Особенности применения предупреждения как принудительной меры воспитательного воздействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 июня, печатный экземпляр отправим 18 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 11.02.2025

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Селезнева, Д. А. Особенности применения предупреждения как принудительной меры воспитательного воздействия / Д. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122687/ (дата обращения: 01.06.2025).



В настоящей статье рассматривается одна из принудительных мер воспитательного воздействия — предупреждение. Проблемы применения предупреждения на практике оказывают негативное воздействие как на уголовное, так и на уголовно-процессуальное законодательство. Автором на основе анализа судебной практики и мнения ученых предлагается ряд изменений, что позволит совершенствовать механизм освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания.

Ключевые слова: уголовное право, уголовный процесс, предупреждение, принудительная мера воспитательного воздействия, освобождение от уголовной ответственности.

Статьей 431 УПК РФ регламентируется вопрос освобождения судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Следует отметить, что диспозиция части первой рассматриваемой статьи отсылает нас к уголовному законодательству, поскольку вопросы назначения таких мер, равно как и назначения наказания, регламентируется нормами материального права. Применение таких мер обосновано возможностью заменить наказание более легкими мерами, которые, в свою очередь (как подразумевается законодателем) окажут влияние на несовершеннолетнего, что приведет к его дальнейшему исправлению, и как следствие, выполнит цели превенции. Однако содержание норм, посвященных принудительным мерам воспитательного воздействия, вызывает на практике множество вопросов. Одной из мер принудительного воздействия является предупреждение.

Как пишет Е. В. Булатова, предупреждение, пожалуй, является наиболее мягкой формой воспитательного воздействия и заключается в доведении до несовершеннолетнего требований вести законопослушный образ жизни в целях недопущения повторного совершения противоправных деяний, включая административные правонарушения. Такая мера в основе своей имеет воспитательно-правовое значение [1, с. 149]. Предупреждение — это мероприятие разовое, несущее в себе в основном воспитательное значение, однако в нем присутствуют и элементы правового значения. Основная цель предупреждения заключается в том, чтобы подросток осознал противоправность своих деяний, прочувствовал всю негативную оценку своего деяния и пересмотрел дальнейшее свое поведение [3, с. 124]. Однако как будет сказано далее, весьма сомнительным в таком случае представляется применение ч.4 ст. 90 УК РФ, подразумевающей систематическое неисполнение принудительной меры воспитательного воздействия. В таком случае, исходя из разового характера предупреждения представляется невозможным применять положения ч.4 ст.90 УК РФ, что, на наш взгляд, однозначно позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования института принудительных мер воспитательного воздействия. В качестве примера судебной практики рассмотрим постановление Балахнинского городского суда, в котором указывается, что в судебном заседании помощник Балахнинского прокурора Назаров А.А просил применить в отношении несовершеннолетнего ФИО1 принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную п. «а» ч. 2 ст. 90 УК РФ в виде предупреждения. Потерпевший в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть ходатайство в его отсутствии, не возражает о применении к несовершеннолетнему ФИО1 меры воспитательного воздействия. Обстоятельств, препятствующих применению принудительных мер воспитательного воздействия в виде предупреждения, не установлено. В данной связи суд приходит к выводу о возможности назначения ФИО1 по прекращенному следователем уголовному делу принудительной меры воспитательного воздействия в виде предупреждения [5].

Как справедливо отмечает А. М. Репьева, эффективность существования предупреждения представляется слабой. Данная точка зрения может быть подкреплена следующими доводами: порицание в форме разъяснения несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений (именно так раскрывает содержание предупреждения УК РФ), должно осуществляться в целом в ходе заседания суда и каждодневно в ходе воспитательного процесса, а не как мера принудительного воздействия, назначаемая в качестве альтернативы уголовной ответственности [8, с. 477]. Как указывает А. Н. Горячева, в ряде случаев упущение в воспитании подростка, совершившего общественно опасное деяние, заключается именно в том, что ему своевременно не была разъяснена опасность подобного поведения и его негативные последствия как для потерпевшего, так и для самого несовершеннолетнего. В связи с этим воспитательная роль предупреждения весьма высока и его нецелесообразно исключить из числа принудительных мер воспитательного воздействия [2, С. 104].

Мы разделяем точку зрения Е. В. Медведева, который считает, что отдельное закрепление в УК РФ предупреждения как принудительной меры воспитательного воздействия является лишним, т. к. разъяснение несовершеннолетним последствий совершения общественно опасных и противоправных деяний выступает частью профилактики подростковой преступности [4, С. 5]. Интерес представляет позиция Т. А. Савиной. Автор пишет, что крайне редки те случаи, когда суд может обойтись лишь одним предупреждением. В такой ситуации речь идет о подростке, который всегда и везде характеризовался положительно, не имел дурных привычек и негативного влияния со стороны, но ввиду каких-то объективных или субъективных обстоятельств совершил преступление, за что очень сильно кается и полностью осознает всю противоправность совершенного поступка. Безусловно, такие случаи имеют место быть [9, с. 91]. На наш взгляд, решение возникшей проблемы возможно двумя способами. Первый — предупреждение как самостоятельный вид принудительной меры воспитательного воздействия не достигает, на наш взгляд, поставленной законодателем цели в ст. 90 УК РФ, а именно исправление несовершеннолетнего. Данную меру воспитательного воздействия было бы целесообразно применять вместе со всеми остальными мерами, то есть содержание каждой из мер воспитательного воздействия должна предусматривать предупреждение, то есть разъяснение несовершеннолетнему всех последствий совершенного преступления и последствий повторного совершения преступлений. В данном случае возможно внести изменения в ч.1 ст.91 УК РФ и дополнить ее предложением следующего содержания: «Предупреждение может применяться лишь в совокупности с иными принудительными мерами воспитательного воздействия, предусмотренными частями второй-четвертой настоящей статьи». В качестве аргумента в поддержку данной позиции приведем пример судебной практики. В постановлении Ванинского районного суда указывается: «С учетом изложенного, в целях воспитательного воздействия, а также контроля за поведением несовершеннолетнего и предотвращения совершения им новых преступлений и правонарушений, суд приходит к выводу о необходимости назначения ему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. «а,б,г» ч.2 ст. 90 УК РФ; суд применил в отношении ФИО1 принудительные меры воспитательного воздействия в виде: предупреждения, передачи под надзор матери ФИО2, ограничения пребывания вне постоянного места жительства или пребывания в период с 22 часов до 6 часов следующего дня без законного представителя» [6].

В данном случае суд первой инстанции применял сразу три меры для достижения целей воспитательного воздействия. Вторым способом, на наш взгляд, является закрепить на законодательном уровне возможность применять данную меру лишь за преступления небольшой тяжести, что позволит рассматривать предупреждение как профилактическую меру, применяемую к наименее общественно опасным деяниям. Применение данной меры к преступлениям средней тяжести не редкость в судебной практике. Например, в постановлении Красноармейского районного суда указывается, что несовершеннолетний обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.166 УК РФ (относящееся к преступлениям средней тяжести в виду максимального срока лишения свобода пять лет), суд посчитал целесообразным назначить принудительную меру воспитательного воздействия в виде предупреждения, поскольку несовершеннолетний ранее не судим, характеризуется удовлетворительно, притом что его законный представитель заверила суд, что имеет влияние на своего сына, который не вышел из-под её контроля.

Суд приходит к выводу, что вышеизложенные обстоятельства дают основания полагать, что ФИО1 может быть исправлен без применения в отношении него уголовного наказания, в связи с чем он может быть освобождён от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия [7]. На наш взгляд, данный пример показывает крайнюю оценочность предупреждения и ее слабую эффективность, поскольку аргумент «имеет влияние на своего сына, который не вышел из-под её контроля» относится к скорее к передаче под надзор, нежели предупреждение.

Оба приведенных выше способа решения проблемы могут быть применены законодателем, однако мы же отдаем предпочтение первому способу, поскольку предупреждение является исключительно профилактической мерой, которую целесообразно применять к любой из них перечисленных в законе принудительных мер воспитательного воздействия.

Литература:

  1. Булатова, Е. В. Особенности освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних / Е. В. Булатова // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 11 (179). — С. 148–151.
  2. Горячева, А. Н. Принудительные меры воспитательного воздействия как инструмент предупреждения преступлений несовершеннолетних / А. Н. Горячева, Р. Ф. Зиннатов // Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Елабуга, 17 апреля 2015. — 2015. — С. 103–105.
  3. Латыпова, Д. М. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия / Д. М. Латыпова, Е. К. Панькина // Вестник Самарского юридического института. — 2018. — № 5 (31). — С. 123–126.
  4. Медведев, Е. В. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия / Е. В. Медведев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2009. — № 4. — С. 4–7.
  5. Постановление Балахнинского городского суда № 1–283/2020 от 7 октября 2020 г. по делу № 1–283/2020. — Текст: электронный // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/YKmdm0xV5hLC/ (дата обращения: 04.02.2025).
  6. Постановление Ванинского районного суда № 1–204/2023 от 8 декабря 2023 г. по делу № 1–204/2023. — Текст: электронный // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ZWi5ueiFImbq/ (дата обращения: 04.02.2025).
  7. Постановление Красноармейского районного суда № 1–301/2019 от 15 июля 2019 г. по делу № 1–301/2019. — Текст: электронный // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/L1wN19pa5eUK/ (дата обращения: 04.02.2025).
  8. Репьева, А. М. Принудительные меры воспитательного воздействия: вектор развития / А. М. Репьева // Государственно-правовые исследования. — 2020. — № 3. — С. 475–478.
  9. Савина, Т. А. Значение предупреждения как принудительной меры воспитательного воздействия / Т. А. Савина // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 1–7. — С. 89–91.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательное воздействие, мера, принудительная мера, УК РФ, предупреждение, уголовная ответственность, вид предупреждения, судебная практика, суд, законный представитель.


Ключевые слова

уголовное право, уголовный процесс, предупреждение, освобождение от уголовной ответственности, принудительная мера воспитательного воздействия

Похожие статьи

Проблемы принудительных мер воспитательного воздействия в Уголовном кодексе России

В статье рассмотрен вопрос эффективности принудительных мер воспитательного воздействия на современном этапе развития Уголовного кодекса Российской Федерации. Приведены статистические данные и проанализировано современное состояние положений уголовно...

Система принудительных мер воспитательного воздействия

Статья посвящена исследованию принудительных мер воспитательного характера. Отмечается, что данные меры применяются исключительно к несовершеннолетним и являются видом освобождения от уголовной ответственности (а ст. 92 УК также предусматривает, что ...

Проблемы назначения и исполнения исправительных работ в отношении несовершеннолетних

В данной работе рассмотрены особенности назначения и исполнения такой меры наказания для несовершеннолетних правонарушителей как исправительные работы, проанализированы сдерживающие обстоятельства для ее применения на практике. А также исследовано ро...

Уголовно-правовой механизм освобождения от наказания

В статье рассматривается уголовно-правовой механизм освобождения от наказания, имеющий важное значение. Обозначены его элементы (правые нормы и положения, регламентирующие освобождение от наказания; правовые статусы правоприменителя и правоисполнител...

Институт отсрочки отбывания наказания

В статье рассматривается институт отсрочки отбывания наказания. Обращено внимание на особенности исследуемого института путем определения его признаков и условий применения. Сделан вывод, что сущность отсрочки отбывания наказания состоит в том, что л...

Лишение специального права как один из видов административного наказания

Актуальность темы исследования заключается в том, что лишение специального права занимает особое место среди общего числа административных наказаний, принимая на себя не последнюю роль в борьбе с административными правонарушениями. Как показывает пра...

Понятие уголовной ответственности. Классификация мер уголовно-правового характера

В статье предложен авторский подход к пониманию явления уголовной ответственности с учетом его сущности и содержания, а также разработана классификация мер уголовно-правового характера (принуждения, воздействия) в зависимости от характера взаимодейст...

Мера пресечения в виде домашнего ареста

В статье рассмотрены аспекты становления и современного функционирования такой меры пресечения, как домашний арест. Выявлены этапы развития домашнего ареста, дана их характеристика. Дан краткий анализ вопросов функционирования данной меры пресечения ...

Пожизненное лишение свободы как наказание, противоречащее принципу гуманизма

В статье авторы пытаются определить степень гуманности и справедливости такой меры уголовного наказания, как пожизненное лишение свободы в России. Данная статья актуализирует проблему современных правовых государств в сфере уголовного наказания в ст...

Освобождение от юридической ответственности

В статье анализируются основные теоретические положения освобождения от юридической ответственности в современном публичном праве, такие как условия, исключающие данную правовую ответственность и освобождение от нее. Также, в приведенной ниже статье...

Похожие статьи

Проблемы принудительных мер воспитательного воздействия в Уголовном кодексе России

В статье рассмотрен вопрос эффективности принудительных мер воспитательного воздействия на современном этапе развития Уголовного кодекса Российской Федерации. Приведены статистические данные и проанализировано современное состояние положений уголовно...

Система принудительных мер воспитательного воздействия

Статья посвящена исследованию принудительных мер воспитательного характера. Отмечается, что данные меры применяются исключительно к несовершеннолетним и являются видом освобождения от уголовной ответственности (а ст. 92 УК также предусматривает, что ...

Проблемы назначения и исполнения исправительных работ в отношении несовершеннолетних

В данной работе рассмотрены особенности назначения и исполнения такой меры наказания для несовершеннолетних правонарушителей как исправительные работы, проанализированы сдерживающие обстоятельства для ее применения на практике. А также исследовано ро...

Уголовно-правовой механизм освобождения от наказания

В статье рассматривается уголовно-правовой механизм освобождения от наказания, имеющий важное значение. Обозначены его элементы (правые нормы и положения, регламентирующие освобождение от наказания; правовые статусы правоприменителя и правоисполнител...

Институт отсрочки отбывания наказания

В статье рассматривается институт отсрочки отбывания наказания. Обращено внимание на особенности исследуемого института путем определения его признаков и условий применения. Сделан вывод, что сущность отсрочки отбывания наказания состоит в том, что л...

Лишение специального права как один из видов административного наказания

Актуальность темы исследования заключается в том, что лишение специального права занимает особое место среди общего числа административных наказаний, принимая на себя не последнюю роль в борьбе с административными правонарушениями. Как показывает пра...

Понятие уголовной ответственности. Классификация мер уголовно-правового характера

В статье предложен авторский подход к пониманию явления уголовной ответственности с учетом его сущности и содержания, а также разработана классификация мер уголовно-правового характера (принуждения, воздействия) в зависимости от характера взаимодейст...

Мера пресечения в виде домашнего ареста

В статье рассмотрены аспекты становления и современного функционирования такой меры пресечения, как домашний арест. Выявлены этапы развития домашнего ареста, дана их характеристика. Дан краткий анализ вопросов функционирования данной меры пресечения ...

Пожизненное лишение свободы как наказание, противоречащее принципу гуманизма

В статье авторы пытаются определить степень гуманности и справедливости такой меры уголовного наказания, как пожизненное лишение свободы в России. Данная статья актуализирует проблему современных правовых государств в сфере уголовного наказания в ст...

Освобождение от юридической ответственности

В статье анализируются основные теоретические положения освобождения от юридической ответственности в современном публичном праве, такие как условия, исключающие данную правовую ответственность и освобождение от нее. Также, в приведенной ниже статье...

Задать вопрос