Автором статьи на основе библиографических материалов и правовых актов определяются понятие функции прокуратуры Российской Федерации, их роль и значение в вопросах обеспечения законности и правопорядка. При этом, анализируются нормативные предписания и доктринальные юридические позиции по вопросам развития функционального потенциала прокуратуры, делаются выводы о современном состоянии и перспективах дальнейшего развития института функций прокуратуры. Основная цель — внесение автором статьи вклада в формирование правовой определённости функций прокуратуры.
Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации, органы прокуратуры, функции, теоретические основы, правовые основы, состояние, перспективы.
Функции и полномочия прокуратуры занимают важное место в перечне элементов государственно-правового механизма, направленных на решение задач укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации. Эффективная организация прокурорского надзора за исполнением законов обеспечивает регулирование отношений в сфере различных отраслей жизнедеятельности общества и государства, и позволяет своевременно выявлять факты правонарушений и преступлений, принимать меры прокурорского реагирования. Формирование профессиональных компетенций прокурорских работников обусловлено направленностью функций и полномочий прокуратуры, определенных в ст. 129 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) и другим законодательством.
При этом автором рассматривались и брались во внимание позиции О. В. Пискуновой: «определение функций... как единой системы относительно обособленных, отличающихся постоянством, обусловленных целями и задачами развития современного общества, направлений воздействия на общественные отношения, а также устойчивых видов взаимодействия норм права друг с другом (внутрисистемных функций), в которых раскрывается сущность и юридическая природа правовых норм» [8, с. 7]. Указанный посыл формирует понимание того, что функции прокуратуры, как категории Конституции Российской Федерации, имеют логически-последовательную природу их социального предназначения, государственно-правового становления и развития.
А. Б. Ахметова по этому поводу отмечает: «Цели, задачи и функции прокуратуры в полной мере выражают ее юридическую природу как государственного органа, призванного обеспечивать законность и правопорядок в обществе и государстве» [6, с. 14]. Функциональное предназначение органов прокуратуры по сути является уникальным, поскольку формирует особый правовой статус, который отсутствует у какого-либо иного органа публичной власти.
А. К. Балдин отмечает, что в основу взаимодействия прокуратуры положены такие обязательные принципы как законность, гласность, комплексность, непрерывность и эффективность [7, с. 92]. Анализируя законодательные положения, можно сделать вывод о наличии определённых функций прокуратуры, которые следуют в том числе и из положений ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Однако, сама дефиниция в Законе о прокуратуре не закреплена, что следует, по нашему мнению, считать определенным правовым пробелом.
Е. А. Алева-Герман отмечает многофункциональность прокуратуры, которая проявлялась на всех исторических этапах развития прокуратуры при условии, что законодательно определённые рамки определения функций отсутствуют и нет границ для их выявления [5, с. 171–172]. Отсутствие формальной определённости не способствует установлению чётких пределов функционального обеспечения органов прокуратуры.
Рассматривая положения юридической доктрины, необходимо отметить некоторые позиции, которые высказывались по исследуемому вопросу. А. Ю. Ульянов выделяет следующие функции прокуратуры: правозащитная; надзорная; правотворческая; координационная; судебная; информационно-просветительская; международно-правовая [11, с. 7]. Также А. Ю. Ульянов отмечает процессуальные, научные и образовательные функции прокуратуры [12, с. 22]. Могут использоваться разнообразные основания для выделения функций прокуратуры, единая классификация в науке не сформирована.
Представляется, что функции прокуратуры должны коррелировать принципам организации и деятельности прокуратуры, установленным в ст. 4 Закона о прокуратуре. С. Г. Рокитянский отмечает уникальность функции общего надзора за деятельностью органов публичной власти [10, с. 100]. В определённой степени можно говорить об общих и специальных, первостепенных и второстепенных функциях прокуратуры.
Основы деятельности, как функции, российской прокуратуры базируются на конституционно закрепленных положениях. Представляется, что их содержание в определенной степени определено ч. 1 в ст. 129 Конституции Российской Федерации [1], и, по мнению автора статьи, включают в себя три основных блока:
– надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
– уголовное преследование в установленных законом пределах.
Функциональное предназначение прокуратуры определяется государственной и общественной потребностью в обеспечении неукоснительного исполнения законов и иных нормативно-правовых актов. Поэтому они наделены особым статусом, обусловливающим их независимость от федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления [2]. Данное положение влияет на недопустимость произвола со стороны властных структур.
В своей деятельности, как отмечалось выше, прокуратура руководствуется положениями Конституции Российской Федерации, Законом о прокуратуре, но и иными нормами российского законодательства. В части правовых основ прокурорской деятельности определенное значение имеют Указы Президента Российской Федерации. Так, например, согласно ч. 2 ст. 8 Закона о прокуратуре, Президент Российской Федерации утверждает Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью [3].
При реализации функций прокуратуры Российской Федерации существенную роль играют её ведомственные правовые акты, обладающие теоретическим и прикладным значением, и конкретизирующие порядок деятельности органов прокуратуры (пределы полномочий, особенности служебной деятельности др.). Детализация сущностных положений Закона о прокуратуре обеспечивается содержанием системы ведомственных актов и способствует повышению эффективности её функциональной деятельности.
В ч. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре закреплены пределы компетенции Генерального прокурора Российской Федерации, который вправе издавать: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции. В перечисленных организационно-распорядительных документах конкретизируются формы и методы работы прокуроров по различным профессиональным вопросам, особенности анализа ключевых показателей деятельности, разграничиваются полномочия в рамках структурного деления органов прокуратуры (например, приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» [4].
Деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов выполняет ряд функций, обозначенных в ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ст. 21 Закона о прокуратуре устанавливает, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением требований законодательства юридическими и физическими лицами, публичными органами и учреждениями. Основной задачей прокуратуры выступает выявление фактов нарушения требований закона и применение к ним мер прокурорского реагирования, что реализуется посредством установленных полномочий и средств прокурорского реагирования (ст. 22–25.1 Закона о прокуратуре).
Функции прокуратуры могут разъясняться посредством определения конкретного вида деятельности (в контексте полномочий органов прокуратуры), задач и предмета ведения. С другой стороны, функции прокуратуры выражаются в основных направлениях деятельности. Требуется разработка универсального механизма определения особенностей функционального предназначения прокуратуры, так как в научном сообществе отсутствуют единообразные подходы к установлению функций прокуратуры. Как ранее было отмечено, в наиболее общем виде функции прокуратуры определены в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации и продолжаются в нормах Закона о прокуратуре. Между тем, отсутствует, по нашему мнению, ясно сформированная дефиниция «функции прокуратуры».
Использование в Законе о прокуратуры такого понятия как «иные функции прокуратуры» делает неоднозначным определение пределов функциональных связей, размывает границы для установления функций прокуратуры. Помимо формально определённых функций, в иные функции прокуратуры может быть отнесено значительное количество оснований. Подобное положение не отвечает правоприменительным потребностям и делает неопределённым предмет прокурорского надзора. Между тем, разграничение по предмету прокурорского надзора определяет формирование разновидностей надзорной деятельности (распределение обязанностей внутри органов прокуратуры). Представляется, что для повышения уровня правовой определённости ст. 1 Закона о прокуратуре следует дополнить дефиницией «функции прокуратуры».
Изложенное содержание статьи констатирует — функции прокуратуры составляют существо практической деятельности прокурорских работников. Как вывод авторских суждений по её тематике, на основе результатов анализа теоретических работ [6,8], положений российского законодательства, автор статьи выработал дефиницию понятия «Функция прокуратуры». По нашему мнению, это «однообъектовая профессиональная организационно-обособленная по структуре деятельность ее федеральных служащих и государственных гражданских служащих, других работников по решению государственно значимых задач в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
- Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 (ред. от 14.06.2024) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1958.
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 (ред. от 02.09.2024) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС КонсультантПлюс.
- Алева-Герман Е. А. Многофункциональность прокуратуры Российской Федерации как принцип ее организации и деятельности. Актуальные проблемы российского права. 2022. № 17(4). С. 170–181.
- Ахметова А. Б. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации и Республике Казахстан: сравнительно-правовой анализ: дис.... кандидата юридических наук. Пенза, 2014. 155 с.
- Балдин А. К. Взаимодействие органов прокуратуры с высшими учебными заведениями как условие повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании // Законность и правопорядок. 2019. № 4 (24). С. 90–93.
- Пискунова О. В. Функции норм российского права: дис.... кандидата юридических наук. Саратов, 2012. 173 с.
- Рокитянский С. Г. Место прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации: теоретический, исторический и нормативный аспекты // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 4. С. 80–102.
- Ульянов А. Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 5–7.
- Ульянов А. Ю. Конституционализация прокуратуры Российской Федерации в системе публичной власти: автореферат дис.... кандидата юридических наук. Екатеринбург, 2020. 30 с.