В настоящей статье рассматриваются нынешние тенденции и особенности процедуры несостоятельности (банкротства) при учитывании правовой трансформации, глобализации, технической цифровизации и социальной ответственности. Особое внимание хотелось бы уделить изменению законодательства в Российской Федерации, которые отражают новые вызовы в XXI веке.
Ключевые слова: банкротство физических лиц, специфика банкротства, изменение законодательства, неплатежеспособность.
Согласно данным из открытых источников все больше и больше граждан Российской Федерации прибегают к такой процедуре, как процедура банкротства гражданина.
Данное действие несомненно вызвано внешними факторами и увеличением долговой нагрузки на физические лица в том числе. К сожалению, некоторые действия приводят к тому, что граждане просто не способны осуществить возврат займов, которые были взяты с целью улучшения условий жизни, бизнеса и прочих необходимых элементов жизни.
Возможность признать себя банкротом у граждан Российской Федерации возникла в 2015 году, когда в законодательстве были предприняты и усмотрены все возможные изменения. Которые в свою очередь открыли новые возможности для граждан в качестве реализации финансовых прав, оказавшихся в катастрофических финансовых обстоятельствах, которые не подразумевают собой возможность самостоятельного восстановления платежеспособности и исключают возможность реализации имущества.
Важно отметить, что на данный момент рынок юридических услуг в специализации направления банкротство является лидером, что является прямым указанием на то, что данная сфера обсуждается в юридической науке с особым вниманием и никого не оставляет равнодушным.
В связи с недавними изменениями в федеральном законе от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» можно сделать вывод, что с увеличением нагрузки на судебный аппарат, законодательством были предприняты меры для упрощения некоторых мероприятий, предполагаемых в процедуре банкротства.
В таблице 1 приведены некоторые примеры изменений Федерального Закона № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Таблица 1
Параметр |
До изменений (до 2023 года) |
После изменений (с 2023–2024 годов) |
Судебное банкротство |
||
Минимальная сумма долга |
500 000 ₽ |
500 000 ₽ (без изменений) |
Срок просрочки |
Более 3 месяцев |
Более 3 месяцев (без изменений) |
Повторное обращение |
Через 5 лет |
Через 5 лет (без изменений) |
Внесудебное банкротство (через МФЦ) |
||
Диапазон задолженности |
От 50 000 до 500 000 ₽ |
От 25 000 до 1 000 000 ₽ |
Условия для обращения |
Закрытое исполнительное производство; отсутствие имущества |
Закрытое исполнительное производство; отсутствие имущества; для пенсионеров и получателей пособий — срок исполнительного производства более 1 года; для остальных — более 7 лет |
Повторное обращение |
Через 10 лет |
Через 5 лет |
Срок процедуры |
6 месяцев |
6 месяцев (без изменений) |
Дополнительные условия |
— |
Расширен круг лиц, имеющих право на внесудебное банкротство, включая пенсионеров и получателей пособий, при соблюдении определённых условий |
Цитируя п. 3 ст. 213.6 Закона о несостоятельности (банкротстве), под неплатежеспособностью гражданина принимается считать его неспособность (отсутствие платежеспособности) удовлетворить в полнейшем объеме требования кредитных организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и т. д. (кредиторов) по финансовым обязательствам и/или исполнить обязательство по уплате обязательных платежей.
Важно отметить, что согласно внесенным изменениям в законодательство, можно сделать вывод, что законодатель контролирует данную область права в части банкротства как физических, так и юридических лиц, стараясь разгрузить судебный аппарат и облегчить финансовую нагрузку физическим лицам в том числе, чтобы ограничиться услугами многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Законодатель регулирует процедуру несостоятельности (банкротства) о чем свидетельствуют внесенные изменения последних лет, которые в свою очередь значительно увеличили рамки и возможности внесудебного банкротства граждан, имеет место быть упоминание упрощения критериев отбора и было предоставлено социальное ориентирование выхода из долговых нагрузок.
Также немаловажным было бы отметить, что страх граждан перед процедурой несостоятельности (банкротства) также играет немаловажную роль в качестве рассмотрения финансовых состояний в каких, люди идут в данную процедуру по истечении (в некоторых случаях) немалого количества времени. Все это происходит по причине того, что граждане думают, что у них отберут все имущество, однако, данный миф следует развеять. Итак, какое же имущество в 2025 году НЕ подлежит реализации:
- Единственное жилье должника (если оно не находится в ипотеке);
- Сельскохозяйственные постройки, скот, корм и прочее имущества, отвечающее данным критериям. (при условии, что должник проживает в сельской местности)
- Предметы первой необходимости
- Денежные средства на личных счетах до суммы прожиточного минимума, установленного регионом, где проживает должник на самого должника и его иждивенцев. Также под данные критерии попадают социальные выплаты и пенсии.
- Имущество, необходимое для профессиональной деятельности (стоимостью не свыше 10 000 руб.)
- Государственные награды
- Средства передвижения инвалидов
Конечно же, здесь необходимо упомянуть о беспристрастности суда и об индивидуальности вынесения судебных решений.
Отдельно можно отметить упрощенность цифровизации процедур банкротства в Российской Федерации ведь это ключевая тенденция XXI века.
В Российской Федерации на данный момент активно и незаменимо функционируют следующие электронные ресурсы:
- Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротстве (ЕФРСБ) — где публикуются вся информация о необходимых мероприятиях в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).
- Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») — где граждане и юридические лица могут определить подсудность по территориальному принципу, узнать движение искового заявления и оценить удобность электронной подачи документов.
- Картотека Арбитражных Дел с возможностью создания личного кабинета — где можно электронно подать исковое заявление в Арбитражный суд любого региона Российской Федерации, а также практически онлайн наблюдать за движением любого открытого судебного процесса.
- Интеграция с Федеральной Налоговой Службой и Многофункционального Центра предоставления государственных и муниципальных услуг — где все необходимые услуги получить посредством мобильного телефона и/или компьютера.
На основании данных примеров можно сделать вывод, что безостановочное развитие цифровых сервисов значительно повышает доступность досудебных и судебных процедур, ускоряет сроки рассмотрения поданных документов и обеспечивает экономию всех ресурсов.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные пункты, которые можно несомненно отнести только в плюсам системы, в настоящее время сохраняются следующие недостатки системы, однако важно отметить, что нехватка квалифицированных арбитражных управляющий напрямую влияет на гражданина, который проходит процедуру банкротства, однако важно отметит, что данные мероприятия происходят из-за перегрузки банкротных судебных разбирательств, о чем уже говорил автор статьи в ее начале.
Здесь же можно отметить следующую проблему, а именно затягивание процедуры, из-за огромного количества желающий пройти процедуру банкротства, арбитражные управляющие просто не успевают обрабатывать информацию, в связи с чем не редкость увеличение сроков, закладываемых на ту или иную процедуру.
Подытожив, хотелось бы сказать, что процедура несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации в XXI веке демонстрирует устойчивую тенденцию к модернизации, цифровизации и гуманизации.
Нельзя не отметить, что законодательство адаптируется к современным экономическим условиям и задачам социальной поддержки.
Развитие банкротного права должно идти по пути баланса интересов кредиторов и должников, прозрачности и эффективности процедур. В современных реалиях институт банкротства выступает не только юридическим механизмом, но и важным инструментом государственной экономической и социальной политики.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».;
- Постановление Пленума Верховного суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95 ФЗ.;
- Шишмарева Т. П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. М.: Статут, 2015. 416 с.;
- Суслова Т. М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 Пермь, 2001.
- Федеральный закон от 03.07.2023 № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
- Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. № 48 «О некоторых вопросах, связанных с участием судов в делах о банкротстве».
- Сиваков А. А. Банкротство в условиях цифровой экономики // Вестник гражданского права, 2023.
- Единый федеральный реестр сведений о банкротстве: https://bankrot.fedresurs.ru
- Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»: https://sudrf.ru
- Картотека Арбитражных Дел: https://kad.arbitr.ru/?ysclid=magn1cb8bl208268752
- Федеральная Налоговая Служба: https://www.nalog.gov.ru
- Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг: https://e-mfc.ru/?ysclid=magn1zoipd579225224