Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации

Юриспруденция
24.06.2021
154
Поделиться
Библиографическое описание
Ионова, К. А. Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации / К. А. Ионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82810/.


В данной статье раскрывается проблематика правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура, государственный орган, надзорные функции.

На законодательном уровне закреплен правовой статус органов прокуратуры в статье 129 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [1].

Стоит отметить, что статья Конституции РФ, определяющая правовое положение прокуратуры расположена в главе «Судебная власть и прокуратура», в связи с чем, на протяжении всей современной истории теоретики спорят о том, какое место занимает прокуратура в государственном механизме России. Кроме того, полномочия прокураты зачастую пересекаются с полномочиями иных органов государственной власти. На основании чего, проблематика относительно правового положения прокуратуры остается актуальной на сегодняшний день.

Положение прокуратуры в Основном законе государства связано с историей становления данного органа и законодательными изменениями в стране. При принятии Конституции РФ 1993 года, статья о прокуратуре отсутствовала в проекте закона, поскольку прокуратуру посчитали не нужным для государства органом, ее функции не удовлетворяли новую концепцию государства. На защиту прокуратуры встал лишь один человек — Казанник А. И. Генеральный прокурор РФ, который убедил Ельцина Б. Н., что прокуратуру ликвидировать нельзя. В связи с этим, статья о прокуратуре была помещена в единую главу с судебной ветвью власти, поскольку другого места не нашлось [2, с. 85].

Основной функцией прокуратуры России является осуществление надзора, помимо этого, прокуратура выполняет ряд иных функций.

В частности, к иным функциями прокуратуры Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, осуществление уголовного преследования [3].

Кроме того, прокуратура активно взаимодействует с общественностью посредством разъяснения действующего законодательства, тем самым, выполняя функцию правового просвещения. На основании Федерального закона «О прокуратуре» задачей прокуратуры является также поддержание государственного обвинения в суде и представление интересов социально незащищенных слоев населения по особым категориям дел.

Таким образом, законодатель, хотя и определил функции и полномочия прокуратуры, ее место в системе государственных органов России остается размытым для понимания.

В частности, спорными сегодня являются полномочия прокуратуры по осуществлению уголовного преследования, так как на протяжении всей своей истории роль прокуратуры постоянно претерпевала изменения, на сегодняшний день прокуратура выделена в качестве отдельного государственного органа, осуществляющего надзорные полномочия.

С момента разделения прокуратуры и следственных органов, прокуратура лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела, участвовать в расследовании преступлений. Однако, законодатель не исключил и не переформулировал в законе данную функцию прокуратуры. На практике функции уголовного преследования проявляется только при участии прокурорских работников в качестве государственных обвинителей в уголовном процессе, где они представляют позицию обвинения, участвуют в исследовании доказательств и высказываю правовую позицию по делу.

Статистика поступающих в органы прокуратуры обращений о привлечении к уголовной ответственности лиц, нарушивших право, о необходимости возбуждения уголовных дел свидетельствует о непонимании гражданами роли прокуратуры, как надзорного органа.

Тогда как, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Подобные обращения в соответствии с инструкцией о порядке разрешений обращений граждан в органах прокуратуры регистрируются (в течение 3 дней), направляются почтовой корреспонденцией в уполномоченный орган (в течение 7 дней). Данная тенденция указывает на затягивание разрешения вопроса по существу. Стоит отметить, что органы прокуратуры обладают правом перенаправить обращений без какого-либо последующего контроля за его разрешением уполномоченным органом. Тем самым, создается волокита, тогда как быстрое раскрытие правонарушений и преступлений возможно только по горячим следам.

В связи с чем, необходимо на законодательном уровне разрешить вопрос относительно участия прокуратуры в осуществлении уголовного преследования, изменив формулировку данной функций, с акцентом на осуществление надзорной деятельности со стороны прокуратуры при участии осуществления уголовного преследования.

Также спорным остается вопрос относительно правотворческой деятельности органов прокуратуры. Сегодня прокуратура не обладает правом законодательной инициативы, а лишь вносит предложения в законодательные органы. В то же время, практика многих субъектов РФ показывает, что прокуратура как надзорный орган в полной мере информирована о пробелах законодательства и предложения прокуратуры о внесении изменений в законы субъектов и на федеральном уровне зачастую удовлетворяются.

Таким образом, целесообразно на законодательном уровне внести изменения по вопросу участия прокуратуры в правотворческой деятельности, наделив прокуроров правом законодательной инициативы, соответственно исходя из уровня прокуратуры на федеральном или региональном уровне.

Также необходимо разграничивать статус прокуратуры и судебных органов, поскольку прокуратура не контролирует и не надзирает за судебными органами, а тесно взаимодействует с ними, участвуя в качестве стороны обвинения или же представляя интересы социально незащищенных слоев населения. В связи с чем, необходимо внести изменения в Конституцию РФ, выделив прокуратуре отдельную главу, тем самым отграничив прокуратуру от судебных органов.

Помимо всего изложенного, необходимо отметить, что прокуратура является надзорным органом по отношению к органам исполнительной власти, в частности, органов полиции, однако она не является контрольным органом по отношению к ним, а лишь проверяет законность действий и решений данных органов по поступившим обращениям граждан, либо в ходе проверки законности процессуальных решений, принимаемых органами предварительного расследования. На основании чего, необходимо разграничивать полномочия прокуратуры и высшего органа исполнительной власти — Правительства РФ.

Таким образом, на сегодняшний день необходима дальнейшая корректировка законодательного статуса прокуратуры, наделение ее единственной функцией ради которой она была создана — надзорной, уточнение ряда функций прокуратуры по осуществлению уголовного преследования, увеличение полномочий прокуратуры в правотворческой деятельности, а также более тщательное информирование населения о ее уникальных функциях, что позволит добиться разрешения вопросов граждан по существу в разумные сроки.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Власова М. А. Загадка главы 7 Конституции РФ, или О том, кто спас российскую прокуратуру от ликвидации в 1993 году // Конституционное и муниципальное право, 2020. № 10. С. 85.
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
прокуратура
государственный орган
надзорные функции
Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 171-173):
Часть 3 (стр. 141-207)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 171-173стр. 207

Молодой учёный