Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ конструкций кузовов для применения на высокоскоростном железнодорожном транспорте

Технические науки
26.09.2024
66
Поделиться
Библиографическое описание
Владимиров, Д. С. Анализ конструкций кузовов для применения на высокоскоростном железнодорожном транспорте / Д. С. Владимиров, В. А. Комиссаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117794/.


В статье авторы проводят сравнительный анализ конструкций кузовов, применяемых на отечественном железнодорожном подвижном составе.

Ключевые слова: локомотивы, электропоезда, конструкция .

В «Стратегии развития железнодорожного транспорта к 2030 году» [1] предусмотрено развитие высокоскоростного сообщения со скоростями до 350 км/ч. Это даст толчок к экономическому развитию государства, повысит мобильность пассажиров, поставит Россию на один уровень с высокоразвитыми в сфере железнодорожного транспорта странами, а также будет способствовать взаимодействию с дружественными странами консультации дружественных стран в вопросе высокоскоростного ж. д. сообщения.

Перед инженерами, конструкторами и проектировщиками стоит множество вопросов как в области конструкции подвижного состава, взаимодействия колеса с рельсом, сервисного обслуживания, тягового привода и систем управления, так и в вопросах средств СЦБ и связи и инфраструктуры.

Одной из задач, особенно в сфере высокоскоростного сообщения является снижение нагрузки на ось. Для решения этой задачи необходимо выполнить: анализ и оптимизацию конструкции э. п.с., тщательную планировку оборудования, применять современные технологии производства.

Одним из способов снижения массы подвижного состава является изменение конструкции кузова, применение более лёгких сплавов, которые к тому же будут иметь больший ресурс и прочность.

Применение современных технологий в конструировании кузовов высокоскоростного железнодорожного транспорта имеет несколько ключевых причин:

  1. Аэродинамика и скорость : Высокоскоростные поезда движутся с очень высокими скоростями, что требует минимизации аэродинамического сопротивления. Инновационные технологии позволяют создавать обтекаемые формы кузовов, которые снижают сопротивление воздуха и, следовательно, повышают скорость и энергоэффективность поездов;
  2. Безопасность : Современные материалы и конструкции обеспечивают более высокую прочность кузовов;
  3. Комфорт пассажиров : Инновационные технологии позволяют улучшить внутреннюю планировку и комфортность салонов. Использование новых материалов и конструктивных решений помогает снизить уровень шума и вибраций, что делает поездки более приятными для пассажиров;
  4. Энергоэффективность : Легкие и прочные материалы, такие как углепластик и алюминиевые сплавы, позволяют снизить вес поездов, что, в свою очередь, уменьшает расход энергии на движение. Это не только экономически выгодно, но и способствует снижению воздействия на окружающую среду.
  5. Долговечность и обслуживание : Инновационные материалы и конструкции могут значительно увеличить срок службы кузовов и снизить затраты на их обслуживание. Это особенно важно для высокоскоростных поездов, которые эксплуатируются в интенсивном режиме.

Отследим этапы развития кузовов на железнодорожном транспорте. На отечественном подвижном составе первоначально применялись кузова с несущей рамой. В такой конструкции можно условно выделить две составляющие: рама кузова и отдельный кузов, который опирается на раму.

Рама кузова служила основой для локомотива, на ней монтировалось всё нужное оборудование, боковые стенки, торцевые стенки [2]. Через раму кузова передавались все виды нагрузок: вертикальная, продольная, боковая, а сам кузов в передаче усилий никак не участвовал.

Рама кузова представляет собой две продольные балки, соединённые между собой с помощью сварки или клёпки. Как правило, все элементы литые или прокатные, изготавливались из стали Ст3 или М16с.

Можно перечислить несколько недостатков несущей рамы:

– для обеспечения нужной жёсткости и прочности рама кузова обладает большой массой и габаритами;

– жёсткость конструкции неравномерная и сосредоточена именно в раме, а сам кузов для уменьшения массы не обладает высокой технологичностью. Отсюда меньшая устойчивость к вибрациям и динамическим нагрузкам;

Схема несущей конструкции кузова вагона, раму которого составляют балки: 1 — хребтовая; 2 — шкворневая; 3 — продольная; 4 — промежуточная; 5 — концевая (лобовая); Т — продольные силы; R — реакция опор

Рис. 1. Схема несущей конструкции кузова вагона, раму которого составляют балки: 1 — хребтовая; 2 — шкворневая; 3 — продольная; 4 — промежуточная; 5 — концевая (лобовая); Т — продольные силы; R — реакция опор

Однако такая конструкция также имеет и преимущества: простота демонтажа кузова с рамы и доступ к оборудованию внутри, что особенно важно у электровозов и тепловозов.

В виду указанных особенностей, кузова с несущей рамой не применялись на моторвагонном подвижном составе.

Такую конструкцию имели первоначальные грузовые электровозы: ВЛ10, ВЛ80 и тепловозы: 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2М62.

Для уменьшения веса вагона и улучшения жёсткости, следующим этапом развития стала конструкция кузовов с несущей рамой и боковыми стенами, которые представляют собой однородную конструкцию с распределённой жёсткостью и прочностью. Обычно эта конструкция представляет собой коробку из продольных и поперечных балок, закрытых внешне гофрированными листами для увеличения жёсткости.

Существует два типа таких кузовов:

– с несущими элементами в виде раскосной фермы;

– несущий прямоугольный каркас с гофрированными листами 2–2,5 мм.

Конструкция цельнонесущих кузовов даёт возможность получить множество преимуществ: это одновременно увеличение жёсткости и прочности конструкции, снижение веса, увеличение аэродинамических свойств, а также увеличение безопасности пассажиров.

Самым главным преимуществом является уменьшение веса вагона за счёт включения в работу помимо рамы кузова боковых стен. Это способствует уменьшению нагрузки на ось, что особенно важно на высоких скоростях.

Ферменная (раскосно-стоечная) конструкция несущего кузова тепловоза ТЭП70

Рис. 2. Ферменная (раскосно-стоечная) конструкция несущего кузова тепловоза ТЭП70

В последние годы в кузовах моторвагонного подвижного состава появилась новая тенденция: цельнонесущие кузова из экструдированных алюминиевых профилей. Такую конструкцию имеют построенные на базе немецких Velaro и Desiro отечественные электропоезда соответственно «Сапсан» и «Ласточка».

Опыт эксплуатации показывает, что кузова этих электропоездов имеют небольшой вес, необходимую жёсткость конструкции, лёгкость монтажа и сборки и меньшее количество операций сварки, т. к. уже не требуется каркас кузова, который будет обшиваться наружными листами. Боковые стены электропоездов могут быть выполнены полностью из экструдированных профилей и в них сделаны вырезы для окон и прислонно-сдвижных дверей. Тем самым, из-за единой конструкции профиля и отсутствия лишних операций нагрева металла получается более жёсткая и прочная конструкция.

Процесс сварки является очень сложной операцией, за которой необходим тщательный контроль. Необходимо соединить все детали таким образом, чтобы в результате получилась требуемая геометрия, соответствующая габариту подвижного состава без короблений, перекосов и местных прожогов металла. Сварочные швы также несут в своей концепции концентраторы напряжений и чем больше сварочных швов, тем больше концентраторов напряжений.

Из этого прямо следует, что в конструкции кузовов было бы лучше всего применить технологии, минимизирующие применение сварочных операций, к тому же чтобы при этом обеспечивалась минимальная масса, необходимая жёсткость и прочность конструкции.

Всех вышеперечисленных критериев можно добиться, если применить на высокоскоростном подвижном составе кузова из алюминиевых экструдированных профилей.

Литература:

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р
  2. Механическая часть тягового подвижного состава: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / И. В. Бирюков, А. Н. Савоськин, Г. П. Бурчак и др.; Под ред. И. В. Бирюкова. — М.: Транспорт, 1992. — 440 с.
  3. Добровольская Э. М. / Устройство и ремонт электропоездов. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. — 455 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
локомотивы
электропоезда
конструкция
Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 12-14):
Часть 1 (стр. 1-61)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 12-14стр. 61

Молодой учёный