Статья посвящена исследованию дворцового землевладения в контексте Соборного уложения 1649 года, одного из ключевых правовых документов России XVII века. В работе анализируются особенности и механизмы управления земельными ресурсами, находившимися в ведении царской власти и дворянства, а также правовой статус дворцовых крестьян. Рассматриваются права и обязанности владельцев дворцовых земель, а также влияние этих норм на социальную структуру и экономические отношения того времени. Статья будет полезна историкам, юристам и исследователям, занимающимся изучением российской истории и права.
Ключевые слова: дворцовое землевладение, Соборное уложение 1649 года, дворцовые крестьяне, дворцовая вотчина, домен царя, феодальная собственность, феодалы-помещики, церковные землевладельцы, границы дворцовых земель, вотчинные земли.
В эпоху феодализма власть и влияние правящей элиты базировались на владении землей и контроле над крестьянами, которые были к ней привязаны. К XVII веку сформировались две основные формы феодальной земельной собственности: государственная (верховное владение землей) и частная (включая земли, принадлежащие царю, помещикам, вотчинникам и церкви) [1, с. 3]. Дворцовые земли в феодальной России были частной собственностью царя и его семьи [2, с. 16]. Дворцовые крестьяне были обязаны обеспечивать продовольствием царский двор, что являлось их главной повинностью. В 1678 году, согласно переписным книгам, насчитывалось 83 тысячи дворов таких крестьян, проживавших в более чем 60 уездах Центральной России, Урала и Сибири [3, с. 75].
В начале XX века анализ дворцового землевладения в России провёл профессор А. И. Заозерским в работах: «Царь Алексей Михайлович в своем хозяйстве» [4], «Царская вотчина 17 в». [5]. К более поздним работам по истории дворцового хозяйства в первой половине XVIII века в России относятся исследования Е. И. Индовой [6], работы академика Ю. В. Готье «Замосковный край в XVII веке» [7] и Я. Е. Водарского «Дворянское землевладение в России в XVII — первой половине XIX вв». [1].
Ключевым источником для данного исследования служит «Соборное Уложение» 1649 года — законодательный кодекс, принятый в период царствования Алексея Михайловича. Этот документ, утвержденный Земским собором в январе 1649 года, включал в себя введение, 25 глав и 967 статей [8, с. 736].
Данное исследование актуально в связи с тем, что оно направлено на изучение правовых механизмов защиты дворцовой (домениальной) собственности в XVII веке, являвшейся ключевой формой собственности в период позднего феодализма в России.
Дворцовое землевладение упоминается в следующих главах «Соборного Уложения 1649 года»: «О государеве дворе…» (III), «О проезжих грамотах в иные государства» (V), «О искуплении пленных» (VIII), «О мытах и о перевозех, и о мостах» (IX), «О суде» (X), «Суд о крестьянех» (XI), «О поместных землях» (XVI), «О вотчинах» (XVII), «О печатных пошлинах» (XVIII), «О посадских людех» (XIX). «Соборное Уложение 1649 года» в десяти главах и двадцати статьях затрагивает вопросы, касающиеся земельной собственности, принадлежащей великому князю. Положение дворцовых крестьян и бобылей регулируется восемью статьями этого же документа.
Дворцовое ведомство владело самыми плодородными и ценными землями в каждом регионе. В статьях 23 и 24 главы XVII «О вотчинах» перечисляются различные виды великокняжеской собственности, такие как территории для бортничества, рыбной ловли, охоты на бобров, мельницы, переправы, леса для строительства и дров, а также сенокосные угодья [5, с. 92]. За повреждение или уничтожение межевых знаков, установленных на государственных землях (будь то разрушение межевых камней, засыпание ям или распашка земли), виновные подвергались суровым наказаниям, как это указано в статье 231 главы X «О суде».
В главе III «О государеве дворе» (статья 8) указывалось, что земли, принадлежащие царскому двору, такие как луга для сенокоса, леса и места для рыбной ловли, могли сдаваться в аренду (оброк) крестьянам, принадлежащим помещикам и вотчинникам, а также другим лицам. Для выполнения государственных задач в царские села отправлялись служилые люди, дети боярские и иностранцы, которые помогали воеводам и приказчикам в управлении [5, с. 61]. Согласно ст. 1 гл. IX «О мытах и о перевозех, и о мостах», пошлин с них нигде не взималось.
Статьи 46 и 47 главы XVI, посвященной поместным землям, описывают порядок выделения земель из дворцового фонда в качестве награды за службу. Эти земли, принадлежавшие государю, передавались боярам, окольничим и другим служилым людям. Если выделяемые земли были признаны «средними» или «плохими», то статья 46 предусматривала возможность улучшения их качества за счет добавления к ним части «хороших» земель, если таковые имелись [4, с. 81]. Часто земли, принадлежавшие дворцу, первоначально даровались дворянам в качестве поместья, и лишь впоследствии, как награда за службу, переходили в их полную наследственную собственность — вотчину. На это сетовали некоторые дворяне.
Земли, принадлежавшие дворцу, могли быть проданы в полную собственность (вотчину). Право владения этими землями, согласно указу, распространялось на покупателя, его супругу, детей и других родственников. Статья 45 главы XVII регулировала продажу таких земель, ранее числившихся за Поместным приказом или дворцом, в вотчинное владение [8, с. 98]. Согласно указа, с 1628 года в России порозжие земли продавались в вотчины по 3 четверти за рубль, а дворцовые земли «добрые и середние» в Московском уезде — по 2 четверти за рубль.
Чтобы собрать налоги для государства, приказ Большого Дворца выдавал старостам дворцовых сел специальные документы — сотные грамоты. Эти грамоты, заверенные дворцовой печатью, составлялись на основе писцовых и дозорных книг. Кроме того, в ст. 6 гл. IX «О мытах и о перевозех, о и мостах» закреплено, что в государственных селах на должности таможенных и кабацких голов назначались крестьяне из дворцовых сел. Крестьяне, жившие на землях, принадлежавших непосредственно царской семье (дворцовых землях), подвергались эксплуатации аналогично крестьянам, работавшим на церковных и частных землевладельцев. Основной формой хозяйствования в этих вотчинах была оброчная система, при которой крестьяне выплачивали оброк как продуктами, так и деньгами. С каждого двора взимался налог в размере 4 денег (как указано в главе VIII «О искуплении пленных» ст. 1). Контроль за сбором налогов осуществляли специальные чиновники — воеводы и приказчики, постоянно проживавшие в дворцовых селах [6, с. 15].
В главе XI, посвященной судебным разбирательствам, касающимся крестьян, констатируется проблема бегства крестьян из дворцовых владений. Согласно данной главе, беглые крестьяне и бобыли часто находили приют на землях, принадлежащих патриарху, митрополитам и другим землевладельцам. Власти разыскивали их, используя писцовые книги, и возвращали на прежние места жительства, вместе с семьями и всем имуществом. В этой же главе отмечается и обратная ситуация: беглые крестьяне от различных помещиков и вотчинников селились на государственных землях. В таких случаях беглецов возвращали их прежним владельцам на основании писцовых книг, без ограничения срока давности [7, с. 62].
Соборное Уложение, принятое в XVII веке, являлось своеобразным зеркалом социальной организации российского общества того времени. Оно регламентировало взаимодействие между различными социальными классами, слоями и группами населения. Ярким подтверждением глубокого социального неравенства и приоритетной защиты интересов правящего класса со стороны государства служила система штрафов за оскорбление чести: за оскорбление крестьянина полагался штраф в 2 рубля, за оскорбление «гулящего человека» — 1 рубль, в то время как за оскорбление представителей привилегированных сословий штраф мог достигать 70–100 рублей [8, с. 737].
Таким образом, около половины статей «Соборного Уложения 1649 года» посвящены вопросам, связанным с дворцовым землевладением. В них подробно рассматриваются ключевые аспекты: состав царских владений, наказания за посягательства на дворцовые земли, правила сдачи земель в аренду, порядок пожалований и продаж земель из царского фонда, а также положение крестьян, работающих на этих землях. Все последующие законы XVII века лишь развивали и уточняли положения, заложенные в «Соборном Уложении».
В целом, Соборное Уложение 1649 года стало важным документом в истории российского права и земельного устройства, так как в нём были закреплены многие аспекты дворцового землевладения, которое играло значительную роль в феодальной системе России того времени. Основными отличительными чертами дворцового землевладения являлось его многоотраслевое хозяйство, привилегированное положение по сравнению с другими видами земельной собственности, особый правовой статус населения, проживающих на дворцовых землях, более жестокая система наказаний за нарушение границ дворцового землевладения и т. д.
Литература:
- Водарский Я. Е. Дворянское землевладение в России в XVII — первой половине XIX в. Москва, 1988. — 568 с.
- Советская историческая энциклопедия. Москва, 1964. Т. 5. — 782 с.
- Буганов В. И. Мир истории. Россия в XVII столетии. Москва, 1989. — 523 с.
- Заозерский А. И. Царь Алексей Михайлович в своем хозяйстве. Пятигорск, 1917. — 256 с.
- Заозерский А. И. Царская вотчина XVII века. Москва,1937. — 623 с.
- Индова Е. И. Дворцовое хозяйство в России. Первая половина XVIII века. Москва, 1964. — 423 с.
- Готье Ю. Замосковный край в XVII веке. Москва, 1937. — 156 с.
- Варенцова Л. Ю. Соборное Уложение 1649 года // Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия. Москва, 2009. Т.2. — 856 с.