Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сказка как средство развития речевого общения детей младшего школьного возраста, имеющих заикание

Научный руководитель
Педагогика
01.05.2025
24
Поделиться
Библиографическое описание
Куимова, Е. А. Сказка как средство развития речевого общения детей младшего школьного возраста, имеющих заикание / Е. А. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 429-430. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124771/.


Статья посвящена изучению развития речевого общения детей младшего школьного возраста с заиканием; описывается положительное влияние сказок на развитие речевого общения детей.

Ключевые слова: сказки, речевое общение, коммуникативные ситуации, дети младшего школьного возраста с заиканием.

Школьное обучение предполагает решение сложных коммуникативных задач учащимися. ФГОС НОО ориентирован на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. На этапе начального образования младший школьник должен уметь сотрудничать с учителем и сверстниками; искать способы разрешения конфликтов; уметь достаточно полно выражать свои мысли в условиях определенной коммуникативной ситуации; владеть навыком ведения диалога и монолога в соответствии с нормами русского языка. Процесс речевого общения выполняет главную роль в овладении коммуникативными навыками.

Формановская Н. И. писала, что речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [5].

Для изучения развития речевого общения детей младшего школьного возраста, имеющих заикание, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МАОУ «СОШ № 54» г. Новоуральска, Свердловской области. Исследование включало в себя несколько этапов: сбор анамнестических данных младших школьников с заиканием; выполнение ими речевых проб, демонстрирующих речь различной степени сложности и самостоятельности. При оценке выполнения проб, демонстрирующих решение разных коммуникативных задач, нами было установлено, что характер речевого общения, полнота и точность пересказа текста меняется в зависимости от того, в какой коммуникативной ситуации находится ребенок. С личностно-ориентированным общением дети справляются лучше, уровень успешности составляет 56 % по сравнению с социально-ориентированным общением, уровень успешности которого составляет 35 %. При пересказе прослушанного текста наедине с собой дети более точно воспроизводят смысловые звенья текста, не допускают нарушений лексических и грамматических норм, их речь плавная, темп нормальный. При пересказе этого же текста перед группой людей результаты значительно ухудшаются, у детей увеличивается количество запинок, они начинают волноваться, упускают смысловые звенья текста, их пересказ становится неточным, допускают ошибки, словесные замены, темп речи ускоряется.

Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил исследования Левиной Р. Е., Ястребовой А. В., Виноградовой М.А о том, что самостоятельная, спонтанная речь вызывает у заикающихся детей сложность, при этом виде речевой деятельности у детей усиливаются судорожные запинки [3, 6]. Наиболее трудными коммуникативными ситуациями являются общение с незнакомыми людьми, выступления на большую аудиторию, устные ответы перед классом, что значительно снижает полноту и целостность высказываний, затрудняет коммуникацию, отражается на социализации и успешности в учебной деятельности [1]. Полученные данные свидетельствуют о том, что дети нуждаются в логопедической помощи, коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие речевого общения.

Проанализировав учебно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что эффективным средством обучения и воспитания является сказка [2]. Посредством сказки можно развить все стороны речи ребенка. Помимо развития речевого общения, сказка способствует нравственному воспитанию личности ребенка, помогает ему преодолеть трудности, спроецировав поведение героя в сказочном сюжете на себя [4]. Таким образом, мы считаем целесообразным включение сказки в коррекционно-развивающий процесс по развитию речевого общения у детей младшего школьного возраста, имеющих заикание. Поскольку педагогический ресурс сказки обширен, работа со сказкой будет способствовать выработке плавной речи заикающегося школьника, коррекции патологических характеристик личности ребенка, его социализации, а также снизит вероятность появления рецидивов заикания в дальнейших эмоционально-значимых ситуациях.

Нами были написаны авторские сказки, предназначенные для детей младшего школьного возраста (6–11 лет), имеющих заикание разной формы. Совместно с ребенком читать сказки могут учителя-логопеды, а также родители, воспитывающие детей с заиканием. Как для специалистов, так и для родителей разработаны методические рекомендации по работе с произведениями. Целью работы со сказками является развитие речевого общения детей младшего школьного возраста, имеющих заикание. В сборнике представлены сказки, в которых заложены наиболее трудные для заикающихся детей коммуникативные ситуации, главными героями в них являются дети, что позволяет глубже прожить сюжет сказки и спроецировать поведение сказочного героя на себя. Пособие включает в себя тексты сказок, рабочие листы после каждого произведения, героев сказок, изготовленных из фетра.

Работа с текстом сказки начинается с отраженного чтения в медленном темпе, по мере усвоения данного вида речевой деятельности необходимо ускорить темп, а затем перейти к самостоятельному чтению. Следующими этапами работы являются ответы на вопросы по содержанию текста, пересказ сказки, проигрывание сюжета произведения с помощью фетровых игрушек, написание придуманного продолжения сказки. Для письменных заданий разработан рабочий лист с разлинованным полем.

Работа со сказками была включена в коррекционно-развивающие занятия с исследуемыми детьми. По окончании занятий был проведен формирующий эксперимент с целью исследования развития речевого общения детей младшего школьного возраста, имеющих заикание. При оценке выполнения этих же речевых проб, демонстрирующих решение разных коммуникативных задач, нами было установлено, что уровень успешности в социально-ориентированном общении и в общении наедине с собой увеличился. При пересказе прослушанного текста перед малой группой людей дети стали более точно воспроизводить смысловые звенья текста, в их речи сократились нарушения лексических и грамматических норм, темп речи стал медленнее.

Таким образом, по итогам проведения формирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что внедрение сказок в коррекционно-развивающие занятия оказывает положительное влияние на речевое общение детей младшего школьного возраста с заиканием, повышает эффективность логопедической работы с данной категорией детей.

Литература:

  1. Виноградова М. А. Преодоление заикания у дошкольников в разных ситуациях речевого общения. — 1997. — С. 9–14.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310 с.
  3. Левина Р. Е. Преодоление заикания у дошкольников: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 144 с.
  4. Снопова Т. К. Народная сказка — средство воспитания и обучения детей // Журнал «Сибирский педагогический журнал. — 2008. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-skazka-sredstvo-vospitaniya-i-obucheniya-detey
  5. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. — М.: Русский язык, 2002. — 216 с.
  6. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова. — М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
сказки
речевое общение
коммуникативные ситуации
дети младшего школьного возраста с заиканием
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 429-430):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 429-430стр. 471

Молодой учёный