Коррупция в современной России представляет собой одно из наиболее острых и устойчивых социальных явлений. В статье анализируются основные причины ее распространения и исследуются социальные последствия, оказывающие влияние на общественные институты, уровень доверия граждан и развитие правового государства. Основываясь на результатах анализа современной научной литературы и статистических данных, автор делает выводы о необходимости системного и междисциплинарного подхода к борьбе с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, социальные последствия, Россия, доверие, правовое государство, причины, взяточничество.
Коррупция — это сложное и многогранное явление, представляющее собой злоупотребление служебным положением в личных интересах. Согласно Transparency International, Россия стабильно занимает низкие позиции в Индексе восприятия коррупции [1].
Среди классических трудов по теме можно выделить работы Е. О. Яковлевой, Д. В. Мосягина, а также исследования под эгидой РАНХиГС. Е. О. Яковлева подчеркивает институциональные причины устойчивости коррупционных схем [2], а Д. В. Мосягин акцентирует внимание на социально-психологических аспектах толерантности к коррупции [3]. Также важным вкладом является монография А. В. Оболонского, рассматривающая коррупцию как фактор подрыва легитимности государственной власти [4].
Различные авторы отмечают, что коррупция в России носит системный характер и пронизывает как политические, так и экономические и социальные структуры.
Цель данной статьи — выявление ключевых причин распространения коррупции в современной России, а также анализ ее социального воздействия на общество, включая уровень гражданского доверия, функционирование институтов и правовую культуру.
В первую очередь представляется необходимым рассмотреть причины коррупции в России. Многие исследователи указывают на «древние» корни данного явления. Так, исторически в России сложилась модель власти, при которой государственные ресурсы воспринимались как «личное имущество» правителя или чиновника. Еще в XVIII веке М. М. Сперанский писал о «взятке как элементе служебной системы». Эта традиция укреплялась веками, а потому стала восприниматься достаточно толерантно в обществе.
Советский период был иным, что должно было бы отразиться на воспитании поколений. Однако и в советский период официальная экономика существовала параллельно с теневой (блат, дефицит, бартер). В отсутствие рыночных механизмов и частной собственности возникли устойчивые неформальные методы коррупции, многие из которых перешли в постсоветскую реальность. В связи с невозможностью традиционного взяточничества в СССР, развивалось множество новых форм. Советский человек не мог быть легально богатым, жить необходимо было скромно, в противном случае довольно легко было лишиться всего нажитого и получить реальный срок с конфискаций всего имущества. Не менее важна была и репутация. Поэтому коррупция чаще всего приобретала форму обмена или так называемого блата (быстрая очередь и т. п.).
В 90-е годы произошедшая реформа в стране привела к тому, что на тот момент независимость судов была формальна. Суды не справлялись с количеством дел, законодательная база была не разработана и далека от совершенства. Необходимые сдвиги произошли только к 1996 году. Сегодня, как и тогда, существуют случаи в судебной практике, когда решения принимаются под давлением административного ресурса. К сожалению, имеет место и ситуация, когда правоохранительные органы становятся инструментами политических или экономических интересов. Данный фактор также является причиной формирования лояльного или толерантного к коррупции правосознания в российском обществе.
В качестве еще одной причины исследователи называют отсутствие общественного контроля за деятельностью исполнительной власти, поскольку большинство решений принимаются кулуарно, без участия граждан и гражданского общества. В связи с этим граждане приходят к заключению, что они «ничего не решают», а их мнение о том, какие реформы должны проводиться, не учитываются.
Следующая причина — происходящее сращивание бизнеса и власти. Так, в постсоветский период многие чиновники одновременно выполняли функции бизнесменов. Эта модель, по сути, институционализировала конфликт интересов, сделав коррупцию элементом политико-экономической системы. В зарубежной практике порождением данного феномена становятся так называемые лобби, в России данный термин практически не используется, однако говорить об отсутствии лоббирования интересов крупного бизнеса будет в корне неверно.
Возвращаясь к современности, опять же необходимо указать на социальные причины, которые проявляются в толерантности общества к коррупции. По результатам опросов «Левада-Центра»[*], более половины населения считают взятки «необходимым злом». Такие установки передаются из поколения в поколение и укрепляют норму «решения вопросов через знакомых».
Также влияет и правовая безграмотность. Большая часть населения не знает своих прав или не верит в возможность их отстаивания. Это формирует пассивную позицию: легче дать взятку, чем жаловаться или судиться. Если с самого раннего возраста человек сталкивается с практикой «договориться» (например, при поступлении в вуз или получении медуслуг), он воспринимает это как часть системы, а не как правонарушение.
Отдельным кластером можно выделить экономические причины. Так, очевидно можно привести в пример низкую оплату труда в госсекторе. Средняя зарплата сотрудников госучреждений, особенно в регионах, нередко сравнима с уровнем прожиточного минимума. В таких условиях взятка становится способом «дожить до зарплаты».
Хотя действительно низкий заработок и является причиной, коррупции подвержены и высшие должности, которые явно имеют достаточный уровень заработка, чтобы закрыть не только базовые потребности. Поэтому будет верным указать на то, что причина коррупции — это не только потребность в финансовой обеспеченности, в противном случае данная проблема решалась бы довольно просто.
Также причиной коррупции является сложная система бюрократического регулирования. Чем больше разрешительных процедур и административных барьеров, тем выше риск коррупции. Россия остается страной с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику, что, с одной стороны, обеспечивает необходимый контроль, но, с другой стороны, неизбежно повышает уровень коррупционных преступлений.
Еще одной причиной коррупции в госсекторе является несовершенство законодательства в сфере госзакупок. В последние годы на законодательном уровне произошли определенные изменения, направленные на уменьшение коррумпированности в данной сфере. Однако возможность регистрации подставных фирм приводит к тому, что закупки, тендеры и распределение контрактов часто проходят с минимальной конкуренцией и слабым внешним контролем. Это создает возможности для откатов, завышения цен и сговора и в целом повышает уровень коррупции.
Также довольно часто упоминается недостаточно строгое наказание за коррупционные преступления в России. Это влияет следующим образом: человек готов рискнуть и совершить коррупционное преступление, если понимает, что вероятность наказания ничтожно мала. К тому же случаи громких разоблачений коррупции часто носят выборочный и демонстративный характер.
Коррупция в современной России носит системный и многоуровневый характер. Ее распространение поддерживается как объективными факторами (слабость институтов, низкие доходы), так и субъективными установками (толерантность, привычка к «неформальному» решению вопросов). Без изменений в этих сферах борьба с коррупцией будет неэффективной. Одним из наиболее разрушительных последствий коррупции является падение уровня доверия граждан к государству, суду, полиции, образовательным и медицинским учреждениям. По данным «Левада-Центра», лишь «около 25–30 % россиян доверяют судебной системе, а более 60 % считают, что коррупция “неизбежна”» [5].
Среди последствий также необходимо выделить и тот факт, что коррупция способствует концентрации ресурсов в руках узкой группы лиц. Это усугубляет имущественное расслоение и подрывает принципы социальной справедливости. Например, «доступ к справедливости» или качественной медицине может зависеть от материального положения гражданина, а не от закона, который предполагает общий доступ к здравоохранению.
В условиях высокого уровня коррупции формируется правовой нигилизм — убеждение, что законы не работают и не стоит пытаться добиваться справедливости легальным путем. Это снижает гражданскую активность, приводит к апатии и отказу от участия в политических и общественных процессах, поскольку, как уже упоминалось выше, граждане полагают, что их мнение и действия не приведут ни к каким последствиям, так как все значимые решения принимаются узкой группой лиц, так называемых привилегированных и находящихся у власти.
По оценкам Всемирного банка, коррупция снижает ВВП на 1–2 % ежегодно [6]. Инвесторы неохотно вкладываются в экономику стран с высоким уровнем коррупции, опасаясь нестабильных правил игры и дополнительных неформальных издержек. Местный бизнес также страдает от «неофициальных налогов», что снижает его конкурентоспособность.
Особенно опасна коррупция в сфере образования и науки. Когда дипломы, научные степени и звания можно купить, это подрывает общий уровень профессионализма в стране и провоцирует отток специалистов за границу.
Коррупция в современной России представляет собой не только правовую, но и глубокую социальную проблему. Причины ее распространения коренятся в исторических традициях, институциональной слабости, низкой гражданской культуре и социально-экономических дисбалансах. Социальные последствия затрагивают все сферы жизни — от личной безопасности граждан до перспектив национального развития.
Для борьбы с коррупцией необходим комплексный подход, включающий реформу судебной системы, повышение прозрачности деятельности госструктур, развитие гражданского общества и института независимых СМИ. Также важным направлением является антикоррупционное образование, формирующее нетерпимость к взяточничеству и антикоррупционное правосознание.
Литература:
- Corruption Perceptions Index 2023 // Transparency International. — URL: https://www.transparency.am/en/cpi/2023 (date of request: 26.04.2025).
- Яковлева, Е. О. Противодействие коррупции : учеб. пособие / Е. О. Яковлева. — Курск : ЮЗГУ, 2019. — 123 с.
- Мосягин, Д. В. Толерантность общества к коррупции как социальная норма / Д. В. Мосягин // Вестник науки. — 2025. — № 4 (85). — С. 17–21.
- Оболонский, А. В. Бюрократия для XXI века / А. В. Оболонский. — М. : ГУ-ВШЭ, 2002. — 167 с.
- Общественное мнение — 2022 // Левада-Центр . — Режим доступа: https://www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2022/ (дата обращения: 26.04.2025).
- What Are the Costs of Corruption? // World Bank. — URL: https://blogs.worldbank.org/en/governance/what-are-costs-corruption (date of request: 26.04.2025).
[*] АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.