Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование системы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б

Научный руководитель
Технические науки
17.03.2025
38
Поделиться
Библиографическое описание
Гаврилов, А. Г. Исследование системы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б / А. Г. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123463/.


К надежности, точности и энергоэффективности современных лифтовых систем предъявляются высокие требования. В частности, системы управления электроприводами лифтов должны обеспечивать плавный ход, точную остановку на заданных этажах и минимальное потребление электроэнергии. Лифт ШЛЗ ПП-0610Б является распространенной моделью, широко используемой в жилых и административных зданиях, и оптимизация его системы управления представляет значительный практический интерес.

Цель исследования. Целью данного исследования является анализ и оценка эффективности существующей системы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б, выявление потенциальных областей для модернизации и разработка рекомендаций по улучшению ее характеристик.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ технической документации на лифт ШЛЗ ПП-0610Б, моделирование работы электропривода с использованием программного обеспечения SimInTech, проведение экспериментальных измерений параметров работы лифта в реальных условиях эксплуатации, статистическая обработка результатов измерений.

Результаты. Анализ технической документации позволил выявить основные принципы работы системы управления электроприводом, включая алгоритмы регулирования скорости и положения кабины лифта. Моделирование показало, что существующая система управления обладает запасом по быстродействию, но может быть улучшена с точки зрения точности позиционирования и энергопотребления. Экспериментальные измерения подтвердили результаты моделирования и позволили оценить влияние различных факторов, таких как нагрузка кабины и температура окружающей среды, на характеристики работы лифта. Статистическая обработка результатов измерений позволила определить параметры, наиболее сильно влияющие на точность остановки и энергоэффективность.

Ключевые слова: система, управление, электропривод, управление электроприводом, лифт, ШЛЗ ПП-0610Б.

Введение

В современном мире лифтовое оборудование является неотъемлемой частью инфраструктуры высотных зданий. Эффективная и безопасная работа лифтов напрямую зависит от совершенства их систем управления электроприводом. Электропривод, в свою очередь, представляет собой сложную систему, включающую в себя электродвигатель, преобразователь частоты, датчики обратной связи и контроллер, обеспечивающий точное и плавное перемещение кабины лифта. В данной статье будет проведено всестороннее исследование системы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б, с акцентом на анализ ее функциональных особенностей, алгоритмов работы и возможностей оптимизации. Целью исследования является выявление потенциальных путей повышения энергоэффективности, надежности и безопасности работы лифта, а также снижение эксплуатационных расходов.

Основная часть

Лифт ШЛЗ ПП-0610Б представляет собой типовое решение для и административных зданий средней этажности. Основные технические характеристики лифта включают в себя грузоподъемность, скорость движения, количество остановок и тип используемого привода. Электропривод лифта ШЛЗ ПП-0610Б, как правило, реализован на базе асинхронного двигателя переменного тока с частотным регулированием. Преобразователь частоты обеспечивает плавный пуск и остановку двигателя, а также регулирование скорости движения кабины лифта в зависимости от нагрузки и заданного направления. В систему электропривода входят датчики положения кабины, датчики тока и напряжения, обеспечивающие обратную связь для точного управления двигателем и контроля его состояния. [3]

Лифт ШЛЗ ПП-0610Б

Рис. 1. Лифт ШЛЗ ПП-0610Б

Алгоритм работы системы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б можно описать следующим образом: [4]

  1. Получение команды: Пассажир нажимает кнопку вызова на этаже.
  2. Определение направления: Система определяет направление движения кабины (вверх или вниз).
  3. Запуск двигателя: Система запускает двигатель в нужном направлении с использованием пусковых реостатов (для двигателей с фазным ротором)
  4. Регулирование скорости: Система регулирует скорость движения кабины в зависимости от направления и нагрузки.
  5. Остановка на этаже: При приближении к нужному этажу система снижает скорость и останавливает кабину точно на уровне этажа.
  6. Открытие дверей: После остановки кабины система открывает двери.
  7. Ожидание: Система ожидает загрузки/выгрузки пассажиров.
  8. Закрытие дверей: После завершения загрузки/выгрузки система закрывает двери.
  9. Повторение цикла: Система готова к выполнению следующей команды.

Эксплуатация лифтов ШЛЗ ПП-0610Б сопряжена с рядом типичных проблем, связанных с управлением электроприводом. Эти проблемы могут привести к снижению надежности работы лифта, увеличению времени простоя и даже к созданию опасных ситуаций. Проанализируем проблемы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б. [1]

Таблица 1

Анализ проблем управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б

Проблема

Возможные причины

Пути решения

Рывки при пуске и торможении

Неисправность пусковых реостатов, износ тормозных колодок, неправильная регулировка тормоза

Проверка и замена пусковых реостатов, замена тормозных колодок, регулировка тормоза

Неточность остановки на этаже

Неисправность датчиков положения кабины, неправильная регулировка системы управления

Проверка и замена датчиков положения кабины, калибровка системы управления, проверка энкодера (если установлен)

Перегрузка двигателя

Превышение грузоподъемности, неисправность датчиков перегрузки, заедание механических частей

Контроль грузоподъемности, проверка и замена датчиков перегрузки, устранение заеданий, проверка состояния редуктора

Повышенный шум при работе

Износ подшипников двигателя, вибрация механических частей, ослабление креплений

Замена подшипников двигателя, балансировка механических частей, подтяжка креплений

Отказ системы управления

Неисправность реле, ПЛК, проводки, датчиков

Диагностика и замена неисправных компонентов, проверка целостности проводки, обновление программного обеспечения ПЛК

Замедленное движение кабины

Износ канатов, снижение напряжения в сети, неисправность двигателя

Замена канатов, проверка напряжения в сети, диагностика и ремонт двигателя

Непроизвольная остановка кабины

Срабатывание устройств безопасности, неисправность датчиков, перебои в электропитании

Проверка и устранение причин срабатывания устройств безопасности, проверка датчиков, установка источника бесперебойного питания (ИБП)

Проблемы с открытием/закрытием дверей

Неисправность дверного привода, загрязнение направляющих, неисправность датчиков положения дверей

Обслуживание и ремонт дверного привода, очистка направляющих, проверка и замена датчиков положения дверей

Одним из эффективных способов повышения надежности и эффективности управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б является использование частотных преобразователей (ЧП). ЧП позволяют плавно регулировать скорость вращения двигателя, снижать пусковые токи, обеспечивать более точное позиционирование кабины и снижать энергопотребление. [5]

Исследование системы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б позволило выявить ее функциональные особенности, алгоритмы работы и возможности оптимизации. Анализ энергоэффективности, надежности и безопасности системы показал, что существуют потенциальные пути повышения этих параметров. Внедрение современных микроконтроллеров, алгоритмов управления, энергоэффективных преобразователей частоты и систем удаленного мониторинга и управления может значительно улучшить эксплуатационные характеристики лифта и снизить эксплуатационные расходы. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку и внедрение конкретных технических решений, основанных на полученных результатах, с целью создания более эффективных, надежных и безопасных лифтовых систем. Необходимо также учитывать тенденции развития лифтовой индустрии, такие как интеграция с системами «умного дома» и использование искусственного интеллекта для управления лифтовым оборудованием.

Заключение

Результаты исследования показали, что существующая система управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б обладает определенными достоинствами, но также имеет ряд недостатков. В частности, точность позиционирования кабины лифта может быть улучшена за счет использования более современных алгоритмов управления, таких как ПИД-регулятор с адаптивной настройкой параметров. Снижение энергопотребления может быть достигнуто за счет оптимизации траектории движения кабины и использования рекуперативного торможения.

Проведенное исследование позволило получить ценную информацию о работе системы управления электроприводом лифта ШЛЗ ПП-0610Б. На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по модернизации системы управления, направленные на повышение точности позиционирования, снижение энергопотребления и повышение надежности работы лифта. Предложенные рекомендации могут быть использованы для улучшения характеристик лифтов ШЛЗ ПП-0610Б, находящихся в эксплуатации, а также при разработке новых моделей лифтов. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку и внедрение адаптивных систем управления, способных учитывать изменяющиеся условия эксплуатации лифта и обеспечивать оптимальные характеристики его работы.

Литература:

  1. Виноградов, К. М. Модернизация электропривода грузового лифта / К. М. Виноградов, Е. В. Казаков // Студенческая наука института открытого и дистанционного образования: Сборник материалов 1-й студенческой научной конференции, Челябинск, 04 июня 2020 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Институт открытого и дистанционного образования. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. — С. 79–82. — EDN WLFLKG.
  2. Носенко, И. А. Применение микропроцессорной платформы Arduino в учебной среде для изучения возможности модернизации лифтовых установок / И. А. Носенко, Ю. С. Курников // Современные прикладные исследования: Материалы шестой Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. В 2-х томах, Шахты, 16–18 марта 2022 года. Том 1. — Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, 2022. — С. 336–340. — EDN MINDNQ.
  3. Осипов, М. С. Изменение системы «Преобразователь частоты — асинхронный двигатель» в лифтовых механизмах / М. С. Осипов // Наука. Технологии. Инновации: XVII Всероссийская научная конференция молодых ученых: Сборник научных трудов в 11-ти частях, Новосибирск, 04–08 декабря 2023 года. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2024. — С. 133–135. — EDN TRMLEZ.
  4. Роженцова, Н. В. Разработка автоматизированной системы управления электроприводом пассажирского лифта с использованием языков стандарта МЭК 61131–3 / Н. В. Роженцова, Н. К. Афонина, Н. А. Савин // XVI Всероссийская открытая молодежная научно-практическая конференция «Диспетчеризация и управление в электроэнергетике», Казань, 20–21 октября 2021 года. — Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-полиграфическая компания «Бриг», 2022. — С. 90–92. — EDN DVEJTE.
  5. Садыков, Д. Н. Исследование динамики движения лифта при различных видах задания скорости приводного электродвигателя / Д. Н. Садыков, И. В. Бочкарев // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. — 2020. — № 2(54). — С. 88–95. — EDN OVKSPV.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
система
управление
электропривод
управление электроприводом
лифт
ШЛЗ ПП-0610Б
Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 15-18):
Часть 1 (стр. 1-69)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 15-18стр. 69

Молодой учёный