территорию Соединенных Штатов Америки.

Однако явление отмывания преступных доходов не является изобретением одного человека — это последствия объективного развития преступной практики в ответ на совершенствование уголовного и финансового законодательства. В основе развития данного явления — элемент преступной деятельности, направленный на получение дохода. Сумма легализованных доходов, полученных преступным путем, на данный момент составляет от 2 до 5 % мирового ВВП в год [2]. Система отмывания денег влияет на общественный порядок и экономическое благополучие общества, так как для ее возникновения, помимо самой преступной деятельности, необходима дополнительная надстройка.

Рассмотрим следующую ситуацию: некая преступная организация собирается легализовать полученный преступным путем доход. Для этого создается внешне легальная структура — в нашем случае производственное предприятие. Чтобы организовать такую структуру, нужно нанять финансового специалиста, возможно, с высшим образованием в соответствующей области (зависит от законодательства страны), обеспечить поставку валюты или иных активов на такое предприятие, подделать финансовые и отчетные документы, обеспечить благоприятное для структуры взаимодействие с органами государственной власти. Все это приводит к тому, что преступные организации получают доступ к услугам квалифицированных специалистов, а те, в свою очередь, становятся соучастниками преступлений и получают за это материальное вознаграждение. Этот порочный круг не только способствует росту коррупции, но и значительно усложняет борьбу с отмыванием денег для правоохранительных органов.

Как социальное, а не исключительно правовое явление легализация имущества прослеживается еще в Средние века, когда в обществе начали формироваться правовые категории законного и незаконного владения имуществом. Примером может служить законодательство Средневековой Руси. Так, Псковская судная грамота 1467 года выделяет законные и незаконные способы получения имущества и устанавливает требование к покупателю, заключающееся в принесении присяги. С течением времени законодательство становилось более комплексным, вводились новые понятия и требования, санкции за совершение правонарушения. Например, уже в Судебнике 1497 года (ст. 46) устанавливается альтернативное требование о наличии свидетелей. В Судебнике 1550 года появляется требование уже к продавцу, заключающееся в обязательном наличии поручительства со стороны других торговцев рыночного ряда. Соборное уложение 1649 года устанавливает ответственность за реализацию товара без соответствующего поручительства, а также за посредничество в такой сделке. В уложении от 1885 года «О наказаниях уголовных и исправительных» появилась ответственность за сбыт незаконно полученного имущества [3].

Стоит отметить, что, несмотря на быстрое развитие этого явления, конкретные законодательные акты, в том числе международного характера, рассматривающие данное явление как отдельную правовую категорию и целенаправленно борющиеся с ним, появляются лишь начиная с 70-х годов XX века. В авангарде правовой мысли в тот момент были США — передовое капиталистическое государство, в наибольшей степени ощутившее развитие этого явления. Именно тогда в США появились соответствующие законодательные акты («О контроле за организованной преступностью», «О всеобщем контроле за распространением наркотиков», «О банковской тайне»), которые заложили основу для современной системы и понимания противодействия легализации финансовых активов. Закон «О банковской тайне» в момент принятия и некоторое время после него работал неэффективно ввиду независимого статуса банков, что впоследствии было исправлено государством посредством вступления в силу акта «О мерах, направленных на сдерживание подделки и отмывания денег», который расширил спектр инструментов контроля над банковским сектором и позволил более эффективно осуществлять мониторинг его деятельности.

Вслед за США и другие западные страны начали процесс борьбы с отмыванием денег. Так, уголовная ответственность за деятельность, связанную с легализацией преступных доходов, была введена в 1982 году в Дании, в 1986 году — в Нидерландах, в 1987 — году во Франции, в 1988 году — в Норвегии, в 1990 году — в Швейцарии (а в 1991 году Швейцарской банковской комиссией была принята Директива по борьбе с отмыванием денежных средств), в 1992 году — в ФРГ [4].

Формализация же термина произошла в США в 1984 году благодаря Президентской комиссии по борьбе с организованной преступностью, которая указала на то, что под отмыванием денег следует понимать «процесс, благодаря которому скрывается существование, незаконное происхождение или использование доходов и попытки подать такие доходы, как имеющие вполне законное происхождение» [5].

Международное правовое регулирование данного явления началось примерно в то же время, а именно — в 1988 году с принятием Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В ее статье 5 предусмотрена возможность конфискации доходов, полученных в результате противоправной деятельности.

В 1989 году была создана ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering) — «независимая межправительственная организация, компетенцией которой является установление стандартов и содействия эффективному осуществлению правовых, технических и организационных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения, а также с иными транснациональными преступлениями, связанными с этим» [7]. Организация была создана решением саммита G-7 В Париже, и изначально компетенция ФАТФ заключалась исключительно в изучении и разработке мер по противодействию отмыванию преступных доходов. Но уже в 1990 году организация выпустила «Сорок рекомендаций ФАТФ», описывавших целостный подход к борьбе с легализацией преступных доходов и международной кооперации в этой области.

Стоит отметить, что в международно-правовом поле основа для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, последовательно вырабатывалась с начала XX века. Примером может служить Гаагская международная конвенция об опиуме 1912 года, ограничивавшая легальное получение прибыли от этого вида деятельности. Таким образом появлялись объективные причины для появления термина «нелегальные доходы», когда речь шла о наркоторговле. Впоследствии данная конвенция легла в основу антинаркотической деятельности Лиги Наций, а позже была интегрирована в ООН [8].

В 1999 году в рамках ООН была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, в которой закреплены основополагающие термины и принципы международного сотрудничества в области противодействия финансированию терроризма [9].

В связи с событиями 2001 года ФАТФ расширила свою компетенцию, включив в нее борьбу с финансированием терроризма, и выпустила девять специальных рекомендаций, посвященных этому вопросу. В феврале 2012 года ФАТФ дополнила этот перечень с учетом противодействия финансированию оружия массового поражения. С 2019 года ФАТФ разработала обязательные меры по регулированию и надзору, связанные с виртуальными активами и криптовалютами.

В итоге в процессе становления международной системы ПОД/ФТ можно выделить два этапа:

1. Первый этап — это формирование института борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Особенность данного этапа заключается в том, что его латентная фаза проходила до осознания необходимости данного инструмента, и это обусловило тот факт, что сама борьба с легализацией доходов не являлась основной целью соответствующей деятельности стран. В первую очередь они боролись с другими преступными явлениями, такими как наркоторговля, организованная преступность и коррупция. Другая особенность заключается в том, что основой международных стандартов борьбы с отмыванием денег является внутренняя, в том числе законодательная практика государств.

2. Второй этап, берущий свое начало после 11 сентября 2001 года ввиду террористической атаки на США, имел свои предпосылки: как указано выше, в 1999 году была принята конвенция о борьбе с терроризмом, которая, в свою очередь, является ответной мерой международного сообщества на возросшую террористическую активность [10]. На данном этапе происходит совершенствование уже устоявшейся системы ПОД/ФТ, при этом сама система перестает быть инструментом борьбы с другими преступлениями: основной целью становится борьба с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Это можно увидеть в ежегодных отчетах ФАТФ: начиная с документа за 2001–2002 год, в их содержании на первом месте стоит именно противодействие терроризму — наиболее актуальная для организации тема.

Литература:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции от 21.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. — URL: http://szrf.pravo.gov.ru/list.html#editions=e100&divid=100000&volume=1001996025000&page=1&sort=position&limit=50&nd=4886&volid=1001996025000 (дата обращения: 02.06.2025).

2. Кучумов, А. В. Понятие «отмывание» (легализация) доходов: сущностные и правовые аспекты / А. В. Кучумов, Е. В. Печерица // Экономический вектор. — 2022. — № 3 (30). — С. 115–122.

3. Шашкова, А. В. Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем / А. В. Шашкова // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 3(18). — С. 272–274.

4. Староверов, А. В. История возникновения и развития законодательства зарубежных государств и международно-правовых норм о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем / А. В. Староверов // Вестник Московского университета МВД России. — 2020. — № 6. — С. 147–153. — doi:10.24411/2073–0454–2020–10341.

5. Хомич, О. В. Понятие легализации доходов, полученных преступным путем / О. В. Хомич // Образование и право. — 2018. — № 2. — С. 153–159.

6. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. — М., 1994. — Вып. XLVII. — С. 133.

7. Пузырев, С. А. Тенденции деятельности ФАТФ по противодействию угрозам глобальной финансовой системе / С. А. Пузырев // Вестник экономической безопасности. — 2020. — № 3. — С. 302–306. — doi:10.24411/2414–3995–2020–10205.

8. The international opium convention 1912 and subsequent relative papers. — Sen. Doc. №. 733, 62d Cong., 2d sess. — P. 36.

9. Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 12. — Ст. 1059. — URL: http://szrf.pravo.gov.ru/list.html#editions=e100&divid=100000&volume=1002003012000&page=1&sort=position&limit=50&nd=2&volid=1002003012000 (дата обращения: 02.06.2025).

10. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма // Сборник правовых актов. — 1998. — Вып. 10. — С. 133.

Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос