Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка

Педагогика
30.03.2025
36
Поделиться
Библиографическое описание
Сергеева, Е. Н. Формирование традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка / Е. Н. Сергеева, А. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123775/.


Статья транслирует опыт формирования традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка

Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, формирование, прием, язык.

Роль русского языка особенно значительна в нашей жизни. Ценность его не исчерпывается тем, что он является государственным языком Российской Федерации и языком общения. Человек существует в языке и при языке. Именно языковая среда растит человека, питает и определяет его мышление и культуру. Она же и формирует личность. С помощью языка человек познает мир, выражает свое отношение к нему. Таким образом, язык является сущностным элементом человеческой личности, «носителем» человеческого мышления, средством выражения самой личности.

Искусственный интеллект и цифровые технологии все больше влияют на нашу жизнь и образование. Однако, процесс воспитания нельзя переложить на плечи современных технологий. Традиционные нравственные ценности являются основой человеческой жизни. Русский язык обладает широким спектром возможностей в формировании традиционных ценностей у подрастающего поколения. Русский язык является одним из самых воспитательных предметов. Актуальность проблемы формирования традиционных нравственных ценностей у школьников обусловлена современными социальными условиями.

Русский язык обладает большими возможностями, чтобы служить «каналом» передачи нравственного опыта от старшего поколения к младшему. Для этого необходимо, чтобы языковой материал, представленный в учебниках по русскому языку, отражал нравственный опыт, накопленный предыдущими поколениями. С помощью соответствующего языкового материала и сопровождающих его заданий учитель сможет осуществлять работу по формированию у обучающихся личностно значимых нравственных качеств и ориентиров.

Формирование традиционных нравственных ценностей в речи — это многослойный и многогранный процесс, который включает в себя несколько направлений. Данные направления и их содержание представлены в Таблице.

Таблица 1

Направления формирования традиционных нравственных ценностей в речи

Направление

Содержание

Лингвистическая грамотность

правильное употребление слов в речи, орфографическая и лексическая грамотность

Этическое воспитание

доброжелательность, честность, ответственность

Культурные ценности

уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему

Эмоциональная стабильность

позволяет контролировать свои эмоции и воспитывать стрессоустойчивость

В век социальных сетей и образовательных платформ речь остается действенным инструментом для влияния и вдохновления. Так как среди современных школьников популярно блогерство, то детям можно дать лингвистическое задание на основе текста Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и записать видеоролик в виде новостной сводки о духовно-нравственных ценностях.

Этическое воспитание происходит как формирование фундаментальных ценностей: доброжелательность, честность и ответственность. Хорош здесь прием связи, на котором учитель задает два объекта, не пересекающихся между собой по смыслу. Дети строят цепочку взаимоотношений между этими объектами и тем самым исходя из одного положения должны прийти в другое.

Культурные ценности воспитываются через уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему страны, признанию значения предков. Для формирования культурных ценностей целесообразно использовать социокультурный прием «Рафт» (роль, аудитория, форма, тема). Основная задача — это повествование, описание или рассуждение от лица заданного героя, который попадает в определённую аудиторию. Это и является основной сложностью этого задания. В данном приеме необходимо четко определить тему, выделить роли и найти способ нужного взаимодействия. Форму можно выбрать разную: монолог, рассказ, эссе. Данный прием представлен на схеме в таблице 1.

Таблица 1

РАФТ

Р

Роль, от чьего лица представляется текст

А

Аудитория, кому адресован текст

Ф

Форма: жанр текста или устного сообщения

Т

Тема: вопрос, который будет рассмотрен

Эмоциональная стабильность позволяет контролировать свои эмоции и воспитывать стрессоустойчивость. В данном направлении стоит выделить прием «Маша-растеряша», при котором детям необходимо задать условие, а потом следует подобрать ресурсы при помощи которых будут выполнены эти условия. Можно не только подбирать необходимые условия, но и изменять их.

Одним из важных направлений в формировании нравственных ценностей является критическое мышление. В данном направлении можно использовать прием «Я беру с собой в поход». Учитель загадывает условия, о которых должны догадаться дети. Например, продукты на согласный звук идут в поход, а на гласный не идут в поход. Ребята должны догадаться об общем признаке этих предметов. Такая игра может быть организована в социальных сетях класса. Ее можно использовать на классных мероприятиях и на уроке русского языка.

Формирование традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка с помощью таких приемов помогают осваивать не только предметный материал, но и укрепляют данные ценности. Эти приемы и задания способствуют созданию атмосферы, в которой ученики понимают важность традиционных нравственных ценностей.

Литература:

  1. Воителева Т. М. Ценностные ориентиры как важнейшее условие обучения русскому языку в основной школе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2019. № 5. С. 1142–1145.
  2. Артамонова Е. И. Модернизация педагогического образования России в условиях XXI века // Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции / Под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. М., 2019. С. 3–9.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
традиционные нравственные ценности
формирование
прием
язык
Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 198-200):
Часть 3 (стр. 153-223)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 198-200стр. 223

Молодой учёный