Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Программы развития ведущей деятельности в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте

Психология
22.05.2022
469
Поделиться
Библиографическое описание
Туманова, А. Д. Программы развития ведущей деятельности в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте / А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91812/.


В данной статье автор определяет основные параметры программ развития ведущей деятельности у детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового возраста, юношеского возраста; приводит основной учёт психических новообразований развития детей; приводит перечень используемых для развития ведущей деятельности детей упражнений и игр.

Ключевые слова: программа развития, ведущая деятельность, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, психика, психические новообразования, упражнения, игры

В развитии каждого ребёнка разных возрастов, начиная с дошкольного возраста и завершая юношеским возрастом, существует свой вид ведущей деятельности, который формирует психологические новообразования в жизни ребёнка и определяет сущностные характеристики развития ребёнка в определённом возрасте, на которые сам ребёнок опирается, постепенно познавая жизнь вокруг себя и в самом себе.

Ведущая деятельность — это главный вид деятельности, который определяет формирование основных психологических новообразований ребёнка на данной ступени развития его личности. На каждый индивидуально-возрастной фактор формирования личности педагоги и психологи составляют программы развития ведущей деятельности, что поможет ребёнку, исходя из своего возраста, своевременно получать нужные знания, умения и навыки, а также приобретать нужные привычки и черты характера, что способны сформировать личность ребёнка и определить его место в обществе [1].

Самый первый возраст, с которого начинаются более осознанные шаги в развитии ребёнка — это дошкольный возраст (3–5 лет). Ведущей деятельностью этого возраста является игра, в которой ребёнок впервые примеряет на себя определённые роли, подстраивает собственное поведение под правила игры, начинает уметь подражать типичным образцам поведения в игре-«развивашке».

Одной из таких игр, например, может быть игра «Живые камушки».

Суть данной игры заключается в том, что педагог приносит камушки разной толщины, высоты, цвета и размера, даёт детям задание нарисовать на каждом камушке интересное личико, назвать его по имени, рассказать о нём. Ребята рисуют лица на камушках, разукрашивают их, лепят на них пластилин, «наряжая» камушки. После этого каждый ребёнок представляет свой камушек, называя его по имени и рассказывая о нём интересные придуманные вещи. Представление объекта природы в качестве своего друга помогает ребёнку быть коммуникабельным, открытым. Также появляется возможность представления художественного потенциала каждым ребёнком.

Данную инсценировку игры можно рассмотреть на рисунке № 1:

Игра «Живые камушки» для детей дошкольного возраста

Рис. 1. Игра «Живые камушки» для детей дошкольного возраста

Следом за дошкольным возрастом идёт в развитии ребёнка младший школьный возраст (6–11 лет). Ведущая деятельность данного возраста — учебная. В ней ребёнок учится дисциплине, ответственности, исполнительности, принимая новые знания от окружающего мира, подчиняясь высокопоставленным авторитетам — в данном случае новым авторитетом для ребёнка будет являться школьный учитель.

Игра “Цветик-семицветик” . На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”. Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задания конкретного учебного типа (это могут быть грамматические правила по русскому языку или математические примеры). Класс следит за отвечающим. Если ученик верно ответил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце занятия окажется 7 лепестков-7 правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.

В подростковом возрасте детей (12–15 лет) главным компонентом ведущей деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками.

Укрепить данный компонент помогут такие игры, как «Знакомство с игровой группой (совместная игра)». В данной игре идет сперва ознакомление с задачами и правилами группы. Совместная игра, например, «Угадай слово по жестам» проводится сообща вместе с товарищами в группе, где один человек показывает конкретные знаки или образы, обозначающие то или иное слово, а группа обсуждает возможные варианты, о каком слове может идти речь.

А также следующая игра «Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост». В данной игре идёт анализ-обсуждение (либо рефлексия) ценности личности «себя» и личности «других». В ней ребёнку могут задавать такие вопросы, как: «Как ты относишься к самому себе?», «Нравится ли тебе то, что ты делаешь?», «К каким людям ты находишься ближе?», «Какого друга/подругу ты бы хотел(а) в своей жизни» и т. д.

Юношеский возраст (16–17 лет) — ведущая деятельность — профессиональное самоопределение.

В личностном становлении ребёнка в плане профессионального самоопределения помогут такие игры, как:

«Классификация профессий». В данную игру входит следующий перечень важных компонентов:

— Знакомство с классификацией профессий (просмотр презентации);

— Практикум (испытай себя в данной профессии — расскажи, что ты о ней знаешь, что сможешь в ней испытать и т. д.). Здесь могут предлагаться необычные характеристики профессий, а дети должны назвать профессию наиболее соответствующие названной характеристике, если возникают сомнения, что заявленная профессия «самая, самая…», то задаются наводящие вопросы.

— Обсуждения (в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать самой денежной, сложной, простой и т. п.)

«Профессия — специальность»:

— объясняется соотношение понятий «профессия» и «специальность».

— закрепление изученного материала на примерах профессий.

— Обсуждение.

Презентационный пример данной игры можно рассмотреть на рисунке № 2.

Игра «Профессия — специальность» для детей юношеского возраста

Рис. 2. Игра «Профессия — специальность» для детей юношеского возраста

«Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении»:

— Детям необходимо дать понятие о темпераменте и характере, а также в какой профессии, какой темперамент и характер более предпочтителен в данной профессии/специальности.

— Диагностика «Характеристики человека, значимые при устройстве на работу» [2]

Исходя из приведённых выше сведений, можно сделать вывод, что на каждый возраст ведущей деятельности психологи и педагоги (с опорой на индивидуально-возрастные факторы развития ребёнка) подбирают конкретный перечень программ, наиболее подходящих и благоприятных для личностного и социального развития ребёнка в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, подростковом возрасте, юношеском возрасте.

Литература:

  1. Ведущая деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/veduschaya-deyatelnost (дата обращения: 19.05.2022)
  2. Программа «Развитие» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/472-programma-razvitie (дата обращения: 19.05.2022)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
программа развития
ведущая деятельность
дошкольный возраст
младший школьный возраст
подростковый возраст
юношеский возраст
психика
психические новообразования
упражнения
игры
Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 224-226):
Часть 3 (стр. 161-241)
Расположение в файле:
стр. 161стр. 224-226стр. 241

Молодой учёный