Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Уроки профильного труда в специальной (коррекционной) школе как средство управления познавательной деятельностью детей с интеллектуальными нарушениями

Педагогика
29.04.2025
20
Поделиться
Библиографическое описание
Разоренова, В. П. Уроки профильного труда в специальной (коррекционной) школе как средство управления познавательной деятельностью детей с интеллектуальными нарушениями / В. П. Разоренова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124638/.


В статье автор исследуетуроки профильного труда в специальной (коррекционной) школе как средство управления познавательной деятельностью детей с интеллектуальными нарушениями. В работе рассматриваются теоретические основы организации уроков профильного труда, его коррекционная значимость и методические подходы, направленные на формирование профессиональных и познавательных навыков у обучающихся.

Ключевые слова: специальная коррекционная школа, управление познавательной деятельностью, дети с нарушениями интеллекта, уроки профильного труда.

Современное образование сталкивается с вызовом обеспечения качественного обучения для детей с интеллектуальными нарушениями. Важной задачей является создание условий, способствующих их социализации и развитию познавательных способностей. Уроки профильного труда в специальных (коррекционных) школах играют ключевую роль в этом процессе, предоставляя учащимся возможность развивать практические навыки и участвовать в образовательной деятельности, адаптированной к их индивидуальным потребностям.

Включение детей с нарушениями интеллекта в трудовую деятельность еще с первых шагов развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий подготовки их к самостоятельной жизни.

Во времена формирования отечественной системы вспомогательного образования А. Н. Граборов подчеркивал значимость трудовой деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью. По его мнению, работа помогает развивать восприятие и мышление таких учеников, служит главным инструментом воспитания и коррекции, а также обеспечивает профессиональное обучение. Таким образом, труд выступает важным фактором общего роста воспитанников [4].

Вопросы содержания и методик трудового воспитания школьников с особенностями интеллектуального развития стали активно изучаться отечественными специалистами начиная с 50–60-х годов XX столетия (Д. И. Азбукина, Г. М. Дульнева, В. Ю. Карвялиса, М. И. Кузьмицкой, С. Л. Мирского, Б. И. Пински и других).

Исследования Научно-исследовательского института дефектологии конца 60-х годов продемонстрировали, что развитие личности ребёнка с нарушениями интеллекта не является лишь следствием производимого им труда — оно эффективно осуществляется исключительно при целенаправленной организации процесса труда именно ради достижения образовательных целей [1].

Тогда же были разработаны конкретные методические подходы к обучению труду: методика начального трудового обучения (Н. П. Павлова), организация занятий сельскохозяйственным трудом (Е. А. Ковалёва), программы профессионального трудового обучения (С. Л. Мирский).

На современном историческом этапе профессионально-трудовое обучение является социально значимой деятельностью, которая может проявляться в различных видах уроков профильного труда: швейное дело, картонажно-переплетное дело, столярное дело, цветоводство, поварское дело, керамика. Все профили трудового обучения способствуют развитию у детей с интеллектуальными нарушениями навыков, необходимых для успешной социальной адаптации.

На уроках профильного труда используются различные методы, направленные на управление познавательной деятельностью учащихся. Среди них можно выделить индивидуальный подход, групповую работу, а также использование наглядных материалов и практических заданий. Эти методы позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, создавая условия для их активного участия в процессе обучения.

Уроки профильного труда представляют собой важное средство социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Участвуя в коллективных проектах и выполняя задания, дети не только учатся взаимодействовать друг с другом, но и развивают коммуникативные навыки, а также чувство принадлежности к группе. Эти умения необходимы для успешной интеграции в общество.

Организация уроков профильного труда в специальных (коррекционных) школах служит важным инструментом для управления познавательной деятельностью детей с интеллектуальными нарушениями, как отмечает Коновалова. В 2020 году в России было зарегистрировано более 2000 специальных (коррекционных) школ, активно внедряющих уроки профильного труда, что подчеркивает их значимость в образовательной системе [3].

Практическая деятельность играет ключевую роль в обучении детей с интеллектуальными нарушениями, так как она позволяет им лучше усваивать материал благодаря активному участию в процессе. Дети с такими особенностями восприятия часто испытывают трудности с абстрактным мышлением, поэтому практические задания, такие как изготовление поделок или выполнение простых производственных операций, помогают им наглядно увидеть результат своей работы, что стимулирует их познавательную активность. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 15 % населения мира имеют различные формы инвалидности, и для значительной их части практическая деятельность является наиболее подходящей формой обучения.

Методы и подходы к обучению через практическую деятельность включают использование наглядных пособий, пошаговых инструкций (технологических карт) и индивидуального подхода к каждому учащемуся. Учет особенностей каждого ребенка позволяет создать наиболее эффективную образовательную среду. Например, внедрение игровых элементов и поощрений за успешное выполнение заданий способствует поддержанию интереса и мотивации учеников. Исследования подтверждают, что практическая деятельность увеличивает уровень усвоения информации на 60 % по сравнению с традиционными методами обучения, что подчеркивает её эффективность. Вместе с тем, «профильное обучение определяют как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся».

Практическая деятельность оказывает положительное влияние на развитие познавательных способностей детей с интеллектуальными нарушениями. Во время выполнения заданий они развивают такие процессы, как внимание, память, логическое мышление и способность к анализу. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями, так как такие занятия способствуют их когнитивному развитию.

Методики организации уроков профильного труда в коррекционных школах разнообразны и направлены на развитие практических навыков и познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями. Современные исследования подтверждают, что индивидуализированные программы обучения, учитывающие особенности каждого ученика, демонстрируют высокую эффективность. Например, большинство детей с интеллектуальными нарушениями показывают значительное улучшение навыков при использовании таких программ. Это подчеркивает важность тщательного анализа и выбора методик, которые соответствуют специфическим потребностям и возможностям детей.

Одним из эффективных подходов является метод проектов, представляющий собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. Этот подход способствует не только развитию навыков, но и повышению мотивации учащихся, что особенно актуально в контексте коррекционного образования.

Адаптация уроков профильного труда к потребностям учеников с интеллектуальными нарушениями требует использования специализированных материалов и методов обучения. Применение сенсорных материалов может увеличить вовлеченность учащихся более чем на 30 %. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ученика для создания условий, способствующих их максимальному развитию. В этом контексте «педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика» [2].

Педагоги также играют ключевую роль в создании поддерживающей образовательной среды на уроках профильного труда. Они должны обеспечивать эмоциональную поддержку, поощрять активное участие и помогать ученикам преодолевать трудности. Исследования показывают, что использование индивидуального подхода и позитивного подкрепления значительно повышает успеваемость детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, педагоги должны быть готовы к постоянному обучению и совершенствованию своих навыков, чтобы эффективно работать с данной категорией учащихся.

В ходе проведенного исследования были изучены методы и подходы, используемые на уроках профильного труда в специальных (коррекционных) школах, и их влияние на познавательную деятельность детей с интеллектуальными нарушениями. Установлено, что применение психолого-педагогических и инновационных практик способствует развитию когнитивных способностей и навыков, необходимых для успешной социализации учащихся. Результаты исследования подтверждают, что уроки профильного труда являются эффективным инструментом управления познавательной деятельностью детей с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, уроки профильного труда в специальной (коррекционной) школе являются важным средством и средой управления познавательной деятельностью детей с интеллектуальными нарушениями.

Литература:

  1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1969.
  2. Известия ТулГУ. Педагогика: сборник научных статей / под ред. В. М. Петровичева. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. — 149 с.
  3. Инклюзивное образование: управление, технологии, практика: материалы научно-практической конференции / под ред. Е. Ю. Коноваловой. — Красноярск, 2018. — 114 с.
  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
специальная коррекционная школа
управление познавательной деятельностью
дети с нарушениями интеллекта
уроки профильного труда
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 434-436):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 434-436стр. 471

Молодой учёный