Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие системы дополнительного образования в коррекционных школах для детей с легкой умственной отсталостью: современные подходы и практический опыт

Педагогика
14.06.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Петенёва, Е. С. Развитие системы дополнительного образования в коррекционных школах для детей с легкой умственной отсталостью: современные подходы и практический опыт / Е. С. Петенёва, М. А. Раньжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126760/.


В статье рассматриваются актуальные вопросы развития системы дополнительного образования в коррекционных школах, ориентированной на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Представлен анализ текущей деятельности в рамках дополнительного образования в коррекционной школе, предложены рекомендации по внедрению современных образовательных технологий, в частности, в сфере программирования и электроники, с использованием внебюджетных источников финансирования. Особое внимание уделено анализу проблем, связанных со спецификой обеспечения товарами для детей с особенностями, кадровому дефициту, а также неподготовленности социума к инклюзии. Предложены пути решения, включающие формирование флагманских школ и вовлечение родителей в образовательный процесс.

Ключевые слова: дополнительное образование, коррекционная школа, дети с ОВЗ, легкая умственная отсталость, инклюзивное образование, образовательные технологии, социальная адаптация.

В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к гуманизации образования и созданию равных возможностей для всех детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особую актуальность приобретает развитие системы дополнительного образования в коррекционных школах, направленной на социализацию, адаптацию и всестороннее развитие детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальные способности и интересы, а также подготовить к успешной интеграции в социум.

В контексте развития инклюзивного образования, актуальным становится вопрос о необходимости поиска и внедрения новых подходов и технологий, позволяющих детям с ОВЗ взаимодействовать со здоровыми ровесниками на равноправной основе. Как отмечает С. Н. Коваленко: «Постоянно увеличивающееся число инвалидов показало необходимость поиска и внедрения новых способов равноправного взаимодействия детей с особенностями здоровья с их здоровыми ровесниками. Инклюзивное образование дало малышам с инвалидностью право на полноценное обучение, а педагогам — мотивацию улучшить свои компетенции, чтобы приспособить образовательную среду к нуждам всех детей. Но проблем в этой сфере до сих пор остается много» [1].

Целью данной статьи является анализ текущего состояния системы дополнительного образования в коррекционных школах для детей с легкой умственной отсталостью, выявление проблем и перспектив развития, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию данной системы.

Современная система дополнительного образования в коррекционных школах представлена различными направлениями, включая художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, социально-педагогическое, техническое и другие. Однако анализ текущей деятельности выявляет ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

Недостаточное развитие современных образовательных технологий: Внедрение инновационных технологий, таких как программирование, робототехника и электроника, в систему дополнительного образования коррекционных школ находится на начальном этапе. В то время как данные направления обладают огромным потенциалом для развития когнитивных функций, творческих способностей и профессиональной ориентации детей с ОВЗ.

Специфика обеспечения товарами для детей с особенностями: Отечественный рынок развивающих товаров для детей с ОВЗ, особенно школьного возраста, представлен ограниченным ассортиментом, особенно в сегменте интерактивного оборудования. Несмотря на растущий спрос и государственную поддержку, производители не всегда успевают удовлетворить потребности коррекционных школ в специализированном оборудовании. С учетом текущего законодательства купить товары, обеспечивающие потребность, становится настоящим квестом, так как большинство такого специфичного интерактивного оборудования представлено в основном зарубежными моделями, не внесенными в реестр Минпромторга [2].

Несовершенство образовательной системы: существует ряд трудностей, мешающих детям с особенностями здоровья обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками: например, недостаточно сформирована система социальной поддержки, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие инклюзивное обучение.

Острый дефицит квалифицированных специалистов: необходимо усовершенствовать систему подготовки кадров, которая на сегодняшний день готовит психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, в основном, для работы в коррекционных школах, однако количество специалистов явно недостаточно.

Неподготовленность социума к принятию детей-инвалидов: еще сильны в обществе отрицательные установки по отношению к детям с особенностями развития. Например, часто родители здоровых ребятишек не желают, чтобы их дети обучались вместе с инвалидами, опасаются, что такая форма образования повлечет за собой низкое качество знаний.

Отсутствие достаточного финансирования инклюзивных образовательных учреждений: чтобы развивать эту форму обучения, необходимо обеспечить школы особыми техническими средствами и оборудованием, оснастить комнаты для коррекционных занятий, логопедические и медицинские кабинеты, залы для ЛФК, сенсорные помещения.

Внедрение современных образовательных технологий является ключевым фактором повышения эффективности дополнительного образования для детей с ОВЗ. Особое внимание следует уделить следующим направлениям:

Программирование и робототехника: Занятия программированием и робототехникой способствуют развитию логического мышления, алгоритмизации, пространственного воображения и творческих способностей. Использование специализированных образовательных конструкторов и программных сред, адаптированных для детей с интеллектуальными нарушениями, позволяет сделать процесс обучения более доступным и интересным.

Интерактивные технологии: Применение интерактивных досок, панелей, столов и других мультимедийных средств позволяет создать динамичную и увлекательную образовательную среду. Интерактивные игры и упражнения способствуют развитию внимания, памяти, речи, мелкой моторики и других важных когнитивных функций.

Использование сенсорных комнат: Сенсорные комнаты, оснащенные специализированным оборудованием (световые проекторы, тактильные панели, звуковые системы и т. д.), создают благоприятные условия для релаксации, стимуляции сенсорных ощущений и коррекции психоэмоционального состояния детей с ОВЗ.

Практический опыт внедрения современных технологий в коррекционных школах: несмотря на существующие проблемы, в ряде коррекционных школ успешно реализуются проекты по внедрению современных технологий в систему дополнительного образования. Например, в некоторых школах созданы кружки робототехники, где дети с легкой умственной отсталостью собирают и программируют роботов, участвуют в соревнованиях и выставках. В других школах активно используются интерактивные доски и панели для проведения занятий по различным предметам.

Данный опыт показывает, что при правильной организации и методическом сопровождении, современные технологии могут быть успешно интегрированы в образовательный процесс коррекционных школ, способствуя повышению его эффективности и привлекательности для детей с ОВЗ.

Для решения проблем, препятствующих развитию системы дополнительного образования в коррекционных школах, необходимо реализовать комплекс мер, включающих:

Формирование флагманских школ: Создание таких школ, поможет лучше их оснастить как оборудованием, так и педагогами/логопедами и другими профильными специалистами.

Привлечение внебюджетных источников финансирования: поиск спонсоров, участие в конкурсах на получение грантов, организация благотворительных мероприятий.

Вовлечение родителей в образовательный процесс: организация совместных занятий, мастер-классов, консультаций, направленных на развитие родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Разработка и внедрение адаптированных образовательных программ: Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка с ОВЗ.

Повышение квалификации педагогических кадров: организация курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов по вопросам использования современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Совершенствование нормативно-правовой базы: разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих организацию и финансирование дополнительного образования в коррекционных школах.

Анализ сильных и слабых сторон предложенных решений:

Формирование флагманских школ по предоставлению инклюзивного дополнительного образования:

Сильные стороны: Концентрация ресурсов (как кадровых, так и материальных, и методических) в избранных учреждениях позволяет создать модельные площадки. Это обеспечивает распространение передового опыта и потенциально повышает качество образования для детей с ОВЗ в этих школах.

Слабые стороны: Существует риск создания «элитных» школ, что может усилить неравенство между ними и «обычными» школами. Распределение ресурсов может стать неравномерным, и опыт, приобретенный в флагманских школах, может быть сложно масштабировать на другие учреждения из-за различных условий и ресурсов.

Привлечение внебюджетных источников:

Сильные стороны: Привлечение дополнительного финансирования открывает возможности для реализации образовательных программ, улучшения материально-технической базы школ и привлечения внимания общественности к проблемам детей с ОВЗ.

Слабые стороны: Финансирование из внебюджетных источников часто нестабильно и зависит от внешних факторов. Поиск спонсоров и партнеров может быть сложным, а получение средств связано с необходимостью ведения отчетности и соблюдения требований доноров.

Вовлечение родителей в образовательный процесс:

Сильные стороны: Укрепление связи между семьей и школой, повышение родительской компетентности способствуют улучшению психоэмоционального климата в семье и развитию у ребенка чувства поддержки и уверенности в себе.

Слабые стороны: Родители могут проявлять недостаточную мотивацию или испытывать нехватку времени для активного участия. Разный уровень образованности и компетентности родителей также может представлять сложность. Организация совместных мероприятий с учетом индивидуальных потребностей семей требует значительных усилий.

Разработка адаптированных программ:

Сильные стороны: Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка повышает эффективность обучения, снижает уровень тревожности и стресса и создает благоприятные условия для развития потенциала.

Слабые стороны: Разработка и реализация адаптированных программ сложны и требуют индивидуального подхода к каждому ребенку. Это предъявляет повышенные требования к квалификации педагогов и делает процесс адаптации программ трудоемким.

Повышение квалификации педагогов:

Сильные стороны: Улучшение качества образовательного процесса, внедрение современных технологий и методик, повышение профессиональной компетентности педагогов и создание условий для их саморазвития и профессионального роста.

Слабые стороны: Педагоги могут проявлять недостаточную мотивацию к повышению квалификации, а также испытывать нехватку времени. Финансирование программ повышения квалификации может быть ограниченным, а оценка эффективности обучения — сложной задачей.

Совершенствование нормативно-правовой базы:

Сильные стороны: Создание четких и понятных правил и процедур, регламентирующих организацию и финансирование дополнительного образования, обеспечение прав и гарантий детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития инклюзивного образования.

Слабые стороны: Процесс разработки и принятия нормативных актов может быть медленным. Сложно учесть все нюансы и особенности, и существует необходимость постоянного мониторинга и корректировки нормативной базы.

Литература:

  1. Современные проблемы инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Национальный центральный институт дополнительного образования. — 2022. — 23 декабря. — URL: https://ncrdo.ru/center/blog/sovremennye-problemy-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (дата обращения:31.05.2025)
  2. О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875 (ред. от 18 февраля 2025 г.) // КонсультантПлюс: сайт компании «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_494318/ (дата обращения: 31.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дополнительное образование
коррекционная школа
дети с ОВЗ
легкая умственная отсталость
инклюзивное образование
образовательные технологии
социальная адаптация
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 259-261):
Часть 4 (стр. 227-297)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 259-261стр. 297

Молодой учёный